Рабочая программа_УК_функциональная грамотность_5-8 класс

МБОУ "Строевская ООШ "

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность
для обучающихся 5 -9 классов

с. Строевское 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬИНАЗНАЧЕНИЕПРОГРАММЫ
Актуальность программы определяется изменениемтребованийреальностикчеловеку,получающемуобразованиеиреализующемусебявсовременномсоциуме.Этиизменениявключают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее
включенности в различные социальные сферы и социальные
отношения. Для успешного функционирования в обществе
нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыкидлярешенияважныхзадачвизменяющихсяусловиях, а для
этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных
сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный
выбор,приниматьконструктивныерешения.Необходимопланироватьсвоюдеятельность,осуществлятьееконтрольиоцен- ку,
взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
ВведениевроссийскихшколахФедеральныхгосударственных образовательных стандартов начального общегообразования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО)
актуализировало значимость формирования функциональной
грамотности с учетом новых приоритетных целей образования,
заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов.
Реализация требований ФГОС предполагает дополнениесодержания школьного образования спектром компонентов функциональнойграмотностииосвоениеспособовихинтеграции.
Программа курса внеурочной деятельности«Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное
предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности.
Основной целью курса является формированиефункциональнограмотнойличности,ееготовностииспособности
«использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни
знания, умения и навыки для решения максимально широкого
диапазона жизненных задач в различных сферахчеловеческой
деятельности,общенияисоциальныхотношений» 1.
1

Образовательнаясистема«Школа2100».Педагогиказдравого
смысла / под ред.А. А.Леонтьева.М.:Баласс, 2003.С.35.
3

Курс создает условия для формированияфункциональной
грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в
формах, отличных от урочных.
Содержание курса строится по основнымнаправлениям
функциональной грамотности (читательской, математической,
естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направлениявсоответствиисвозрастнымиособенностямииинтересами обучающихся, а также спецификой распределения
учебногоматериалапоклассамвыделяютсяключевыепроблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет
обеспечитьобобщениезнанийиопыта,приобретенныхнаразличных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного
поведения, развитие критического и креативного мышления.

ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Программареализуетсявработесобучающимися5—9классов.
Программа курса рассчитана на пять лет с проведениемзанятий 1 раз в неделю.
Реализация программы предполагает использованиеформ
работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой
работы, проектную и исследовательскую деятельность, дело-вые
игры, организацию социальных практик. Таким образом,
вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность
позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний,
переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди
других людей. В целом реализация программы вносит вклад в
нравственное и социальное формирование личности.
Методическимобеспечениемкурсаявляютсязаданияразработанногобанкадляформированияиоценкифункциональной
грамотности, размещенные на портале Российской электронной
школы
(РЭШ,
https://fg.resh.edu.ru/),
портале
ФГБНУ
ИСРОРАО(http://skiv.instrao.ru/),
электронном
образовательном
ресурсе
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/ func/), материалы из пособий
«Функциональная
грамотность.
Учимсядляжизни»(17сборников)издательства«Просвеще4

ПРОГРАММАКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ.5—9классы

ние», а также разрабатываемые методические материалыв
помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу
всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и
групповую работу.

ВЗАИМОСВЯЗЬСПРОГРАММОЙВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности разработана с
учетомрекомендацийпримернойпрограммывоспитания.
Согласно Примерной программе воспитания усовременного школьника должны быть сформированы ценности Родины,
человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания,
здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят
свое отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное,
эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей
научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса
способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценномуличностномуразвитиюшкольниковисозданиюусловий для их позитивной социализации.

ОСОБЕННОСТИРАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОГРАММЕ
В планировании, организации и проведении занятийпринимают участие учителя разных предметов. Это обеспечивает
объединение усилий учителей в формировании функциональной грамотности как интегрального результата личностного
развития школьников.
Задача педагогов состоит в реализации содержаниякурса
через вовлечение обучающихся в многообразную деятельность,
организованную в разных формах. Результатом работы в пер-вую
очередь является личностное развитие ребенка. Личност- ных
результатов педагоги могут достичь, увлекая ребенка совместной и интересной для него деятельностью, устанавливаяво
время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу,насыщаязанятияличностноценностнымсодержанием.
Особенностьюзанятийявляетсяихинтерактивностьимногообразие используемых педагогом форм работы.
Реализация программы предполагает возможностьвовлечения в образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы.
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯГРАМОТНОСТЬ:УЧИМСЯДЛЯЖИЗНИ»

5

СОДЕРЖАНИЕКУРСА
ВВЕДЕНИЕ.ОШЕСТИСОСТАВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ
Содержаниекурсавнеурочнойдеятельности«Функциональнаяграмотность:учимсядляжизни»представленошестьюмодулями,вчислокоторыхвходятчитательскаяграмотность,математическая грамотность, естественно-научная грамотность,
финансоваяграмотность,глобальныекомпетенцииикреативное мышление.

