Программа КВД_Координация взаимодействия субъектов образовательного процесса

МБОУ «Строевская СОШ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Координация взаимодействия субъектов
образовательного процесса»
для детей с ограниченными возможностями здоровья
для 5 класса

2023-2024 учебный год
с. Строевское

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
C каждым годом в различные образовательные организации приходят все больше
детей, имеющие отклонения в развитии. Они нуждаются в специализированной помощи,
индивидуальной программе, особом режиме. Каждому ребенку необходимо создавать
благоприятные
условия для
развития, учитывающие его индивидуальные
образовательные потребности и способности.
Современное образование остро нуждается в поддержке и развитии системы
социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения учащихся.
Система общего образования становится более доступной для детей, имеющих
различные нарушения в развитии. Данная программа разработана на основе документов,
регламентирующих работу с детьми ОВЗ:
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся для детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки
России от 19.12.2014 г. № 1599);
3. Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации».
4. Санитарных правил СП 2.4. 3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации № 28 от 28 сентября 2020г.
5. Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1)
6. Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО обучающихся с
задержкой психического развития (Вариант 7.2)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО
КУРСА
Для образовательного учреждения центральным звеном в сопровождении семей,
воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, является качество
организации образовательного процесса. Именно образование ребенка с ОВЗ (ребенкаинвалида) определяет в его жизни практически все: место в обществе, мировоззрение,
характер его влияния на окружающий мир. Одна из основных целей социальнопсихологического помощи детей с ОВЗ - создание таких социально-психологических
условий, в которых каждый ребенок с проблемами в здоровье может получить
возможность всестороннего проявления личности в учебной деятельности и обрести тот
уровень социальной компетентности, который позволит ему самостоятельно и свободно
определять и решать свои социальные вопросы, критически оценивать себя и
окружающих людей, соотносить свои интересы с возможностями общества и реалиями
жизни. Социально-психологическое помощь детей с ОВЗ в общеобразовательном
учреждении предполагает работу с ребенком, его семьей, педагогами школы при
осуществлении взаимодействия с различными организациями по оказанию
специализированной поддержки и помощи и осуществляется по следующим
направлениям: Социально-психологическая диагностика проблем в развитии ребенка и
его семьи. Коррекционно-развивающая работа. Целенаправленное, специально
организованное социально-психологическое помощь детей с ОВЗ и их семей включает в
себя снятие нервно-психического напряжения у детей, коррекцию самооценки,
преодоление пассивности, формирование самостоятельности, ответственности и активной
социальной жизненной позиции; преодоление отчужденности и формирование

коммуникативных навыков, и как следствие, способствует процессу эффективной
адаптации детей в социуме.
Программа состоит из 4-х разделов:
1. Работа с ребенком.
2. Работа с семьей.
3. Работа с педагогами.
4. Работа с внешними организациями.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Цель программы: обеспечение непрерывности индивидуального сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации
дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания, коррекции,
развития и социализации обучающихся.
Задачи:
1. Создать доброжелательный климат, доверительных отношений, повышать уровень
познавательной активности.
2. Сформировать навыки, способствующие успешной адаптации в условиях школы и в
дальнейшей социализации в обществе.
3. Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на
здоровый образ жизни.
4. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей и педагогов в тех
вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода
развития.

МЕСТО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Программа реализуется на базе МБОУ «Строевская СОШ». Сроки реализации:
программа рассчитана на 1 год. Недельный цикл занятий предусматривает нагрузку 1 час.
Форма занятий: подгрупповая и индивидуальная работа социального педагога.
Курс внеурочной деятельности рассчитан на 34 ч. для 5 класса.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Отличительная особенность данной программы — комплексность. С одной
стороны, предпринимаются специальные усилия для того, чтобы повысить уровень
готовности родителей и ребенка обучаться, включаться в систему педагогического
взаимодействия. С другой стороны, само взаимодействие, его форма и содержание
модифицируются в соответствии с особенностями ребенка и его возможностями.
Сопровождение ребенка с ОВЗ в рамках данной программы преимущественно
осуществляется социальным педагогом с привлечением в случае необходимости
педагогов учреждения. Особую роль в выполнении данных задач осуществляет в своей
деятельности социальный педагог, который является связующим звеном между
родителями и педагогическим коллективом при оказании помощи детям с ОВЗ и их
семьям. Этот специалист выявляет трудности личностного и образовательного характера,
при необходимости привлекает специалистов для проведения консультаций.

Задача социального педагога - научить родителей создавать и поддерживать в
семье атмосферу оптимизма. Он организует и осуществляет поддержку при активном
сотрудничестве ребенка и его семьи, ориентируясь не на ограниченные возможности
ребенка, а на те барьеры, которые мешают ему и его родителям (законным
представителям) жить нормально в человеческом обществе.
Работа с обучающимися проводится по модулям:
№
1
2
3
4

Наименование модуля
Модуль
«Права
и
обязанности»
Модуль «Безопасность»
Модуль «Я и мы»
Модуль «Здоровье»

Количество часов
8
8
10
8

Работы с родителями (законными представителями), педагогами:
Основные мероприятия программы
1.Создание банка данных детей ОВЗ для разработки
и
реализации
индивидуальных
программ
социальной реабилитации
2.Создание
коррекционно
развивающего
пространства в ОУ: специализированного учебного
инвентаря

Исполнители
Педагог-психолог,

3.Консультирование участников образовательного
процесса по вопросам сопровождения детей с ОВЗ

Классный руководитель, педагогпсихолог, социальный педагог,
администрация школы

4.Проведение
коллектива.

