Рабочая программа_КВД_Коррекционные занятия по русскому языку_7 класс

МБОУ «Строевская ООШ»

Рабочая программа
курса коррекционных занятий
по русскому языку
для обучающегося с ЗПР
7 класс

Составитель рабочей программы: Волова Любовь
Вячеславовна
(высшая квалификационная категория)

Строевское, 2025 г.

Пояснительная записка.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей с
ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) и направлена на создание специальных условий
обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с
ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса.
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897.
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля
2015 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях;
Рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ «Строевская
СОШ»
Программа разработана на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский язык».
Особенности построения программы заключаются в логике построения учебного материала,
адаптированного под рабочую программу по русскому языку для учащихся, выборе используемого
дидактического материала в зависимости от корригируемых недостатков,
систематизировании занятий для прочного усвоения материала. В рабочей программе курс каждого
класса представлен разделами:
1. Диагностика навыков учащихся по предмету. Цель раздела – выявление знаний, умений,
навыков учащихся по основным разделам предмета и в соответствии с программными требованиями,
предъявляемыми к учащимся с задержкой психического развития.
2. Коррекция грамматико-аналитических навыков. Цель раздела – систематизация знаний,
умений и навыков учащихся по предмету. Приоритетом является практическая деятельность
учащихся: упражнения, задания, связанные с работой по схемам, таблицам, алгоритмам,
инструкциям и др. Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с
целью предупреждения ошибок.
3. Восполнение пробелов в знаниях. Цель раздела - выявление и восполнение пробелов в усвоении
материала. Работа проводится в тесной связи с развитием познавательной деятельности учащихся,
при целенаправленной организации речевой, практической и мыслительной активности.
Приоритетом является практическая деятельность учащихся (выполнение упражнений, составление
алгоритмов, схем, таблиц,
комплексный анализ текста, устное комментирование с целью предупреждения ошибок), а также
формирование навыков самоконтроля.
4. Пропедевтика изучения трудных тем. Цель раздела - использование и систематизация
имеющихся знаний и теоретических сведений для усвоения трудных тем. Работа по пропедевтике и
повторению понятий, языковых явлений, которая учитывает индивидуальные возможности
обучающихся, объѐм усвоения ими не только понятийного аппарата предмета «Русский язык», но
сложности, возникающие в процессе усвоения и закрепления новых знаний и степени
самостоятельности выполнения упражнений, заданий.
5. Развитие речи. Цель раздела – развитие и обогащение активного словарного запаса учащихся,
развитие устной и письменной связной речи, которая включает работу, направленную на уточнение
значений слов, имеющихся у детей в активном запасе. Дальнейшее обогащение словарного запаса
происходит как путем накопления новых слов разных частей речи, так и за счет развития умения
активно пользоваться различными способами словообразования. Обогащение словарного запаса при