Читательскаяграмотность
«Читательская грамотность – способность человекапонимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» 2.
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направленияв
том, что читательская грамотность формируетсясредствами
разных учебных предметов и разными форматами внеурочной
деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках
курса предусматривает работу с текстами разных форматов
(сплошными, несплошными, множественными), нацелен на
обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной
информации, приемам соотнесения графической и текстовой
информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работупо
анализу и интерпретации содержащейся в тексте информа- ции, а
также оценке противоречивой, неоднозначной, непрове- ренной
информации, что формирует умения оценивать надеж- ность
источника и достоверность информации, распознавать скрытые
коммуникативные цели автора текста, в том числе
манипуляции,ивырабатыватьсвоюточкузрения.

Математическаяграмотность
Фрагмент программы внеурочной деятельности в частиматематическойграмотностиразработаннаосновеФедерального
2ПоматериаламсайтаОрганизацииэкономическогосотрудничества

иразвития[Электронныйресурс]//https://www.oecd.org/pisa/da
ta/PISA-2018-draft-frameworks.pdf.

6

ПРОГРАММАКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ.5—9классы

государственного образовательного стандарта основногообщего образования с учетом современных мировых требований,
предъявляемых к математическому образованию, Концепции
развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими
основу для непрерывного образования и саморазвития, а также
целостность общекультурного, личностного и познавательного
развития обучающихся.
Функциональность математики определяется тем, чтоее
предметомявляютсяфундаментальныеструктурынашего
мира:
пространственные формы и количественные отношения. Без
математических знаний затруднено понимание принципов
устройстваииспользованиясовременнойтехники,восприятие
и
интерпретация социальной, экономической, политической
информации, малоэффективна повседневная практическая
деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений, читать
информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и
пониматьвероятностныйхарактерслучайныхсобытий.
Формирование функциональной математическойграмотности естественным образом может осуществляться на уроках
математики,причемкакврамкахконкретныхизучаемых тем, так и
в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный
формат внеурочной деятельности открывает до- полнительные
возможности для организации образовательного процесса,
трудно реализуемые в рамках традиционного урока.Во-первых,
это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной
деятельности
форм
проведения
математических
занятий:практическиезанятияваудиторииинаместности,опрос
и
изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол
и презентация. Во-вторых, такой возможностью является
интеграция математического содержания с содержанием дру-гих
учебных предметов и образовательных областей. В данной
программе предлагается «проинтегрировать» математику с
финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционированиясовременногообщества,ноисоздаетестественную
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯГРАМОТНОСТЬ:УЧИМСЯДЛЯЖИЗНИ»

7

мотивационную подпитку для изучения как математики,таки
обществознания.

Естественно-научнаяграмотность
Задачи формирования естественно-научной грамотностив
рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равноймере
определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании
PISA:
«Естественно-научнаяграмотность–этоспособностьчеловеказаниматьактивнуюгражданскуюпозициюпообщественнозначимымвопросам,связаннымсестественныминауками,и его
готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Естественно-научнограмотныйчеловекстремитсяучаствоватьваргументированномобсуждениипроблем,относящихсякесте
ственнымнаукамитехнологиям,чтотребуетотнегоследующихкомпетентностей:
6научнообъяснятьявления;
6демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
6интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей
степени, чем при изучении систематических учебных предме-тов,
регламентируется образовательным стандартом. Учебные
занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы
(это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности
учащихся.

Финансоваяграмотность
Формирование финансовой грамотности предполагаетосвоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой
целью в модуль финансовой грамотности Программы включеныразделы«Школафинансовыхрешений»(5—7классы)и
«Основыфинансовогоуспеха»(8—9классы).Изучаятемыэтих
8

ПРОГРАММАКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ.5—9классы

разделов, обучающиеся познакомятся с базовымиправилами
грамотного использования денежных средств, научатся выявлятьианализироватьфинансовуюинформацию,оцениватьфинансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют
выработкеуменийинавыков,необходимыхприрассмотрении
финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных
решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствийсделанноговыборасучетомвозможностейипредпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий
создает условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число
задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания.

Глобальныекомпетенции
Направление «глобальные компетенции»непосредствен-но
связано с освоением знаний по проблемам глобализации,
устойчивогоразвитияимежкультурноговзаимодействия,изучение которых в соответствии с Федеральным государственным
стандартом основного общего образования входит в программы
естественно-научных,общественно-научныхпредметовииностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта:
глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление,
умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать
различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия
людей и их воздействие на природу и общество.
Деятельность по формированию глобальной компетентности
обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательныезадачи,ориентируяшкольниковсучетомихвозраста
и
познавательных интересов на современную систему научных
представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры,
применение знаний из социальных и естественных наук при
планировании своих действий и поступков и при оценке их
возможныхпоследствийдляокружающейсредыисоциального
окружения.
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯГРАМОТНОСТЬ:УЧИМСЯДЛЯЖИЗНИ»

