Рабочая программа_КВД_Математическая грамотность,1-4.docx

МБОУ «Строевская ООШ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Математическая грамотность»
для обучающихся 1,3 классов

С. Строевское, 2025

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов «Математическая
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа «Математическая грамотность» составлена на основе авторского курса
программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В.
Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Математическая грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Целью изучения курса «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором
они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Место курса «Математическая грамотность» в учебном плане
Класс

1 класс

3 класс

3 класс

3 класс

Количество часов в неделю

0,5

0,5

0,5

0,5

Количество часов в год

17

17

17

17

СОДЕРЖАНИЕ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

1 класс (17 часов)
Счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их
значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
2 класс (17 часов)
Нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых
выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь,
логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур,
нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
3 класс (17 часов)

Нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление
числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц,
столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
4 класс (17 часов)
Нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление
числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с
тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок;
нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение
таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться
калькулятором.
Место курса «Математическая грамотность» в учебном плане
Класс

1 класс

3 класс

3 класс

3 класс

Количество часов в неделю

0,5

0,5

0,5

0,5

Количество часов в год

17

17

17

17

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Программа обеспечивает достижение младшими школьниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– формулировать жизненную ситуацию на языке математики;
–применять математические понятия, факты, процедуры размышления;
–интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты;
– формировать духовные и эстетические потребности;
–овладевать начальными навыками адаптации в современном мире: сопоставление доходов и
расходов, простые вычисления в области семейных потребностей;
– уметь пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и
взаимооценки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях;
–уметь переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный
жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для
своего самосовершенствования.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения курса:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
–способность извлекать математическую информацию в различном контексте;
–способность применять математические знания для решения разного рода проблем;
–способность формулировать математическую проблему на основе анализа
ситуации;
–интерпретация и оценка математических данных в контексте лично значимой ситуации;
–интерпретация и оценка математических результатов вконтексте национальной или
глобальной ситуации;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;

результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному
чтению и др.
Тематическое планирование
1 - 2 класс
№п/п Наименование разделов и тем
Всего
Электронные цифровые ресурсы
часов
https://learningapps.org/index.php?s=м
Счет предметов в пределах 10,
1.
5
атематика
составление числовых
выражений и нахождение их
значений.
2.

3.
4

5.

Состав чисел первого и второго
десятка, задание на нахождение
суммы.
Задачи на нахождение части
числа.

5

https://uchi.ru/activities/teacher/

3

https://uchitel.club/workprograms

Задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько
единиц.
Чтение и заполнение таблиц,
круговых диаграмм, ложные и
истинные высказывания

2

https://urok.1sept.ru/articles/687706

2

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

Итого

17
3 – 4 класс

№п/п
1.

Наименование разделов и тем
Нахождение значений
математических выражений в
пределах 100000, составление
числовых выражений и
нахождение их значений.

Всего
часов
6

Электронные цифровые ресурсы
https://learningapps.org/index.php?s=м
атематика
https://uchi.ru/activities/teacher/

2.

3.

Задачи на нахождение суммы;
задачи на нахождение части
числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько
единиц, решение задачи с
тройкой величин «цена,
количество, стоимость».
Чтение и заполнение таблиц,
столбчатых
и
круговых
диаграмм, работа с графиками.

6

Итого

17

https://uchitel.club/workprograms
https://urok.1sept.ru/articles/687706

5

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс (17 часов)
Занятие 1. Про жадных медвежат и сыр
Сравнение предметов. Деление предмета на равные части.
Занятие 2. Про дедку и про репку
Счѐт предметов, составление и решение выражений, задачи. Установление закономерностей.
Занятие 3.Про путешествие колобка
Состав числа 4, анализ данных и ответы на вопросы. Длина. Линейка.
Занятие 4.Про кота-рыболова и его улов
Счѐт предметов, составление и решение выражений, задачи. Установление закономерностей.
Занятие 5.Про теремок и звериную дружбу
Состав числа 5, анализ данных и ответы на вопросы. Масса. Весы.
Занятие 6.Про вершки и корешки
Счѐт предметов, составление и решение выражений, задачи. Установление закономерностей.
Занятие 7.Геометрия вокруг нас
Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально.
Занятие 8. Про дудочку и кувшинчик
Состав числа 7, анализ данных и ответы на вопросы. Работа с таблицей. Прямая.
Занятие 9. Про Машеньку, пирожки и медведя
Состав числа 8, анализ данных и ответы на вопросы.Работа с таблицей. Отрезок.
Занятие 10.Про курочку Рябу, золотые и простые яйца
Счѐт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники.
Занятие 11.Про козу, козлят и капусту
Счѐт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная.
Занятие 12.Про петушка и жерновцы
Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы. Работа с таблицей.
Занятие 13.Как петушок и курочки делили бобовые зѐрнышки
Разложение числа 10 на два и три слагаемых. Чѐтные и нечѐтные числа.
Занятие 14.Про наливные яблочки

Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в переделах 20.Овладение
практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе. Перевод
больших единиц измерения в более мелкие и наоборот. Истинность/ложность высказываний.
Занятие 15.Про Машу и трѐх медведей
Состав чисел 9, 10, 11.Задачи на нахождение суммы.Чтение таблицы, дополнение недостающих
в таблице данных.Установление закономерностей.
Занятие 16.Про старика, старуху, волка и лисичку
Задачи на нахождение части. Состав числа 12.Чтение таблицы; заполнение недостающих
данных в таблице по самостоятельно выполненным подсчѐтам.
Практика работы с круговыми диаграммами, сравнение секторов круговой диаграммы.
Занятие 17.Про медведя, лису и мишкин мѐд
Задачи на нахождение суммы. Состав чисел второго десятка. Чтение простейших чертежей.
2 класс (17 часов)
Занятие 1.Про беличьи запасы
Сложение одинаковых слагаемых, решение задач. Сравнение чисел в пределах 100.
Занятие 2.Медвежье потомство
Столбчатая диаграмма, таблицы, логические задачи.
Занятие 3. Про зайчат и зайчиху
Единицы
измерения
времени: сутки, часы. Сложение
в пределах
100.
Логические задачи. Диаграмма.
Занятие 4.Лисьи забавы
Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертѐж.
Занятие 5.Про крота
Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма.
Занятие 6.Про ежа
Решение выражений, столбчатая и круговая диаграмма, названия месяцев. Запись слова с
помощью кода. Сравнение количества месяцев.
Занятие 7.Про полевого хомяка
Решение выражений, столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа,
четырѐхугольники.
Занятие 8.Бобры-строители
Диаметр, длина окружности, решение практических задач. Работа с чертежом. Решение
логических задач.
Занятие 9. Магия чисел
Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально.
Занятие 10.Танграм
Составление фигур из частей танграма.
Занятие 11. Задачи-ловушки
Задачи с некорректными и неполными формулировками.
Занятие 12. Алгоритмы
Конструирование алгоритмов, задачи на обратные действия.
Занятие 13. Логика перебора
Систематический перебор вариантов. Решение задач.
Занятие 14.Как считали в старину
Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально.
Занятие 15. Красота математики
Связь математических закономерностей с окружающим миром.
Занятие 16. Логические задачи

Решение логических задач на основе схем и таблиц.
Занятие 17.Числовые закономерности и ребусы Поиск
числовых закономерностей и разгадка ребусов
3 класс (17 часов)
Занятие 1. Умный счет
Метод группировки парами. Метод группировки в задачах с геометрическим содержанием.
Занятие 2. Разрезания фигур
Способы решения задач на разрезание фигуры на равные части. Представления о переборе
вариантов. Представления о симметрии и повороте фигур.
Занятие 3. Круглые задачи
Приемы поиска циклов в числовых закономерностях. Использование длины цикла для
подсчетов.
Занятие 4. Элементарно!
Методы нахождения количества элементов пересечения и объединения множеств с помощью
диаграммы Эйлера — Венна.
Занятие 5. Точки и кусочки
Геометрические свойства взаимного расположения прямых, отрезков и точек на плоскости.
Метод «проб и ошибок» при решении геометрических задач.
Занятие 6. Путешествие с числами
Понятие суммы цифр числа и его применение в задачах. Способ решения задач на нахождение
наибольшего/наименьшего числа (с помощью вычеркивания цифр). Метод перебора вариантов.
Занятие 7. Смотри!
Прием использования чертежей для решения нестандартных арифметических задач. Связь
числа разрезов и числа частей при делении отрезка и окружности.
Занятие 8. Переливания
Алгоритм. Табличная запись алгоритма (на примере задач на отмеривание жидкости с
помощью двух и более емкостей). Укрупнение шагов алгоритма (алгоритмические циклы).
Метод перебора вариантов.
Занятие 9. Маршруты
Представление о графе как средстве отображения объектов и связей между ними. Метод «проб
и ошибок». Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально.
Занятие 10. Числовые ребусы
Принцип «узких мест» для упрощения перебора на примере числовых ребусов.
Занятие 11. Уравнивание
Использование вспомогательной схемы с единичным отрезком. Метод «анализ с конца».
Занятие 12. Четность
Четность суммы и разности двух чисел. Признак делимости на 2. Первичный опыт
использования свойств четности при решении задач.
Занятие 13. Кручу-верчу
Представления об осевой симметрии. Поворот фигуры на прямой угол.
Использование симметрии и поворота при решении задач на разрезание. Работа над проектом: в
группах, в парах, индивидуально.
Занятие 14. Лови момент!

