РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Коррекционно-развивающие занятия (Развитие речи)»
для детей с ограниченными возможностями
Для обучающихся 7-8 классов
Строевское, 2025 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия (Развитие
речи)» составлена для 7-8 классов с ЗПР на основе следующих нормативно-правовых
документов, обеспечивающих реализацию программы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 в
действующей редакции.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
обучающихся с ОВЗ, вступивший в силу 01.09.2016 (Приказ Министерства образования и
науки РФ от 10.12.2014 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»)
- Адаптированная основная общеобразовательная программа ООО обучающихся с
задержкой психического развития (Вариант 7.2) МБОУ «Строевская ООШ»
- Рекомендации ПМПК;
- Программа составлена по заявлению родителей.
При составлении учебной программы использовались методические рекомендации И.Н.
Емельяновой, Н.В. Зениной, Т.П. Чумаковой.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТИРИСТИКА УЧЕБНО-КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Предметная дисциплина Коррекционно-развивающие занятия (Развитие речи)» относится к
дисциплинам коррекционного цикла внеурочному компоненту учебного плана. Основная
цель данного предмета – компенсации недостатков развития языковой способности на основе
специально организованной практики общения.
Обучающиеся с ЗПР  это дети, имеющие недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ТПМПК и препятствующие получению образования без создания
специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди
детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения
ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной
нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания,
неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное
разнообразие
этиологических
факторов обусловливает
значительный
диапазон
выраженности нарушений  от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до
состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР
испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных
программ,
обусловленные
недостаточными
познавательными
способностями,
специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и
др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех
обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании 7
высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у
обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного
восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и
эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребѐнка с
ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило,
биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения
и воспитания (раннего и дошкольного). Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР
достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и
относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по
структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От
обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со
здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального
общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у
обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в
получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих
возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление
существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения
психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования,
сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников. На занятиях «Развитие
речи» обучающиеся получают не только знания об окружающих предметах, временах года,
нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать,
анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности.
На занятиях ведется работа по развитию диалогической и монологической форм речи,
происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение
основными закономерностями грамматического строя языка.
На специальных уроках «Коррекционно-развивающихся занятиях (Развитие речи)»
обучающиеся получают не только знания об окружающих их предметах, временах года,
нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать,
анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На этих уроках
ведется работа по развитию диалогической монологической форм речи на основе
обогащения и уточнения словарного запаса и практического овладения основными
закономерностями грамматического строя языка.
Программа состоит из 3-х модулей:
«Работа над словом», «Работа над предложением», «Работа над связной речью».
Ценностные ориентиры содержания предмета «Коррекционно-развивающиеся
занятия (Развитие речи)
Целью коррекционного курса «Развитие речи» является формирование
полноценной речевой деятельности, а также создание предпосылок для освоения
предметных результатов обучения. На уроках по развитию речи обучающиеся получают
практическую речевую подготовку на основе расширения арсенала языковых средств:
лексики, грамматики, связной речи. В результате у них формируются практические
навыки речевого общения, они осваивают различные коммуникативные сценарии
социального взаимодействия. На основе организации познавательной деятельности у
обучающихся расширяются и уточняются представления об окружающем мире,
расширяется возможность использовать речь в ее обобщающей и познавательной
функции. Таким образом, на уроках развития речи ведется интенсивная работа по
развитию коммуникативной, обобщающей и когнитивной функциями речи.
Немалую роль играет система упражнений по формированию планирующей и
регулирующей функциями речи, что позволяет осуществить достижение личностных и
метапредметных результатов обучения и перенести их в сферу обучения в целом.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Коррекционно-развивающиеся занятия (Развитие речи)
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных
и предметных результатов.
Планируемые результаты: • обеспечивают связь между требованиями ФГОС ООО
обучающихся с ОВЗ, образовательной деятельностью и системой оценки результатов
освоения АООП ООО; • являются основой для разработки АООП ООО (вариант 7.2); •
являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных
предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества
освоения обучающимися АООП ООО (вариант 7.2). В соответствии с
дифференцированным и деятельностным подходами содержание планируемых
результатов описывает и характеризует обобщѐнные способы действий с учебным
материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебнопрактические
задачи, а также задачи, по возможности максимально приближенные к реальным
жизненным ситуациям. Структура и содержание планируемых результатов освоения
АООП ООО (вариант 7.2) адекватно отражает требования ФГОС ООО обучающихся с
ОВЗ, передаѐт специфику образовательной деятельности (в частности, специфику целей
изучения отдельных учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области),
соответствовать возрастным возможностям и особым образовательным потребностям
обучающихся с ЗПР. Результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО (вариант 7.2)
оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования.