9

Креативноемышление
Модуль «Креативное мышление» отражает новоенаправление функциональной грамотности. Введение этого направления
обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры,
развитие производства зависят от появления инновационных
идей, от создания нового знания и от способности его выразитьи
донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает
людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на
вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно
пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с кото-рыми
современный человек встречается в различных реальных
ситуациях. Задача и назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и
совершенствовать идеи, направленные на поиск инновацион-ных
решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание
занятий направлено на формирование у обучающихся общего
понимания особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся
осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативногомышления.Этопозволяетвпоследствии,наурокахи
на
классных часах, в ходе учебно-проектной и учебно-исследовательской деятельности использовать освоенные навыки для
развитияисовершенствованиякреативногомышления.
КаждыймодульПрограммыпредлагаетсяизучатьежегодно
вобъеме5часоввнеделю,начинаяс5класса.Вовсехмодулях
впоследовательноусложняющихсяконтекстахпредлагаютсязадан
ия,основанныенапроблемныхжизненныхситуациях,
формирующиенеобходимыедляфункциональнограмотногочеловекауменияиспособыдействия.Последниезанятиякаждогог
одаобученияиспользуютсядляподведенияитогов, проведения
диагностики, оценки или самооценки и
рефлексии.НижепредставленосодержаниекаждогомодуляПрогра
м-мыпогодамобучения(для5—9классов),включаяиинтегрированныезанятия.
10

ПРОГРАММАКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ.5—9классы

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ШЕСТИ НАПРАВЛЕНИЯМ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ
5 класс
Модуль:Читательскаяграмотность«Читаем,соединяятекстовуюигра
фическуюинформацию»(5ч)
1

Путешествуемипознаеммир(ПутешествиепоРоссии)

2

Работаемнадпроектом(Школьнаяжизнь)

3

Хотимучаствоватьвконкурсе(Школьнаяжизнь)

4

Постраницамбиографий(Великиелюдинашейстраны)

5

Мирмоегогорода(Человекитехническийпрогресс)

Модуль:Естественно-научнаяграмотность«Наукарядом»(5ч)
1

Моиувлечения

2

Растенияиживотныевнашейжизни

3

Загадочныеявления

Модуль:Креативноемышление«Учимсямыслитькреативно»(5ч)
1

Модели и ситуации. Общее представление о креативности
(напримерахпростейшихзаданийибытовыхситуаций).Знакомство с содержательными и тематическими областями

2

Выдвижение разнообразных идей. Для чего
нужновыдвигатьразныеидеииварианты.Разные,похожие,одинако
вые
Выдвижениекреативныхидейиихдоработка.Длячего нужны
нестандартные идеи. Когда и кому бываютнужныкреативные
идеи

3

4

От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания

5

Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой
работы

Модуль:Математическаяграмотность«Математикавповседневнойжизни»(4ч)
1

Путешествияиотдых

2

Транспорт

3

Здоровье

4

Домашнеехозяйство

Модуль:Финансоваяграмотность«Школафинансовыхрешений»(4ч)
1

Собираемсязапокупками:чтоважнознать

2

Делаемпокупки:какправильновыбиратьтовары

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯГРАМОТНОСТЬ:УЧИМСЯДЛЯЖИЗНИ»

11

3

Приобретаемуслуги:знаем,умеем,практикуем

4

Самоеглавноеоправилахповеденииграмотногопокупателя

Интегрированныезанятия:Финансоваяграмотность+Математика(2ч)
1

«Деньги–нещепки,счетомкрепки»

Модуль:Глобальныекомпетенции«Роскошьобщения.Ты,я,мыотвечаем
запланету.Мыучимсявзаимодействоватьизнакомимсясглобальнымип
роблемами»(5ч)
1

Мыумеемдружить

2

Общаемсясодноклассникамииживеминтересно

3

Какие проблемы называют глобальными? Что значит
бытьглобально компетентным?

4

Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем
действовать. Идея: на материале заданий «Покупаем новое»
и «Не выбрасывайте продукты» интеграция с финансовой
грамотностью по теме «Покупки»

6 класс
Модуль:Читательскаяграмотность«Читаем,различаяфактыимнения
»(5ч)
1

Насждетпутешествие(Путешествиепороднойземле)

2

Открываемтайныпланеты(Изучениепланеты)

3

Открываеммирнауки(Человекиприрода)

4

По страницам биографий полководцев (Великие
людинашейстраны)

5

Нашипоступки(межличностныевзаимодействия)

Модуль:Естественно-научнаяграмотность«Учимсяисследовать»(5ч)
1

Моиувлечения

2

Растенияиживотныевнашейжизни

3

Загадочныеявления

Модуль:Креативноемышление«Учимсямыслитькреативно»(5ч)
1

3
4

12

Креативность в бытовых и учебных ситуациях:
моделииситуации.
Модели заданий:
6названияизаголовки(ПС3)
6рисункииформы,чтоскрытозарисунком?(ВС4)

ПС–письменноесамовыражение(здесьидалее)
ВС–визуальноесамовыражение(здесьидалее)
ПРОГРАММАКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ.5—9классы

6межличностныеотношения(СПр5)
6исследовательскиевопросы(ЕНПр6)

2

Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкостьибеглостьмышления.Разныеобразыиассоциации