Классный руководитель, педагогпсихолог, социальный педагог,
администрация школы

семинаров

для

педагогического

социальный педагог
Классный руководитель, педагогпсихолог, социальный педагог,
администрация школы

5.Вовлечение родителей в работу

Классный руководитель, педагогпсихолог, социальный педагог,
администрация школы

6.Разработка индивидуальных программ

Классный руководитель, педагогпсихолог, социальный педагог,
администрация школы

7.Вовлечение детей с ОВЗ
общественные мероприятия

ПЛАНИРУЕМЫЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

и

их

РЕЗУЛЬТАТЫ

семей

в

Классный руководитель, педагогпсихолог, социальный педагог,
администрация школы

ОСВОЕНИЯ

КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с
нарушениями речи ФАОП ООО для обучающихся с ОВЗ соответствуют ФГОС ООО с
учетом их особых образовательных потребностей.
Планируемые личностные результаты освоения всех образовательных областей и
учебных дисциплин расширяются и дополняются следующими результатами освоения
ПКР:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемыми результатами достижения каждым обучающимся сформированности
социокультурных норм и правил, жизненных компетенций, способности к социальной
адаптации в обществе:
сформированность социально значимых личностных качеств, включая ценностносмысловые установки, отражающие гражданские позиции с учетом моральнонравственных норм и правил; правосознание, включая готовность к соблюдению прав и
обязанностей гражданина Российской Федерации; социальные компетенции, включая,
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме,
значимость расширения социальных контактов, развития межличностных отношений при
соблюдении социальных норм, правил поведения, ролей и форм взаимодействия в
социуме;
сформированность мотивации к качественному образованию и целенаправленной
познавательной деятельности;
сформированность ценностно-смысловой установки на качественное владение

русским языком, в том числе его восприятием и воспроизведением, навыками устной
коммуникации с целью реализации социально-коммуникативных и познавательных
потребностей, получения профессионального образования, трудоустройства, социальной
адаптации;
готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;
способность ставить цели и строить жизненные планы с учетом достигнутого уровня
образования;
личностное стремление участвовать в социально значимом труде; способность к
осознанному выбору и построению дальнейшей траектории образования с учетом личной
оценки собственных возможностей и ограничений, учету потребностей рынка труда;
овладение навыками коммуникации и принятыми формами социального
взаимодействия, в том числе с использованием социальных сетей;
владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликты, находить компромисс в
спорных ситуациях;
овладение навыком самооценки, в частности оценки речевой продукции в процессе
речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, стремление к
речевому самосовершенствованию;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатами овладения универсальными учебными действиями, в том числе:
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее выполнения, вносить соответствующие коррективы
в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять логическое рассуждение,
делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии), формулировать
выводы;
создание, применение и преобразование знаков и символов, моделей и схем для
решения учебных и познавательных задач;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогическим
работником и сверстниками; осуществление учебной и внеурочной деятельности
индивидуально и в группе;
умение использовать различные способы поиска в справочных источниках в
соответствии с поставленными задачами; умение пользоваться справочной литературой;
осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и
ситуацией общения; излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме
и другие).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоением в ходе изучения учебных предметов умений, специфических для данной
предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного
предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социальнопроектных ситуациях;
формированием и развитием научного типа мышления, научных представлений о
ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приемами;
применением различных способов поиска (в справочных источниках и в сети
Интернет), обработки и передачи информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами, в том числе при подготовке презентаций для устных ответов
(например, выступлений);

ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ

5 класс
№

Наименование разделов и тем Количество
программы
часов
1. Модуль «Права и обязанности»

Я и мои права
Кто защищает твои права?
Обязанности дома и в школе
Можно и нельзя
Герои книг имеют право
Ответственность
в
семье
обществе
1.7.
По законам справедливости
1.8.
Я-ребенок, я-гражданин
2. Модуль «Безопасность»
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.

Электронные
образовательные ресурсы

1
1
1
1
1
и 1

https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/

1
1

https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/

1

https://www.uchportal.ru/

1
1

https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/

1

https://www.uchportal.ru/

1

https://www.uchportal.ru/

1

https://www.uchportal.ru/

1

https://www.uchportal.ru/

1

https://www.uchportal.ru/

Наше село и мы. Дисциплина
улицы.
Пешеход. Безопасность пешехода.
Оказание первой помощи при
ушибах и ссадинах.
Безопасное поведение в бытовых
ситуациях.
Умение
сказать
«Нет!»,
саморегуляция
Интернет-безопасность.
Как
обезопасить себя в сети Интернет.
Пожарная безопасность. Пожары большая беда для человека.
Как общаться с незнакомыми
людьми.