Освоение АООП ООО (вариант 7.2) обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех
видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения обучающимися с ЗПР включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально
значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели
современного образования  введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими
социокультурным опытом. С учетом индивидуальных возможностей и особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения
отражают:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временнопространственной организации.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения включают освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения
учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные
задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования. С
учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР метапредметные результаты отражают:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения
типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее  ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему
художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и
задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на
уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами
и процессами.
Предметные результаты:
Предметные результаты освоения с учетом специфики содержания предметных
областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой
предметной области, готовность их применения
Согласно учебному плану всего на изучение предмета «Коррекционно-развивающие
занятия (Развитие речи)» в 7 классе во внеурочной деятельности приходится - 1 час в
неделю, 34 учебные недели, всего 34 часа в уч. год. В 8 классе -0,5 ч. в неделю, 17 учебных
недель, всего 17 часов в уч. год. Индивидуальные занятия проходят по 20-30 минут
4. Содержание коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия
(Развитие речи)»
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия (Развитие речи)» тесно
связан с учебными предметами области «Филология» и ставит своей целью поэтапное
формирование речевой деятельности обучающихся во всех аспектах. На уроках по развитию
речи, обучающиеся получают не только знания о нормах общения, но и практическую
речевую подготовку. Они научаются наблюдать, анализировать и обобщать различные
процессы языковой действительности. На уроках ведется работа по развитию диалогической
и монологической речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и
практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка.
Система занятий по развитию речи направлена на овладение обучающимися с ЗПР
способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений,
правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности.
Главной целью работы по развитию речи является формирование широкого
арсенала языковых средств и компенсация недостатков развития языковой способности на
основе специально организованной практики общения обучающихся с ЗПР.
Реализация этой цели осуществляется в процессе решения следующих задач:
- формирование и развитие различных видов устной речи (разговорнодиалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об
окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметнопрактического, наглядно- образного, словесно-логического мышления);
- формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;
- практическое овладение основными морфологическими закономерностями
грамматического строя речи;
- практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций
предложений;
- усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным
материалом по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам.
Задачи уроков по развитию речи взаимосвязаны и решаются в процессе специально
организованной речевой практики с использованием тренировочных упражнений,
направленных на преодоление дефицитарности лексико-грамматических обобщений в
качестве необходимой базы, формирующей и развивающей самостоятельную речевую
деятельность обучающихся. Задачи уроков по развитию речи решаются как при
реализации содержания коррекционных курсов, так и содержания учебных предметов.
Модули программы: «Работа над словом», «Работа над предложением», «Работа над
связной речью».
Работа над всеми разделами ведется параллельно, однако при необходимости
учитель может посвятить отдельные уроки работе над словом, над предложением или над
связной речью.
Работа над словом. Раздел призван решать следующие задачи:
- формирование понимания слов, обозначающих предметы, признаки, качества
предметов, действия;
- обогащение и развитие словарного запаса обучающихся как путем накопления
новых слов, так и за счет развития умения пользоваться различными способами
словообразования;
- формирование представлений об обобщенном лексико-грамматическом значении
слова;
- уточнение значений слов;
- развитие лексической системности;
- расширение и закрепление связей слова с другими словами;
- обучение правильному употреблению слов различных морфологических
категорий в самостоятельной речи.
Развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной
деятельности обучающихся на основе ознакомления с предметами и явлениями
окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них. Обучающиеся
должны уметь выделять существенные признаки предметов и явлений, вскрывать связи и
отношения между ними и выражать их в речи.
В процессе усвоения значения слова вначале уточняется его конкретное значение
(денотативный компонент — связь с конкретными предметами, действиями, признаками
предметов). В дальнейшем проводится работа над понятийным компонентом значения
слова (слово как обозначение группы, класса предмета). Уточнение значения обобщающих
слов производится параллельно с дифференциацией слов, относящихся к этому
обобщающему понятию, определяется сходство и различие в значении этих слов.
По мере уточнения значения слова осуществляется включение данного слова в
определенную лексическую систему, формирование семантических полей (т. е.
функциональное объединение слов семантически близких).
Обучающиеся учатся группировать слова по различным лексико- семантическим
признакам (родовидовым отношениям, отношениям часть—целое, по сходству или
противоположности значений и т. д.), учатся находить и правильно использовать в речи
антонимы и синонимы.