3

Выдвижение креативных идей и их доработка.Оригиналь-ность
и проработанность
Каквдохнутьвидеюжизнь?Моделируемситуацию:нужны
оригинальные идеи

4

От выдвижения до доработки идей. Выполнение проекта
наоснове комплексного задания

5

Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой
работы

Модуль:Математическаяграмотность«Математикавповседневнойжизни»(4ч)
1

Спорт

2

Геометрическиеформывокругнас

3

Здоровыйобразжизни

4

Вшколеипослешколы(илиОбщение)

Модуль:Финансоваяграмотность«Школафинансовыхрешений»(4ч)
1

Семейныйбюджет:подоходам—ирасход

2

Непредвиденные расходы: как снизить
рискфинансовыхзатруднений

3

Начемможносэкономить:тотбезнуждыживет,ктоденьги бережет

4

Самое главное о правилах грамотного ведения
семейногобюджета

Интегрированныезанятия:Финансоваяграмотность+Математика(2ч)
1

«Копейкаккопейке–проживетсемейка»

Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы
отвечаем за планету. Мы учимся самоорганизации и помогаем
сохранить природу » (5 ч)
1

Мыразные,норешаемобщиезадачи

2-3 Узнаем традиции и обычаи и учитываем их в общении. Соблюдаем правила. Участвуем в самоуправлении
5
6

СПр–решениесоциальныхпроблем(здесьидалее)
ЕНПр–решениеестественнонаучныхпроблем(здесьидалее)

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯГРАМОТНОСТЬ:УЧИМСЯДЛЯЖИЗНИ»

13

4

Глобальныепроблемывнашейжизни

5

Заботимсяоприроде

7 класс
Модуль:Читательскаяграмотность«Вмиретекстов:отэтикеткидопове
сти»(5ч)
1

Смыслжизни(Яимояжизнь)

2

Интеграция темы «Планета людей (Взаимоотношения)»
почитательской грамотности и темы «Общаемся,
учитываясвоиинтересыиинтересыдругих»по«Глобальнымкомпет
енци- ям»

3

Человекикнига

4

Будущее(Человекитехническийпрогресс)

5

Проблемыповседневности(выбортоваровиуслуг)

Модуль:Естественно-научнаяграмотность«Узнаемновоеиобъясняем»(5ч)
1

Наукаитехнологии

2

Мирживого

3

Вещества,которыенасокружают

4

Моиувлечения

Модуль:Креативноемышление«Проявляемкреативностьнауроках,вшколеивжизни»(5ч)

14

1

Креативность в учебных ситуациях и ситуацияхмежличностного взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций.
Модели заданий:
6сюжеты,сценарии(ПС),
6эмблемы,плакаты,постеры,значки(ВС),
6проблемыэкологии(СПр),
6выдвижениегипотез(ЕНПр)

2

Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкостьибеглостьмышления.Разныесюжеты.

3

Выдвижениекреативныхидейиихдоработка.Оригиналь- ность
и проработанность. Когда возникает необходимость
доработать идею?
Моделируемситуацию:нужнадоработкаидеи.

4

От выдвижения до доработки идей. Создание продукта.Выполнениепроектанаосновекомплексногозадания.

5

Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнениеитоговой работы
ПРОГРАММАКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ.5—9классы

Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» (4 ч)
1

Вдомашнихделах:ремонтиобустройстводома

2

Вобщественнойжизни:спорт

3

Наотдыхе:досуг,отпуск,увлечения

4

Впрофессиях:сельскоехозяйство

Модуль:Финансоваяграмотность«Школафинансовыхрешений»(4ч)
1

Как финансовые угрозы превращаются в финансовыенеприятности

2

Уловки финансовых мошенников: что помогает от нихзащититься

3

ЗаходимвИнтернет:опасностидляличныхфинансов

4

Самое главное о правилах безопасного финансового поведения

Интегрированныезанятия:Финансоваяграмотность+Математика(2ч)
1

«Покупать,нопосторонамнезевать»

Модуль:Глобальныекомпетенции«Роскошьобщения.Ты,я,мыотвечае
мзапланету.Мыучимсяобщатьсясдрузьямиивместерешатьпроблемы»
(5ч)
1

Счеммогутбытьсвязаныпроблемывобщении

2

Общаемсявшколе,соблюдаясвоиинтересыиинтересы друга.
Идея:наматериалезадания«Тихаядискотека»интеграцияс
читательской грамотностью

3

Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем

4-5

Действуем для будущего: участвуем в измененииэкологической ситуации. Выбираем профессию

8 класс
Модуль:Читательскаяграмотность«Шагзапределытекста:пробуемдействовать»(5ч)
1

Смыслжизни(яимояжизнь)

2

Человекикнига

3

Познание

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯГРАМОТНОСТЬ:УЧИМСЯДЛЯЖИЗНИ»

15

Модуль: Естественно-научная грамотность «Как применяютзнания?» (5 ч)
1

Наукаитехнологии

2

Мирживого

3

Вещества,которыенасокружают

4

Нашездоровье

Модуль:Креативноемышление«Проявляемкреативностьнауроках,вшколеивжизни»(5ч)
1

Креативность в учебных ситуациях и ситуацияхсоциального
взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций.
Модели заданий:
6тематикаиназвания,слоганы,именагероев(ПС),
6схемы,опорныеконспекты(ВС),
6социальныеинициативыивзаимодействия(СПр),
6изобретательствоирационализаторство(ЕНПр).

