Рабочая программа_УК_Секреты русского языка_9_класс

МБОУ «Строевская ООШ»

Рабочая программа
по русскому языку
для 9 класса
на 2025-2026 учебный год
«Секреты русского языка»
Учебный курс

учитель - Волова Любовь Вячеславовна
(высшая квалификационная категория)

с.Строевское, 2025

1. Пояснительная записка
Предмет: русский язык.
Класс: 9 класс.
Общее количество часов по плану: 17 ч.
Данный курс предназначен для обучающихся 9 класса и рассчитан на 17 часов. Устное
собеседование по русскому языку введено в рамках реализации Концепции преподавания русского
языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников и является допуском к
государственной итоговой аттестации.
Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся - умение создавать
монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать
текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени
сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с
соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).
Экзаменационная работа построена с учѐтом вариативности: испытуемым предоставляется право
выбора одной из трѐх предложенных тем монолога (беседы).
Цель курса: подготовить обучающихся к успешному выполнению заданий итогового
собеседования по русскому языку в 9-м классе, оценить уровень общеобразовательной подготовки
школьников по разделу «Говорение».
Задачи: выявление возможностей, позволяющих обучающимся овладеть чтением, пересказом
и говорением как видами речевой деятельности, формирующими коммуникативную,
лингвистическую и культуроведческую компетенции; формирование навыков, обеспечивающих
успешное прохождение итогового собеседования.
В ходе занятий обучающиеся
повторяют:
 особенности публицистического стиля, типы речи и их особенности;
 интонационные функции знаков препинания;
 особенности склонения и произношения имен числительных;
 особенности произношения гласных и согласных звуков;
 виды пересказа;
 особенности строения текста;
 отличие диалога от монолога;
изучают:
 особенности научно-популярного стиля;
 особенности произношения отдельных слов, предложений;
 условия включения дополнительной информации в текст;
 правила построения монолога-повествования, монолога-рассуждения, монолога-описания;
 отличия спонтанной речи от подготовленной.
умеют:
 правильно расставлять интонационные акценты в публицистическом, научно- популярном
тексте;
 управлять своим голосом;
 самостоятельно вычленять из текста главное;
 отличать один тип речи от другого;
 вчитываться в вопрос и грамотно строить ответ на него;
 взаимодействовать с другим человеком;
 видеть речевые ошибки и исправлять их.
Формы контроля: проведение пробного собеседования по русскому языку.

2. Планируемые результаты
Главным результатом освоения курса является готовность обучающихся к участию в устном
итоговом собеседовании.
Личностные:
 интерес к изучению языка на основе наблюдений за собственной речью;
 уважительное отношение к родному языку;
 способность к самооценке на основе критерия успешности;
 умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику,
вести беседу в доказательной манере;
 стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные:
 осознание целей учебной деятельности и ее пояснение;
 умение самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели;
 способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
Предметные:
 извлечение информации при чтении;
 адекватное понимание и интерпретация текста в соответствии с темой, стилем,
функционально-смысловым типом речи;
 создание в устной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе
воспроизведение исходный текста с различной степенью свернутости;
 соблюдение в речи основных языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных, стилистических).
В результате освоения предмета «Секреты русского языка» выпускник научится:
- выразительно читать текст в соответствии с правилами пунктуационного оформления текста и
орфоэпическими нормами;
- выразительно читать текст в темпе, соответствующем коммуникативной задаче;
- пересказывать текст с включением приведѐнного высказывания;
- применять разные способы введения в пересказ цитаты с учетом коммуникативной задачи и
логического строения текста;
-определять основные микротемы текста; выделять ключевые слова; выбирать оптимальный способ
цитирования при пересказе текста;
- владеть различными способами цитирования (прямая речь, косвенная речь, вводное слово);
- знать типы речи, строить текст в соответствии с коммуникативной задачей и выбранным типом
речи;
- отвечать на вопросы в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной задачей;
- владеть культурой общения.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать высказывания в соответствии с определенным типом речи;
- грамотно выстраивать монологические высказывания, избегая речевых, грамматических,
орфоэпических ошибок;
- уметь вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения;
- совершенствовать культуру устной речи.
3. Содержание курса
1.Введение. Знакомство с демонстрационным вариантом измерительных материалов для проведения
итогового собеседования по русскому языку. Информация о формате экзамена, типах задания.
2. Задание 1.Чтение текста вслух.
Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению
текста.
Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
Критерии оценивания чтения вслух.
Признаки выразительного чтения. Правильность чтения. Знаки препинания.

3. Задание 2. Пересказ текста с включением приведенного высказывания. Пересказ прочитанного
текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической
точности.
Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов
цитирования.
Критерии оценивания пересказа текста с включением приведенного высказывания (цитаты).
Критерии оценивания правильности речи.
4. Задание 3.Монологическое высказывание.
Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а
также владение грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по
заданной теме с учетом условий речевой ситуации.
Критерии оценивания монологического высказывания. Составление монологического высказывания
различных типов речи.
5. Задание 4. Диалог.
Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением
речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего
мнения, умение обращаться с грамматическими структурами, использование необходимого
словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета.
Критерии оценивания диалога. Составление диалога.
6. Проведение пробного устного собеседования.
4. Тематическое планирование
Название тем, разделов
Теоретическая
часть
Введение.
1
Задание 1. Чтение текста.
2
Задание 2. Пересказ текста с включением приведенного
1
высказывания (цитаты).
Задание 3. Составление монологического высказывания.
3
Задание 4. Составление диалога.
1
Проведение пробного устного собеседования.
ИТОГО:
8
17

Практическая
часть
1
2
3
2
1
9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».