Обогащение словаря проводится и путем усвоения слов, выражающих
определенную синтаксическую роль в речи, но не имеющих лексического значения
(союзы, междометия). Развитие словаря осуществляется также через ознакомление
обучающихся с различными способами словообразования.
Для закрепления слова в речи и активного его использования обучающимися
необходимо создавать на уроках условия для частого употребления слова в составе
различных словосочетаний и предложений. Желательно, чтобы обучающиеся
самостоятельно включали отработанные слова в спонтанную речь.
На уроках развития речи обучающиеся уточняют значения родственных слов,
закрепляют их точное использование в речи.
Основное внимание в словарной работе следует уделять лексическим упражнениям.
Упражнения должны носить характер практической речевой деятельности, включать
наблюдения и анализ лексики, закреплять навык точного употребления слов в речи.
Теоретические сведения по лексике обучающимся не сообщаются. Слова отбираются в
соответствии с темой урока и включаются в тематический словарь, который усложняется
от класса к классу. Особое внимание уделяется усвоению глаголов, являющихся основой
формирования структуры предложения.
При усвоении конкретного значения слов используются различные наглядные
средства (показ предмета, действия, его изображение на картинке и т.п.). При знакомстве
со словами, имеющими отвлеченное (абстрактное) значение, применяются словесные и
логические
средства
(описание,
противопоставление
по значению, анализ
морфологической структуры и др.).
Одновременно с уточнением лексического значения слова усваивается его
грамматическое значение. Усваиваются языковые закономерности и правила их
использования, закрепляются связи грамматического значения слова с формальными
признаками. Закрепляются наиболее продуктивные формы словоизменения и
словообразовательных моделей; осваиваются менее продуктивные формы словоизменения
и словообразовательных моделей; уточняются значение и звучание непродуктивных форм
словоизменения и словообразовательных моделей.
Формируются
понимание
и
дифференциация
грамматических
форм
словоизменения: выделение общего грамматического значения ряда словоформ;
соотнесение выделенного значения с флексией, выражающей данное грамматическое
значение; звуковой анализ флексии; закрепление связи грамматического значения и
флексии; уточнение значения, употребления и дифференциации предлогов (в значении
направления действия, местонахождения в различных предложно-падежных формах);
дифференциация форм единственного и множественного числа существительных (на
материале слов с ударным/безударным окончанием, с ударным/безударным окончанием с
морфонологическими изменениями в основе); дифференциация глаголов в форме 3-го лица
единственного и множественного числа настоящего времени (с ударной/безударной
флексией без чередования звуков в морфеме, с чередованием звуков в морфеме); умение
определять род существительных по флексии.
Формируются понимание и дифференциация словообразовательных моделей:
существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и
суффиксов со значением «очень большой»; прилагательных, образованных от
существительных (с использованием продуктивных и непродуктивных суффиксов с
чередованием и без чередования); глаголов. Сравниваются родственные слова по
значению и звучанию (производящего и производного), определяется их сходство и
различие. Определяются и выделяются в родственных словах общие морфемы,
соотносятся со значением. Формируются модели словообразования.
Программой предусмотрена работа по развитию грамматических значений форм
слов и грамматического оформления связей слов в предложениях.
Работа над предложением. Основная задача этого раздела - развитие и
совершенствование
грамматического
оформления
речи
путем
овладения
словосочетаниями различных типов, связью слов в предложении, моделями различных
синтаксических конструкций предложения.
В процессе формирования и закрепления навыка построения словосочетаний или
предложений одновременно уточняются морфологические особенности входящих в него
слов (род, число, падеж, вид, время, лицо и т.д.).
Модели (типы) предложений усложняются от класса к классу.
Формирование различных конструкций предложения осуществляется как на основе
речевых образцов, так и на основе демонстрируемого действия, с помощью картинок. При
этом важное место отводится таким видам работы как моделирование и конструирование,
способствующих формированию процессов анализа, синтеза и обобщений на
синтаксическом уровне.
В работе над предложением большое внимание уделяется семантическим связям
между словами предложения (с использованием вопросов, сопоставления по значению,
верификации предложений, различной символизации).
При введении в речь той или иной модели предложения необходимо опираться на
внешние схемы, выделяя и обозначая графически его структурные компоненты.
Алгоритмизация операций языкового анализа и синтеза позволяет учителю
организовывать умственную деятельность обучающихся.