2

Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость
ибеглость мышления при решении школьных проблем. Использование имеющихся знаний для
креативногорешенияучебных проблем.

3

Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальностьипроработанность.Когданаурокемнепомоглакреативность?

Моделируемучебнуюситуацию:какможнопроявитькреативностьпривыполнениизадания.
4

От выдвижения до доработки идей. Создание продукта.Выполнение проекта на основе комплексного задания

5

Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнениеитоговой работы

Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» (4 ч)
1

Впрофессиях

2

Вобщественнойжизни

3

Вобщественнойжизни

4

Впрофессиях

Модуль:Финансоваяграмотность«Основыфинансовогоуспеха»(4ч)

16

1

Финансовыерискиивзвешенныерешения

2

Делаем финансовые вложения: как приумножить и непотерять
ПРОГРАММАКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ.5—9классы

3

Уменьшаемфинансовыериски:чтоикакможемстраховать

4

Самоеглавноеосбереженияхинакоплениях

Интегрированныезанятия:Финансоваяграмотность+Математика(2ч)
1

«Сосчитать–посленехлопотать»

Модуль:Глобальныекомпетенции«Роскошьобщения.Ты,я,мыотвечае
мзапланету.Мыживемвобществе:соблюдаемнормыобщенияидейству
емдлябудущего»(5ч)
1
2-3

Социальныенормы–основаобщения
Общаемсясостаршимиисмладшими.Общаемся«поправи- лам» и
достигаем общих целей

4

Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем

5

Действуемдлябудущего:сохраняемприродныересурсы

9 класс
Модуль:Читательскаяграмотность«Событияифактысразныхточекзре
ния»(5ч)
1

Смыслжизни(яимояжизнь)

2

Самоопределение

3

Смыслы,явныеискрытые

Модуль:Естественно-научнаяграмотность«Знаниявдействии»(5ч)
1

Наукаитехнологии

2

Вещества,которыенасокружают

3

Нашездоровье

4

ЗаботимсяоЗемле

Модуль:Креативноемышление«Проявляемкреативностьнауроках,вшколеивжизни»(5ч)
1

Креативность в учебных ситуациях, ситуациях личностного роста и социального проектирования. Анализ моделей и
ситуаций.
Модели заданий:
6диалоги(ПС),
6инфографика(ВС),
6личностныедействияисоциальноепроектирование(СПр),
6вопросыметодологиинаучногопознания(ЕНПр).

2

Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость
ибеглостьмышленияприрешениижизненныхпроблем.

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯГРАМОТНОСТЬ:УЧИМСЯДЛЯЖИЗНИ»

17

3

Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. В какой жизненной ситуации мне
помогла креативность? Моделируем жизненную ситуацию:
когда может понадобиться креативность

4

От выдвижения до доработки идей. Создание продукта.Выполнениепроектанаосновекомплексногозадания.

5

Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнениеитоговой работы

Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» (4 ч)
1

Вобщественнойжизни:социальныеопросы

2

Наотдыхе:измерениянаместности

3

Вобщественнойжизни:интернет

4

Вдомашнихделах:коммунальныеплатежи

Модуль:Финансоваяграмотность«Основыфинансовогоуспеха»(4ч)
1

Моеобразование—моебудущее

2

Человекиработа:чтоучитываем,когдаделаемвыбор

3

Налогиивыплаты:чтоотдаемикакполучаем

4

Самое главное о профессиональном выборе: образование, работа и финансовая стабильность

Интегрированныезанятия:Финансоваяграмотность+Математика(2ч)
1

«Труд,зарплатаиналог—важныйопытиурок»

Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы
отвечаем за планету. Мы будем жить и работать в изменяющемся
цифровом мире» (5 ч)
1

Какое общение называют эффективным. Расшифруем«4к»

2-3

Общаемся в сетевых сообществах, сталкиваемся состереотипами, действуем сообща

4-5

Почемуидлячеговсовременноммиренужнобытьглобаль- но
компетентным?
Действуем для будущего: учитываем цели устойчивогоразви-тия

18

ПРОГРАММАКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ.5—9классы

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены наобеспечение
достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они
формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее
благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.