помощи различных способов словообразования – это важный момент в работе по развитию речи
учащихся с задержкой психического развития, потому что такая работа развивает способность
восприятия и умение различать значимые части слова, формирует наблюдательность, умения
выделять и сравнивать различные элементы в словах, что, в свою очередь, влияет на развитие
орфографической зоркости, помогает восполнять пробелы в знаниях. В лексический словарь
школьников необходимо вводить слова не только различных самостоятельных частей речи, но и
служебные, так как данные слова выполняют свою функцию и без них невозможно овладеть
структурой различных типов предложений. Развитие речи учащихся направлено и на
совершенствование грамматического оформления речи: использование в речи словосочетаний, связи
слов в предложении, моделей различных синтаксических конструкций.
Коррекционные занятия проводятся по мере выявления индивидуальных пробелов в знаниях
(именно поэтому в основу распределения тем положен принцип помесячного планирования).
Изучение индивидуальных трудностей усвоения учебной программы учащимися позволяет
планировать сроки коррекционной работы.
Цель программы - повышение общего развития учащихся, восполнение пробелов
предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно
освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и
речи, направленная подготовка к восприятию учебного материала и создание условий успешности.
Задачи данной программы подразделяются на образовательные, развивающие и воспитательные.
К образовательным задачам относятся: коррекция грамматико-аналитических
орфографических и пунктуационных навыков; систематизация знаний, умений и навыков учащихся
по основным разделам русского языка; восполнение пробелов в знаниях; пропедевтика изучения
трудных тем; обогащение и расширение активного словарного запаса учащихся; формирование
умения строить связный устный и/или письменный текст разных типов и стилей речи; формирование
умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей; формирование
положительной мотивации к обучению.
Коррекционно-развивающие задачи включают в себя: развитие общеинтеллектуальных
умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, классификация; развитие мышления
(словесно-логического, образного, творческого), памяти (вербальной, зрительной), воображения,
произвольного внимания; развитие активного словарного запаса, умения строить связный устный
и/или письменный текст разных типов и стилей речи; развитие универсальных учебных действий,
таких как работа с книгой, справочной литературой, текстом, статьѐй, параграфом и т.д.
К основным воспитательным задачам курса относятся воспитание любви к русскому
языку, слову, языковой культуре; формирование и развитие навыков самоконтроля, самооценки,
саморегуляции.
Характеристика обучающихся с ЗПР
Учащиеся с ОВЗ в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (задержка
психического развития) не всегда могут освоить программный материал по русскому языку, так как
испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при
анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают
бедным словарным запасом,
Учащиеся работают на уровне репродуктивного восприятия,
основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким
детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными
умениями.
Место курса по русскому языку для обучающихся с ЗПР в базисном (образовательном) плане
Проведение занятий по русскому языку на этапе основного общего образования
предусматривает ресурс учебного времени в объѐме 170 часов, в том числе: в 5 классе – 34 ч., в 6
классе - 34 ч., в 7 классе- 17 ч.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса.
Личностными результатами освоения программы являются:
 воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей эстетической принадлежности, знание истории языка,
культуры своего народа, своего края; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной;
 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения
школьного образования;
 осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
 достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
 владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и
письменного сообщения;
 владение разными видами чтения;
 адекватное восприятие на слух текстов различных стилей и жанров; способность извлекать
информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы
Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов;
 владение приѐмами отбора и систематизации материалов на определѐнную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации, еѐ анализ и отбор;
 умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
 способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность
действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
 умение воспроизводить прослушанный текст с разной степенью свѐрнутости;
 умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учѐтом
замысла, адресата и ситуации общения;
 способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
 соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения
 способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого общения;
 способность оценивать свою речь с точки зрения еѐ содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочѐты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
 умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
 применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

Предметные результаты выражаются в следующем:
Учащиеся должны знать:
 способы группировки орфограмм по основным признакам;
 виды грамматических справочников, их назначение;
 определения основных орфографических и пунктуационных правил; обосновывать свои ответы
и приводить примеры;
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
 самостоятельно составлять простейшие схемы, алгоритмы;
 дифференцировать части речи;
 целесообразно использовать различные виды грамматических справочников, словарей; находить
в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными
орфограммами.
Развитие речи:
 строить текст - рассуждение: 10 предложений.
 аргументировать свои высказывания;
 уметь описать внешность человека, его характер, последовательно описывать трудовые
процессы;
 выразительно читать прозаический и стихотворный текст.
Содержание коррекционного курса.
7 КЛАСС (17 часов)
Раздел 1. Коррекция грамматико-аналитических навыков
Орфограммы, их группировка по опознавательным признакам. Составление схем, алгоритмов.
Упражнения в дифференциации частей речи и орфографических правил. Развитие орфографической
и пунктуационной зоркости. Грамматические разборы: фонетический, морфемный,
словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.
Раздел 2. Восполнение пробелов в знаниях
Правописание окончаний, суффиксов причастий. Правописание наречий. Знаки препинания в
ПП, ССП, СПП и при прямой речи.
Раздел 3. Пропедевтика изучения сложных тем
Причастие и деепричастие. Правописание гласных в суффиксах причастий. Н-НН в
суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Знаки препинания при
причастном и деепричастном обороте. Слитное написание союзов зато, тоже, также, чтобы.
Правописание наречий и предлогов.
Раздел 4. Развитие речи
Расширение словарного запаса. Изложение. Составление текстов с типом речи-рассуждение.
Работа над выразительным чтением прозаического и поэтического текста.
Тематическое планирование.
№
1.
2.
3.
4.
5.

Тема (раздел)

7 класс

Коррекция грамматико-аналитических навыков
Восполнение пробелов в знаниях
Пропедевтика изучения сложных тем
Развитие речи
Итоговая работа
Всего

3
7
3
3
1
17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».