Работа над связной речью. Основные задачи раздела следующие:
- формирование умений анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинноследственные, пространственные, временные и другие семантические отношения;
- формирование умений планировать содержание связного собственного
высказывания;
- формирование умений понимать связные высказывания различной сложности;
- формирование умений самостоятельно выбирать и адекватно использовать
языковые средства оформления связного высказывания.
Программой предусматривается овладение разными формами связной речи
(диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и типами или стилями
(сообщение, повествование, описание, рассуждение).
Вначале обучающиеся усваивают диалогическую форму речи, учатся составлять
диалоги под руководством учителя.
Работа над различными видами и типами связной монологической речи происходит
в определенной последовательности, с учетом психологической структуры этого вида
речевой деятельности: осознание побудительного мотива к высказыванию, ориентировка в
смысловом содержании текста и в языковых средствах выражения этого содержания,
создание программы (плана) связного высказывания сначала во внешнем плане (с
внешними опорами, схемами), затем про себя, реализация программы (рассказывание).
Работа над смысловым содержанием текста включает развитие умения
анализировать наглядную ситуацию (реальную ситуацию, серии сюжетных картинок,
сюжетную картинку), выделять в ней главное и существенное, основное и фоновое,
формирование умения устанавливать смысловые связи между отдельными компонентами
ситуации и располагать эти компоненты в определенной логической последовательности,
определяя смысловой план текста, умение удерживать смысловую программу в памяти, а в
дальнейшем развертывать ее в процессе порождения связного высказывания.
В процессе смыслового программирования текста проводится работа с серией
сюжетных картинок (раскладывание серий, нахождение лишней или «выпавшей»
картинки и т.д.); работа с двумя сходными сюжетными картинками, на одной из которых
отсутствует ряд предметов, что способствует привлечению внимания к содержанию,
выделению элементов ситуации на картинке, ее анализу. Используется также работа над
соотнесением сюжетных и предметных картинок; по анализу отдельной сюжетной
картинки; составлению смыслового плана связного высказывания (сначала картиннографического, затем картинно-вербального, далее вербального).
Формирование умения оформлять текст с помощью языковых средств включает
развитие навыков правильного выбора слов, грамматического оформления связей между
словами в предложении, а также умения использовать специальные лингвистические
средства связи между отдельными предложениями текста.
В процессе развития связной речи обучающихся с ТНР необходимо учитывать
последовательность перехода от ситуативной речи к контекстной. В связи с этим сначала в
работе используются серии сюжетных картинок, отдельные сюжетные картинки, и в
дальнейшем обучающиеся учатся составлять рассказы без использования наглядности, по
заданной теме.
Система работы по развитию связной речи должна строиться с учетом различной степени
самостоятельности обучающихся при планировании текста. В связи с этим предусмотрена
следующая последовательность работы: пересказ с опорой на серии сюжетных картинок;
пересказ по сюжетной картинке; пересказ без опоры на наглядность, рассказ по серии
сюжетных картинок; рассказ по сюжетной картинке (сначала с предварительной беседой по
содержанию картинки, а затем самостоятельный рассказ); самостоятельный рассказ на
заданную тему (по предложенному названию, началу, концу).
Учитывая степень трудности продуцирования текстов различной структуры
рекомендуется следующая последовательность работы: формирование умений составлять
текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.
В 7,8 классах обучающиеся учатся отвечать на вопросы учителя, составлять
рассказы по серии сюжетных картинок. Под руководством учителя пересказывают
тексты, составляют предложений, объединенных одной темой (по картинке или серии
картинок), высказываются по личным наблюдениям и впечатлениям. Примерная тематика
для развития речи: «Наше село, наша Родина», «Осень», «Наш класс», «Зима», «Моя семья.
Наш дом», «Весна», «Родная страна», «Лето».
Предметные результаты освоения содержания коррекционного курса
«Коррекционно-развивающие занятия (Развитие речи)» определяется уровнем речевого
развития,
степенью
выраженности,
механизмом
языковой/коммуникативной
недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся с ЗПР.
5. Календарно – тематическое планирование по развитию речи в 7 классе
(34 ч, 1 ч в неделю)
№
Наименование разделов и тем Количество
программы
часов
Диагностический этап
1
Входная диагностика
1
1. Модуль «Работа над словом»
12
Электронные
образовательные ресурсы
https://www.uchportal.ru/
Слово и его лексическое значение. 2
Однозначные
и
многозначные
слова. Прямое и переносное
значение слов
1.2.
Заимствованные слова. Устаревшие 2
слова
1.3.
Фразеологизмы
2
1.4.
Правописание гласных и согласных 2
в корне слова
1.5.