Личностныерезультаты
6осознаниероссийскойгражданскойидентичности(осозна-

ниесебя,своихзадачисвоегоместавмире);
к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
6ценностноеотношениекдостижениямсвоейРодины—России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевымподвигам и трудовым достижениям народа;
6готовность к саморазвитию, самостоятельности иличностному самоопределению;
6осознаниеценностисамостоятельностииинициативы;
6наличие мотивации к целенаправленной социальнозначи-мой
деятельности; стремление быть полезным, интерес к
социальному сотрудничеству;
6проявлениеинтересакспособампознания;
6стремлениексамоизменению;
6сформированность внутренней позиции личности как осо-бого
ценностного отношения к себе, окружающим людями жизни в
целом;
6ориентация на моральные ценности и нормы вситуациях
нравственного выбора;
6установка на активное участие в решении практическихза- дач,
осознание важности образования на протяжении всей жизни
для успешной профессиональной деятельности и раз- витие
необходимых умений;
6осознанный выбор и построение индивидуальной траекто-рии
образования и жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов и потребностей;
6активноеучастиевжизнисемьи;
6приобретениеопытауспешногомежличностногообщения;
6готовность

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯГРАМОТНОСТЬ:УЧИМСЯДЛЯЖИЗНИ»

19

6готовность

к разнообразной совместной деятельности,активное участие в коллективных учебно-исследовательских,
проектных и других творческих работах;
6проявление уважения к людям любого труда и результатам
трудовой деятельности; бережного отношения к личномуи
общественному имуществу;
6соблюдение правил безопасности, в том числе навыковбезопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптациюобучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
6освоение социального опыта, основных социальныхролей;
осознаниеличнойответственностизасвоипоступкивмире;
6готовность к действиям в условиях неопределенности,повышению уровня своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
приобретать в совместной деятельности новые знания, навыкиикомпетенцииизопытадругих;
6осознание необходимости в формировании новых знаний, втом
числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объек- тах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетентностей, планиро- вать свое
развитие.
Личностные результаты, связанные с формированиемэкологической культуры:
6умение
анализировать и выявлять взаимосвязиприроды,
общества и экономики;
6умение оценивать свои действия с учетом влияния наокружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов,
возможных глобальных последствий;
6ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в областиокружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
6повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей ихрешения;
6активное неприятие действий, приносящих вредокружаю-щей
среде; осознание своей роли как гражданина и потре- бителя в
условиях
взаимосвязи
природной,
технологическойи
социальной сред;
20

ПРОГРАММАКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ.5—9классы

6готовность

к участию в практической деятельностиэкологической направленности.
Личностные результаты отражают готовностьобучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.

Метапредметныерезультаты
МетапредметныерезультатывоФГОСсгруппированыпо
трем
направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
— овладениеуниверсальнымиучебнымипознавательнымидейств
иями;
— овладениеуниверсальнымиучебнымикоммуникативными
действиями;
— овладениеуниверсальнымирегулятивнымидействиями.
6Освоение обучающимися межпредметных понятий(используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных
курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных
учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
6способность их использовать в учебной, познавательной и
социальной практике;
6готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничестваспедагогическимиработникамиисверстниками,к
участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
6способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
6способностьксовместнойдеятельности;
6овладение навыками работы с информацией: восприятие и
создание информационных текстов в различныхформатах,
в том числе цифровых, с учетом назначения информации и
ее целевой аудитории.

Овладениеуниверсальнымиучебнымипознавательнымидействиями:
1) базовыелогическиедействия:
6владетьбазовымилогическимиоперациями:

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯГРАМОТНОСТЬ:УЧИМСЯДЛЯЖИЗНИ»

21

— сопоставленияи сравнения,
— группировки,систематизациииклассификации,
— анализа,синтеза,обобщения,
— выделенияглавного;
6владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств;
6выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
6устанавливатьсущественныйпризнакклассификации,ос-нования
6дляобобщенияисравнения,критериипроводимогоанализа;
6с учетом предложенной задачи выявлять закономерностии
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
6предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
6выявлятьдефицитыинформации,данных,необходимых
для
решения поставленной задачи;
6выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
6делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,формулировать гипотезы о взаимосвязях;
6самостоятельно выбирать способ решения учебнойзадачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных
критериев);
2) базовыеисследовательскиедействия:
6использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания;
6формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,самостоятельно устанавливать искомое и данное;
6формировать
гипотезу
об
истинности
собственных
сужденийисужденийдругих,аргументироватьсвоюпозицию,мн
е- ние;
6проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственныхсвязейизависимостейобъектовмеждусобой;
6оценивать на применимость и достоверностьинформации,
полученной в ходе исследования (эксперимента);
22

ПРОГРАММАКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ.5—9классы

6самостоятельно

формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта,исследования,
владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
6прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходныхситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах;
3) работасинформацией:
6применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из источниковс
учетом предложенной
6учебнойзадачиизаданныхкритериев;
6выбирать,
анализировать, систематизировать иинтерпретировать информацию различных видов и форм представления;
6находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
6самостоятельно выбирать оптимальную формупредстав- ления
информации
и
иллюстрировать
решаемые
задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
6оценивать надежность информации по критериям,предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
6эффективно запоминать и систематизировать
информацию.Овладениесистемойуниверсальныхучебныхпознава
тель- ныхдействийобеспечиваетсформированностькогнитивных
навыковуобучающихся.

