Рабочая программа_ОРКСЭ_4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МБОУ "Строевская ООШ "

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8560310)
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
для обучающихся 4 класса

с. Строевское 2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Основы
религиозных культур и светской этики» (предметная область «Основы
религиозных культур и светской этики») (далее соответственно – программа
по ОРКСЭ, ОРКСЭ) включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по основам
религиозных культур и светской этики, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения ОРКСЭ,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в 4 классе на уровне начального
общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по ОРКСЭ включают
личностные, метапредметные результаты, а также предметные достижения
обучающегося за весь период обучения на уровне начального общего
образования.
Программа по ОРКСЭ на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а
также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору: «Основы
православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы
буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы
религиозных культур народов России», «Основы светской этики». Выбор
модуля осуществляется по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты
по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых
результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены
в ФГОС НОО, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие
результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений,
которые приобретает каждый обучающийся независимо от изучаемого
модуля. Поскольку предмет изучается один год (4 класс), все результаты
обучения представляются за этот период. Целью программы по ОРКСЭ
является формирование у обучающегося мотивации к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и

религиозных традиций многонационального народа Российской Федерации, а
также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами программы по ОРКСЭ являются:
– знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и
светской этики по выбору родителей (законных представителей);
– развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм
и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
– обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, ранее полученных, формирование ценностносмысловой сферы
личности с учѐтом мировоззренческих и культурных особенностей и
потребностей семьи;
– развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе
взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип
реализации программы по ОРКСЭ – культурологический подход,
способствующий
формированию у обучающихся
первоначальных
представлений о культуре традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской
(гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации.
Культурологическая
направленность
программы
по
ОРКСЭ
способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных
идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов Российской
Федерации, формированию ценностного отношения к социальной
реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма,
светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный
подход к преподаванию учебного предмета ОРКСЭ предполагает
организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от
них умения выслушивать позицию партнѐра по деятельности, принимать еѐ,
согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить
вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный
подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в
процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена
информацией, обсуждения разных точек зрения и другие.
Предпосылками усвоения обучающимися содержания программы по
ОРКСЭ являются психологические особенности обучающихся, завершающих
обучение на уровне начального общего образования: интерес к социальной

жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Естественная
открытость обучающихся уровня начального общего образования,
способность эмоционально реагировать на окружающую действительность,
остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других
людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и
оскорблений становится предпосылкой к пониманию законов существования
в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению.
Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что обучающиеся
с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные
поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной
стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением
или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных
жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
В рамках освоения программы по ОРКСЭ в части преподавания
учебных модулей по основам религиозных культур не предусматривается
подготовка обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной
практике в религиозной общине.
Общее число часов, рекомендованных для изучения ОРКСЭ, ‒ 34 часа
(один час в неделю в 4 классе).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «Основы буддийской культуры»
Россия – наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию.
Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и
бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и еѐ ценности. Буддизм в России.
Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские
ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения.
Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ
ЭТИКИ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне
начального общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
 – понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать
чувство гордости за свою Родину;
 – формировать национальную и гражданскую самоидентичность,
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
 – понимать значение гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
 – понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни
личности, семьи, общества;
 – осознавать право гражданина Российской Федерации исповедовать
любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии;
 – строить своѐ общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты,
уважать другое мнение независимо от принадлежности собеседников к
религии или к атеизму;
 – соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в
российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям
народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
 – строить своѐ поведение с учѐтом нравственных норм и правил;
проявлять
в
повседневной
жизни
доброту,
справедливость,
доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на
помощь;
 –
понимать
необходимость
обогащать
свои
знания
о
духовнонравственной культуре, стремиться анализировать своѐ



поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих
других людей;
– понимать необходимость бережного отношения к материальным и
духовным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Метапредметные результаты:
 – овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач
учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
 – формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации, определять и находить наиболее эффективные способы
достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс
их реализации на основе оценки и учѐта характера ошибок, понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
 – совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;
 – совершенствовать умения в области работы с информацией,
осуществления информационного поиска для выполнения учебных
заданий;
 – овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
задачами коммуникации;
 – овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения,
классификации,
установления
аналогий
и
причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
 – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог,
признавать возможность существования различных точек зрения и право
каждого иметь свою собственную, умений излагать своѐ мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;



– совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути еѐ достижения,
умения договариваться о распределении ролей в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.



Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
 – ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности
общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм,
благотворительность, а также используемых в разных религиях (в
пределах изученного);
 – использовать разные методы получения знаний о традиционных
религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
 – применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, подготавливать выводы на основе
изучаемого фактического материала;
 – признавать возможность существования разных точек зрения;
обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
 – выполнять совместные проектные задания с использованием
предложенного образца.
Работа с информацией:
 –
воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию,
подчѐркивать еѐ принадлежность к определѐнной религии и (или) к
гражданской этике;
 – использовать разные средства для получения информации в
соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую,
видео);
 – находить дополнительную информацию к основному учебному
материалу в разных информационных источниках, в том числе в
Интернете (в условиях контролируемого входа);
 – анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных
источниках, с помощью учителя, оценивать еѐ объективность и
правильность.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:







– использовать смысловое чтение для выделения главной мысли
религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной
литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих
проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
– соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать
вопросы и высказывать своѐ мнение; проявлять уважительное отношение
к собеседнику с учѐтом особенностей участников общения;
– создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для
воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей,
представленных в религиозных учениях и светской этике.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
 – проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных
ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального
благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и
способы их предупреждения;
 – проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки,
ориентируясь на нравственные правила и нормы современного
российского общества; проявлять способность к сознательному
самоограничению в поведении;
 – анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и
негативного отношения к окружающему миру (природе, людям,
предметам трудовой деятельности);
 – выражать своѐ отношение к анализируемым событиям, поступкам,
действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать
проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;
 – проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к
предмету, желание больше узнавать о других религиях и правилах
светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
 – выбирать партнѐра не только по личным симпатиям, но и по деловым
качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно
принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
 –
владеть умениями совместной деятельности: подчиняться,
договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать
возникающие конфликты;



– подготавливать индивидуально, в парах, в группах сообщения по
изученному и дополнительному материалу с иллюстративным
материалом и видеопрезентацией.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по ОРКСЭ:
Модуль «Основы буддийской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы буддийской культуры» должны отражать сформированность
умений:
 – выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
 – выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;
 – выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основы духовного
развития, нравственного совершенствования;
 – рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской
религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье,
между людьми, в общении и деятельности;
 – раскрывать основное содержание нравственных категорий в буддийской
культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь, ответственность,
благие и неблагие деяния, освобождение, борьба с неведением,
уверенность в себе, постоянство перемен, внимательность); основных
идей (учения) Будды о сущности человеческой жизни, цикличности и
значения сансары; понимание личности как совокупности всех поступков;
значение понятий «правильное воззрение» и «правильное действие»;
 – первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики;
 – раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде
(буддах), бодхисатвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и
нирване; понимание ценности любой формы жизни как связанной с
ценностью человеческой жизни и бытия;




















– рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле принятия,
восьмеричном пути и карме;
– рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах
поведения в храме, общения с мирскими последователями и ламами;
– рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;
– раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу,
матери, братьям и сѐстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских
семейных ценностей;
– распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами еѐ
смысл и значение в буддийской культуре;
– рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции;
– излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской
религиозной традиции в истории и в России, своими словами объяснять
роль буддизма в становлении культуры народов России, российской
культуры и государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
буддийского исторического и культурного наследия в своей местности,
регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места),
оформлению и представлению еѐ результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с
использованием этических норм религиозной культуры и внутренней
установки личности, поступать согласно своей совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного
и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви
к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
– называть традиционные религии в России (не менее трѐх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в буддийской духовнонравственной
культуре, традиции.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1

Россия — наша Родина

1

2

Культура и религия. Введение в
буддийскую духовную традицию

2

3

Основатель буддизма — Сиддхартха
Гаутама. Будда и его учение

4

4

Буддийский священный канон Трипитака

2

5

Буддийская картина мира

2

6

Добро и зло. Принцип ненасилия

2

7

Человек в буддийской картине мира

1

8

Сострадание и милосердие

1

9

Отношение к природе

1

10

Буддийские учители Будды и
бодхисаттвы

1

11

Семья в буддийской культуре и еѐ
ценности

1

12

Творческие работы учащихся

1

13

Обобщающий урок

1

14

Буддизм в России

1

15

Путь духовного совершенствования

2

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

16

Буддийское учение о добродетелях

2

17

Буддийские символы

1

18

Буддийские ритуалы и обряды

1

19

Буддийские святыни

1

20

Буддийские священные сооружения

1

21

Буддийский храм

1

22

Буддийский календарь

1

23

Буддийские праздники

1

24

Искусство в буддийской культуре

1

25

Любовь и уважение к Отечеству

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Россия –наша Родина

1

2

Культура и религия. Введение в буддийскую
духовную традицию

1

3

Будда и его учение

1

4

Будда и его учение

1

5

Буддийский священный канон «Трипитака»

1

6

Буддийский священный канон «Трипитака»

1

7

Буддийская картина мира

1

8

Буддийская картина мира

1

9

Добро и зло

1

10

Принцип ненасилия

1

11

Любовь к человеку и ценность жизни

1

12

Любовь к человеку и ценность жизни

1

13

Сострадание и милосердие

1

14

Сострадание и милосердие

1

15

Отношение к природе

1

16

Буддийские учители

1

17

Семья в буддийской культуре и еѐ ценности

1

18

Семья в буддийской культуре и еѐ ценности

1

19

Защита проектов

1

К/р

П/р

Дата

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

20

Буддизм в России

1

21

Буддизм в России

1

22

Путь духовного совершенствования

1

23

Путь духовного совершенствования

1

24

Буддийское учение о добродетелях

1

25

Буддийское учение о добродетелях

1

26

Буддийские символы

1

27

Буддийские ритуалы и обряды

1

28

Буддийские святыни

1

29

Буддийские священные сооружения

1

30

Буддийский храм

1

31

Буддийский календарь

1

32

Буддийские праздники

1

33

Искусство в буддийской культуре

1

34

Любовь и уважение к Отечеству

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской
культуры: 4-й класс: учебник; 8-е издание, переработанное
Чимитдоржиев В.Л. Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».