Правописание приставок
2
1.6.
Правописание суффиксов
2
2. Модуль «Работа над предложением» 6
https://www.uchportal.ru/
Предложение
2
Главные и второстепенные члены 2
предложения
2.3.
Простые и сложные предложения
2
3. Модуль «Работа над связной речью» 14
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Личные местоимения
Работа с текстом
Повторение. Диагностика. Работа
над ошибками
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
1.1.
2.1.
2.2.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
2
2
2
2
2
2
2
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
34
Календарно – тематическое планирование по развитию речи в 8 классе
(17 ч, 0,5 ч в неделю)
№
Наименование разделов и тем Количество
программы
часов
Электронные
образовательные ресурсы
Диагностический этап
Входная диагностика
4. Модуль «Работа над словом»
1
1
6
https://www.uchportal.ru/
Слово и его лексическое значение. 1
Однозначные
и
многозначные
слова. Прямое и переносное
значение слов
1.2.
Заимствованные слова. Устаревшие 1
слова
1.3.
Фразеологизмы
1
1.4.
Правописание гласных и согласных 1
в корне слова
1.5.
Правописание приставок
1
1.6.
Правописание суффиксов
1
5. Модуль «Работа над предложением» 3
https://www.uchportal.ru/
Предложение
1
Главные и второстепенные члены 1
предложения
2.3.
Простые и сложные предложения
1
6. Модуль «Работа над связной речью» 7
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Личные местоимения
Работа с текстом
Повторение. Диагностика. Работа
над ошибками
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
1.1.
2.1.
2.2.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
1
1
1
1
1
1
1
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
https://www.uchportal.ru/
17
6. Учебно-методическое материально-техническое обеспечение
Дидактическое и методическое обеспечение
1. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое
пособие / О.Е.Грибова. - М.:Айрис-пресс, 2008. – 96 с.
2. Елецкая О.В, Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с
нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и
времени / О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская. – СПб.: Речь, 2005. – 180 с.
3. Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н.
Ефименкова, И.Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 1972. – 205 с.
4. Мазанова, Е.В. Школьный логопункт. Документация,планирование и организация
коррекционной работы:методическое пособие для логопедов.-М.: ГНОМ и Д, 2009.
5. Мазанова,Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и
синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.Мазанова. - М.: ГНОМ, 2007. – 128
с.
6. Мазанова, Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов / Е.В.Мазанова. – М.: ГНОМ, 2014. – 184 с.
7. Мазанова, Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов
/ Е.В.Мазанова. – М.: ГНОМ, 2014. – 96 с.
8. Мазанова, Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового
анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия /Е. В.Мазанова.-М.:АквариумПринт.2006.– 56с.
9. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». –
М:, «Аквариум», 1996 г.
10. Сахарова И.И. Чистоговорки в картинках. – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
11. Юрова, Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями
интеллектуального развития. – М:, 2005 г.
12. И.Н. Емельянова, Н.В. Зенина, Т.П. Чумакова «Коррекционно-развивающие занятия.
Логопедия. Практическая помощь детям с ОВЗ (ЗПР) и детям, испытывающим
трудности в обучении. – СПб: Издательский дом «Литера»,2023. – 64 с.: ил.- (серия
«Коррекционная тетрадь»)
Материально-техническое обеспечение:
 Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и
индивидуальной работы.
 компьютерная техника (персональный компьютер учителя, персональные ноутбуки
учеников),
 аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления
таблиц,
 Индивидуальные зеркала для учеников
7. Результаты освоения учебного предмета «Коррекционно-развивающие занятия
(Развитие речи)».
Предметные результаты освоения специальных курсов коррекционноразвивающей области «Произношение», «Развитие речи» определяются степенью
выраженности, механизмом языковой/коммуникативной недостаточности, структурой
речевого дефекта обучающихся с ЗПР.
правильное и уместное использование новой лексики по изучаемым темам,
слов, близких и противоположных по смыслу, слов с переносным значением;
толкование значения пословиц (3-5 пословиц);
правильное построение распространѐнных предложений из 6-8 слов;
Гласные и согласные звуки и буквы;
Артикуляторные и акустические характеристики звуков;
Графическое обозначение слогов, слов, границ предложения;
Определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, предлог, приставка,
ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог.
Определять ударные и безударные гласные, слоги;
Определять в словах место и последовательность заданного звука: гласных и
согласных звуков;
Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях;
Применять правописание предлогов и приставок;
Дифференцировать сходные по начертанию буквы;
Переносить полученные знания на другие виды деятельности.