Овладениеуниверсальнымиучебнымикоммуникативнымидействиями:
1) общение:
6восприниматьиформулироватьсуждения,выражатьэмо-

циивсоответствиисцелямииусловиямиобщения;
себя (свою точку зрения) в устных и письменных
текстах;
6распознавать
невербальные средства общения,понимать
значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
6выражать

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯГРАМОТНОСТЬ:УЧИМСЯДЛЯЖИЗНИ»

23

6понимать

намерения других, проявлять уважительноеотношение к собеседнику и в корректной форме формулировать
свои возражения;
6в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы посуществу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленныена
решение задачи и поддержание благожелательности общения;
6сопоставлять свои суждения с суждениями другихучастниковдиалога,обнаруживатьразличиеисходствопозиций;
6публично представлять результаты решения задачи, выполненногоопыта(эксперимента,исследования,проекта);
6самостоятельно выбирать формат выступления с учетомза- дач
презентации и особенностей аудитории и в соответствиис ним
составлять устные и письменные тексты с использова- нием
иллюстративных материалов;
2) совместнаядеятельность:
6понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретнойпроблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействияприрешениипоставленнойзадачи;
6принимать
цель
совместной
деятельности,коллективно
строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
6уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовностьруководить,выполнятьпоручения,подчиняться;
6планировать организацию совместной работы,определять свою
роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения,обменмнений,«мозговыештурмы»ииные);
6выполнять свою часть работы, достигать качественногорезультата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
6оценивать качество своего вклада в общий продукт покритериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия;
6сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого
члена команды в достижение результатов, разделятьсферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчета перед группой.
24

ПРОГРАММАКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ.5—9классы

Овладение системой универсальных учебныхкоммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных
навыковиэмоциональногоинтеллектаобучающихся.

Овладениеуниверсальнымиучебнымирегулятивнымидействиями:
1) самоорганизация:
проблемы для решения в жизненных иучебных
ситуациях;
6ориентироваться в различных подходах принятиярешений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
6самостоятельносоставлятьалгоритмрешениязадачи(или
его
часть), выбирать способ решения учебной задачи с уче-том
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
6составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения),
корректировать
предложенный
алгоритмсучетомполученияновыхзнанийобизучаемомобъекте
;
6делатьвыборибратьответственностьзарешение;
2) самоконтроль:
6владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
6давать адекватную оценку ситуации и предлагать планее
изменения;
6учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптироватьрешение к меняющимся обстоятельствам;
6объяснять причины достижения (недостижения)результа-тов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту,
уметьнаходитьпозитивноевпроизошедшейситуации;
6вносить коррективы в деятельность на основе новыхобстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
6оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиям;
3) эмоциональныйинтеллект:
6различать,называтьиуправлятьсобственнымиэмоциями и
эмоциями других;
6выявлятьианализироватьпричиныэмоций;
6ставить себя на место другого человека, понимать
мотивыинамерения другого;
6регулироватьспособвыраженияэмоций;
6выявлять

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯГРАМОТНОСТЬ:УЧИМСЯДЛЯЖИЗНИ»

25

4) принятиесебяидругих:
6осознанноотноситьсякдругомучеловеку,егомнению;
6признаватьсвоеправонаошибкуитакоежеправодругого;
6приниматьсебяидругих,неосуждая;
6открытостьсебеидругим;
6осознаватьневозможностьконтролироватьвсевокруг.

Овладение системой универсальных учебныхрегулятивных
действий обеспечивает формирование смысловых установок
личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навы-ков
личности (управления собой, самодисциплины, устойчиво-го
поведения).
Предметные результатыосвоения программы основного общего образования представлены с учетом спецификисодержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной
деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной
деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области«Русский язык и литература».

Поучебномупредмету«Русскийязык»:
6понимание

прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых
типов речи: формулирование в устной и письменной форме
темыиглавноймыслитекста;формулированиевопросовпо
содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и
выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
6овладение умениями информационной переработкипрослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в
тексте;
6представление содержания прослушанного илипрочитанно-го
учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
6извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
26

ПРОГРАММАКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ.5—9классы

6анализиоцениваниесобственныхичужихписьменных

и устных
речевых
высказываний
с
точки
зрениярешения
коммуникативной задачи;
6определение лексического значения слова разными способами(установлениезначениясловапоконтексту).

Поучебномупредмету«Литература»:
6овладение

умениями смыслового анализа художественной
литературы, умениями воспринимать, анализировать,интерпретировать и оценивать прочитанное;
6умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематикупроизведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика,
авторскую позицию, учитывая художественные особенности
произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;
6овладение умениями самостоятельной интерпретациии оценки
текстуально изученных художественных произведе- ний (в
том числе с использованием методов смыслового чте- ния,
позволяющих воспринимать, понимать и интерпрети- ровать
смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях
решения различных учебных задач и удовлетворения
эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно
воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического
анализа).
Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметныхрезультатовпоучебномупредмету«Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуацияхследующиепредметныематематическиеуменияинавыки:
6сравниватьиупорядочиватьнатуральныечисла,целые
числа,
обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и
иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональны-ми
числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых
выражений; использовать калькулятор;
6решать
практико-ориентированные
задачи,содержащие
зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена,
количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из
областиуправленияличнымиисемейнымифинансами),
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯГРАМОТНОСТЬ:УЧИМСЯДЛЯЖИЗНИ»