3. Модуль «Я и мы»
Какой Я – большой или маленький?
Мои способности
Мой внутренний мир. Кто за него в
ответе?
3.4.
Как научиться уважать мнение и
чувства других людей?
3.5.
О
тактичном
и
бестактном
поведении
3.6.
Разговор о дружбе.
3.7.
Что такое сотрудничество?
3.8.
Я умею понимать другого.
3.9.
Я умею договариваться с другим
человеком.
3.10. В мире мудрых мыслей
4. Модуль «Здоровье»

1
1
1

https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/

1

https://www.uchportal.ru/

1

https://www.uchportal.ru/

1
1
1
1

https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/

1

https://www.uchportal.ru/

Здоровье и его главные законы
О личной гигиене
Кто помогает мне сохранить
здоровье?
4.4.
Разговор о правильном питании
4.5.
Понятие
о
микробах,
как
обезопасить себя.
4.6.
Гигиена приготовления пищи
4.7.
Понятие о прививках
4.8.
Вредные привычки
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
1
1

https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/

1
1

https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/

1
1
1
34

https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/

3.1.
3.2.
3.3.

4.1.
4.2.
4.3.

Работы с родителями (законными представителями), педагогами:
Основные мероприятия программы
1.Создание банка данных детей ОВЗ
для
разработки
и
реализации
индивидуальных программ социальной
реабилитации
2.Создание
коррекционно
развивающего пространства в ОУ:
специализированного
учебного
инвентаря

3.Консультирование
участников
образовательного процесса по вопросам

Исполнители
Педагогпсихолог,
социальный
педагог
Классный
руководитель,
педагогпсихолог,
социальный
педагог,
администрация
школы
Классный
руководитель,

Сроки
Сентябрь

В течение года

В течение года

сопровождения детей с ОВЗ

4.Проведение
семинаров
педагогического коллектива.

для

5.Вовлечение родителей в работу

6.Разработка
программ

индивидуальных

7.Вовлечение детей с ОВЗ, в том числе
инвалидов
и
их
семей
в
общепоселковые мероприятия

педагогпсихолог,
социальный
педагог,
администрация
школы
Классный
руководитель,
педагогпсихолог,
социальный
педагог,
администрация
школы
Классный
руководитель,
педагогпсихолог,
социальный
педагог,
администрация
школы
Классный
руководитель,
педагогпсихолог,
социальный
педагог,
администрация
школы
Классный
руководитель,
педагогпсихолог,
социальный
педагог,
администрация
школы

В течение года

В течение года

Сентябрь

В течение года

Список используемой литературы:
1. Александровская, Э.М., Кокуркина, Н.И., Куренкова, Н.В. Психологическое
сопровождение школьников / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. М.: Академия, 2012. - 208 c.
2. Битянова, М.Р., Азарова, Т.В., Афанасьева, Е.И. Работа психолога в начальной школе /
М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. - 352 с.
3. Борисова, Н.В., Прушинский, С.А. Инклюзивное образование: право, принципы,
практика / Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. - Владимир: Транзит-ИКС, 2009. - 412 с.
4. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь
/ Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008. – 81с.
5. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО, 2013. - 1008 с.
6. Гудкова, Т.В., Тверетина, М.А. Формирование коммуникативной компетенции
учащихся с ОВЗ: из опыта работы / Т.В. Гудкова, М.А. Тверетина // Сибирский учитель. 2016. С. 37-40.
7. Козырева, Е.А. Психологическое сопровождение школьников, их учителей и родителей/
Е.А. Козырева // Журнал практического психолога. -2013. - № 4. - С. 71-75.
8. Лапп, Е.Е. Шипилова, Е.В. Образование обучающихся с ОВЗ в вопросах и ответах / Е.Е.
Лапп, Е.В. Шилова. - М.: АСТ, 2011. - 198 с.
9. Леонгард, А.И., Самсонова, Е.Г., Иванова, Л.И. Нормализация условий воспитания и
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного
образования. Методическое пособие / А.И. Леонгард, Е.Г. Самосонова, Л.И. Иванова //
Инклюзивное образование. Выпуск 7. - М.: МГППУ, 2011. - 175 с.
10. Лурия, А.Р. Речь и мышление / А.Р. Лурия. - М.: Педагогика, 2004. - 164 с.
11. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.:
Академия, 2014. - 324 с.
12. Осухова, Н.Г. Социально-психологическое сопровождение. Семья и личность в
кризисной ситуации / Н.Г. Осухова // Психологический журнал. - 2013. - № 31. - С. 2 - 17.
13. Программа коррекционной работы. Работаем по ФГОС основного общего
образования: метод. пособие / Е.Л. Черкасова, А.В. Лагутина, А.С. Павлова, Ж.И.
Журавлева, Е.Н. Моргачева. - М.: Перспектива, 2015. - 88 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».