Этапы коррекционной работы
Программа состоит из 4 этапов:
1. Диагностический этап.
В 7, 8 классах проводится экспресс-диагностика.
Задачи:
 Выявление индивидуальных особенностей психических процессов: мышления,
внимания, памяти
 Определение состояния звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых
представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем),
 Определение состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи,
 Анализ письменных работ и процесса чтения.
Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь
прибывшие дети) в течение учебного года.
2. Коррекционный этап.
Нарушения речи носит системный характер, они затрагивают как фонетико фонемтическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое
воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один
изолированный дефект.
Задачи:
 Развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
 Формирование речевого дыхания;
 Развитие фонематического слуха в единстве с выработкой правильного
произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие
 Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений,
зрительно-пространственного анализа и синтеза.
 Формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов,
 Развитие навыка дифференциации букв, имеющих оптической сходство,
 Развитие навыка составления и использование связного высказывания,
 Обогащение словаря.
3. Этап повторения и закрепления.
Задачи:
 Повторение знаний и умений, выработка навыков, приобретенных в период
коррекционно-логопедических занятий,
 Закрепление в различных видах деятельности.
4. Оценочный этап.
Задачи:
 Проведение проверки навыков письма и чтения,
 Анализ работ учащихся.
Критерии оценок устной речи, фонематических представлений, лексикограмматического строя речи
Оценка устной речи учащихся:
«Отлично» звукопроизношение (фонетическая сторона речи) сформировано.
Поставлены, автоматизированы все звуки. Речь эмоциональная, выразительная; темп
речи нормальный. Для ринолаликов допускается сохранение лѐгкого назального
оттенка.
«Хорошо» поставлены все звуки, не автоматизированы 1-2 звука.
Просодическая сторона речи не нарушена (восстановлена).
«Удовлетворительно» отсутствует правильный артикуляционный уклад на 2
группы звуков. Речь невнятна, мало выразительна.
«Неудовлетворительно» отсутствует правильный артикуляционный уклад на
более 2 группы звуков. Речь малопонятна окружающим.
Оценка письменной речи учащихся:
«Отлично» нет орфографических, дисграфических ошибок.
«Хорошо» единичные пропуски букв, единичные ошибки на согласование
управление; единичные орфографические ошибки.
«Удовлетворительно» единичные ошибки на дифференциацию звуков, близких
по артикуляционно-акустическим признакам; пропуск букв; единичные ошибки на
согласование и управление; орфографические ошибки.
«Неудовлетворительно» множественные ошибки на дифференциацию звуков,
близких по артикуляционно-акустическим признакам; пропуски букв, ошибки на
согласование, управление; орфографические ошибки.
Уровень сформированности фонематических представлений:
1 уровень (менее 25%) – неудовлетворительный: не дифференцирует звуки,
близкие по артикуляционным и акустическим признакам.
2 уровень (от 25% до 50 %) –удовлетворительный: отмечается значительное
количество смешений звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
3 уровень (от 50% до 75%) – хороший: сохраняются единичные ошибки по
дифференциации звуков, близких по артикуляционным признакам (свистящие шипящие) и по акустическим признакам (глухие - звонкие, твѐрдые - мягкие).
4 уровень (от 75% до 100%) – отличный.
Уровень сформированности лексико-грамматических средств языка:
1 уровень (менее 25%) – неудовлетворительный: ограниченный словарный
запас; морфологические аграмматизмы (согласование и управление); структурные
аграмматизмы (нарушение линейной схемы предложения).
2 уровень (от 25% до 50 %) – удовлетворительный: бедный словарный запас;
отмечаются ошибки при использовании грамматических средств языка.
3 уровень (от 50% до 75%) – хороший: сохраняются единичные лексические и
грамматические ошибки при употреблении сложных конструкций.
4 уровень (от 75% до 100%) – отличный: владеет системными отношениями
языка, лексическими и грамматическими обобщениями.
Уровень сформированности связной речи
1 уровень (менее 25%) – неудовлетворительный: не понимает основную мысль
текста; ограничен объѐм используемой лексики; не пересказывает.
2 уровень (от 25% до 50 %) – удовлетворительный: затрудняется в правильном
понимании основной мысли текста; заменяет авторские выразительные средства
собственными; пересказывает содержание только с помощью. 3 уровень (от 50% до
75%) – хороший: понимает основную мысль текста; частично использует лексику
текста; пересказываете небольшой помощью.
4 уровень (от 75% до 100%) – отличный: правильно формулирует основную
мысль текста; последовательно и точно строит пересказ.