27

решать основные задачи на дроби и проценты,используя
арифметический и алгебраический способы, перебор всех
возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользовать-ся
основными единицами измерения: цены, массы; расстоя- ния,
времени, скорости; выражать одни единицы величины
черездругие;интерпретироватьрезультатырешениязадачс
учетом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов;
6извлекать,
анализировать, оценивать информацию,представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой
диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм,
инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшеезначения,размахчисловогонабора;
6оценивать вероятности реальных событий и явлений,понимать роль практически достоверных и маловероятных событийвокружающеммиреивжизни;
6пользоваться геометрическими понятиями: отрезок,угол,
многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка;
приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур,
примерыпараллельныхиперпендикулярныхпрямыхвпространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства
изученных фигур для их распознавания, построения; применятьпризнакиравенстватреугольников,теоремуосумме
углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические
соотношениядлявычислениядлин,расстояний,площадей;
6находить длины отрезков и расстояния непосредственным
измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметрмногоугольника,
периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерени-ям;
решать несложные задачи на измерение геометрических
величинвпрактическихситуациях;пользоватьсяосновны28

ПРОГРАММАКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ.5—9классы

ми метрическими единицами измерения длины,площади,
объема;выражатьодниединицывеличинычерездругие;
6использовать
алгебраическую терминологию исимволику;
выражать формулами зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из
графиков реальных процессов и зависимостей, использовать
графикидляопределениясвойствпроцессовизависимостей;
6переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью составления уравненияили
системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенстваприрешенииразличныхзадач;
6решать задачи из реальной жизни, связанные счисловыми
последовательностями, использовать свойства последовательностей.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамкахвнеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих
предметных результатов по предметной области«Естествен-нонаучные предметы»:
6умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в
контексте ситуаций практико-ориентированного характера;
6умение проводить учебное исследование, в том числе пониматьзадачиисследования,применятьметодыисследования,
соответствующие поставленной цели, осуществлять в
соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе;
6умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;
6умениехарактеризоватьипрогнозироватьсвойствавеществ
взависимостиотихсоставаистроения,влияниевеществ
и
химических процессов на организм человека иокружаю-щую
природную среду;
6умение
использовать изученные биологическиетермины,
понятия, теории, законы и закономерности для объяснения
наблюдаемыхбиологическихобъектов,явленийипроцес- сов;
6сформированность представлений об экосистемах и значении
биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах,
стоящихпередчеловечеством,испособахихпреодоления;
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯГРАМОТНОСТЬ:УЧИМСЯДЛЯЖИЗНИ»

29

6умение

использовать приобретенные знания и навыкидля
здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучнымманипуляциямвобластиздоровья;
6умение
характеризовать принципы действиятехнических
устройствпромышленныхтехнологическихпроцессов.
Занятия пофинансовой грамотностив рамкахвнеурочной
деятельности вносят вклад в достижение следующих предметныхрезультатовпоразличнымпредметнымобластям:
6освоение системы знаний, необходимых для решенияфинансовых вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых
отношений;
6формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфереобщественной
жизни,ихэлементовиосновныхфункций;
6формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том
числе направленные на определение качества жизни человека,семьиифинансовогоблагополучия;
6формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении инакоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при
сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
6формирование умения распознавать попытки ипредупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и
криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг);
6формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт оцениватьсобственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки рисков
осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
6приобретениеопытаиспользованияполученныхзнаний
в
практической деятельности, в повседневной жизни для
принятиярациональныхфинансовыхрешенийвсфере
30

ПРОГРАММАКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ.5—9классы

управления личными финансами, определения моделейцелесообразного финансового поведения, составления личного
финансового плана.
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной
деятельности вносят вклад в достижение следующих предметныхрезультатовпоразличнымпредметнымобластям:
6освоение
научных знаний, умений и способовдействий,
специфических для соответствующей предметной области;
6формированиепредпосылокнаучноготипамышления;
6освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению вразличных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов.
Занятия покреативному мышлениюв рамкахвнеурочной
деятельности вносят вклад в достижение следующих предметныхрезультатовпоразличнымпредметнымобластям:
6способность с опорой на иллюстрации и/или описанияситуаций составлять названия, сюжеты и сценарии, диалогии
инсценировки;
6проявлять творческое воображение, изображать предметыи
явления;
6демонстрировать с помощью рисунков смыслобсуждаемых
терминов, суждений, выражений и т.п.;
6предлагать адекватные способы решения различныхсоциальных проблем в области энерго- и ресурсосбережения, в
области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями,вобластимежличностныхвзаимоотношений;
6ставить
исследовательские вопросы, предлагатьгипотезы,
схемыэкспериментов,предложенияпоизобретательству.

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯГРАМОТНОСТЬ:УЧИМСЯДЛЯЖИЗНИ»

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».