Способы работы с отрезками времени. Первичный опыт решения задач на движение по реке (по
течению и против) на примере задач про время.
Занятие 15. Правда или ложь?
Основы математической логики высказываний. Метод перебора при решении логических задач.
Занятие 16. Последняя цифра
Изменение последней цифры числа при арифметических действиях. Признак делимости на 10 и
его использование в задачах.
Занятие 17. Числовые лесенки
Метод перебора вариантов. Разбиение задачи на подзадачи.
4 класс (17 часов)
Занятие 1. В бассейне
Расписание занятий, выгодная покупка. Задачи на определение скорости плавания.
Логические задачи.
Занятие 2. Делаем ремонт
Смета ремонта, расчѐт стоимости строительных материалов. Задачи на расчѐт количества
необходимого материала для ремонта кухни. Задачи на расчѐт стоимости необходимого
материала для ремонта кухни. Чтение простых чертежей и нанесение на них известных
размеров.
Занятие 3. Украшаем дом
Расчѐт стоимости украшений для дома. Задачи на расчѐт затрат на приобретение
аксессуаров для дома. Составление и чтение простых планов.
Занятие 5. Садовый участок
Расходы на обустройство участка, площадь и периметр. Чтение простого чертежа и
определение его масштаба. Нахождение площади и периметра участка и построек на нѐм.
Занятие 6.Обустраиваем участок
Расчѐт стоимости покупки рассады, саженцев, оборудования участка. Задачи с тройкой
величин «цена, количество, стоимость».Составление и чтение простых планов.
Занятие 7. Поход в кино
Расходы на поход в кино. Нахождение заданных временных промежутков с помощью
календаря. Задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость».
Занятие 8. Идѐм в театр
Расходы на поход в театр. Нахождение заданных временных промежутков с помощью
календаря. Задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость».
Занятие 9. Отправляемся в путешествие
Расходы на организацию путешествия. Нахождение заданных временных промежутков с
помощью календаря. Задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость». Выгодная
покупка. Составление алгоритма действий.
Занятие 10.Осуществляем мечты
Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально.
Занятие 11. Магический квадрат
Подсчет двумя способами в арифметических задачах, конструкции с
натуральными числами.
Занятие 12. Остров рыцарей и лжецов
Метод перебора в логических задачах, использование отрицаний простейших
высказываний.
Занятие 13.Метод перебора
Сведение перебора в текстовой задаче к перебору малого числа вариантов, доказательств о
нахождения всех решений.

Занятие 14.Буквенные ребусы
Метод перебора в арифметических задачах, доказательство отсутствия решения (с
помощью оценок, перебора вариантов, четности).
Занятие 15. Дни недели
Недельная и годовая цикличность, день недели как остаток отделенияна7.
Занятие 16.Чередование
Чередование объектов в ряду, по кругу. Относительное количество чередующихся
объектов. Четность суммы чисел в промежутке. Связь чередования и разбиения на пары.
Занятие 17. По прямой—кратчайший путь!
Приближенное вычисление длин ломаных и кривых, кратчайшие пути на развертках.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).

деятельности / М.В. Буряк,
деятельности / М.В. Буряк,
деятельности / М.В. Буряк,
деятельности / М.В. Буряк,

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://learningapps.org/index.php?s=математика
https://uchi.ru/activities/teacher/
https://uchitel.club/workprograms
https://urok.1sept.ru/articles/687706
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».