РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Практическая информатика»
Класс: 9
с. Строевское, 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочного курса «Лаборатория подготовки к ОГЭ: информатика» для
девятого класса была разработана согласно следующим нормативным документам:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№ 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
3. Постановления главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28
«Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования
к организациям
воспитания
и обучения,
отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
4. Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
5. Письма Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении
методических рекомендаций», по организации содержания внеурочной деятельности в рамках
реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»;
6. Календарный учебный график МБОУ «СТРОЕВСКАЯ ООШ» на 2025-2026 учебный год;
7. План внеурочной деятельности МБОУ «СТРОЕВСКАЯ ООШ» на 2025-2026 учебный год;
8. Положение о рабочей программе МБОУ «СТРОЕВСКАЯ ООШ» на 2025-2026 учебный год.
Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ учебник для 9 класса в 2 ч. Часть 1, 2 М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2024;
2. Информатика. Основной Государственный Экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное
пособие] / В.Р. Лещинер, Ю.С. Путимцева. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2022
Актуальность:
В современном мире, каждые два года меняется поколение технологий, программных
инструментов, появляются совершенно новые технологии, в то время как старые технологии
уходят в прошлое. Такие изменения в технической сфере требуют постоянных изменений и в
научной отрасли. Одной из таких научных областей, которая стремительно развивается является
информатика.
Цель курса:
Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к основному
государственному
экзамену
по
информатике
учащихся,
освоивших
основные
общеобразовательные программы основного общего образования.
1)
2)
3)
4)
Задачи курса:
выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;
сформировать: представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов
по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом,
практическое задание);
сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.
Изучение курса внеурочной деятельности направлено на формирование личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Личностные результаты. Основными личностными результатами, формируемыми при
изучении данного курса, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа
и критичной оценки
получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость
подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе
учебной деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных
гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные
результаты.
Основными
метапредметными
результатами,
формируемыми при данного курса, являются:
владение общепредметными понятиями «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи, строить
логическое рассуждение, и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия
с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы
действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и
формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение
«читать» таблицы, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из
одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в
зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; коммуникация и социальное взаимодействие;
поиск и организация хранения информации; анализ информации).
•
•
•
•
•
Предметные результаты включают в себя:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о
компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и
умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель –
и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в
современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного
исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и
операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ
представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, диаграммы;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и
права.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Содержание программы составлено на 34 часов (1 час в неделю). Программа имеет блочный
принцип и состоит из отдельных разделов. Резерв свободного времени, который
предусмотрен данной программой, реализует авторский подход с целью использования
разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и
педагогических технологий.
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов в год (по программе): 34 часов.
Количество часов в неделю (по учебному плану школы): 1 часа.
Технологии, методы: ведущим методом станет самостоятельная, групповая и
индивидуальная работа над созданием творческой работы.
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике» 1.1.
«Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ
по информатике»
ОГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9 класса.
Особенности проведения ОГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды
тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике.
Основные термины ОГЭ.
Раздел 2 «Тематические блоки»
Модуль №1 «Информационные процессы»
2.1. Представление и передача информации
Передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация описания
реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма
представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации. Единицы
измерения количества информации. Процесс передачи информации, сигнал, скорость передачи
информации. Кодирование и декодирование информации.
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных
версий.
2.2. Обработка информации.
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы.
Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи
на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Основные компоненты компьютера и их функции.
Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения.
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных
версий.
2.3. Основные устройства ИКТ.
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ. Файлы и файловая
система. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти,
необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных
процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных
продуктов, услуг связи.
Теоретический
материал по данной теме, разбор заданий из частей
демонстрационных версий.
МОДУЛЬ № 2 «ИКТ»
2.4. Основные устройства, используемые в ИКТ
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ; простейшие операции по
управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и
т.д.); использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические,
эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Создание,
именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств.
Файлы и файловая система. Архивирование и разархивирование. Защита информации от
компьютерных вирусов. Оценка количественных параметров информационных объектов.
Объѐм памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров
информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость
информационных продуктов, услуг связи.
2.5 Поиск информации
Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение
запросов. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие
справочные системы.
2.6 Проектирование и моделирование.
Чертежи. Двумерная графика. Графы. Использование стандартных графических объектов и
конструирование графических объектов. Простейшие управляемые компьютерные модели.
Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов:
изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение; работа с областями
(выделение, копирование, заливка цветом); коррекция цвета, яркости и контрастности.
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного)
моделирования. Отличие математическоймодели от натурной модели и от словесного
(литературного) описания объекта. Управление. Сигнал. Обратная связь.
Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель(в том числе робот); компьютер, получающий
сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в
томчисле движущимися) устройствами
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий.
2.7 Математические инструменты, электронные таблицы.
Таблица как средство моделирования. Математические формулы и вычисления по ним.
Представление формульной зависимости в графическом виде.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий.
2.8. Организация информационной среды.
Электронная почта как средство связи. Сохранение информационных объектов из
компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из
Интернета). Организация информации в среде коллективного использования
информационных ресурсов. Технология адресации и поиска информации в Интернете. Решение
задач с использованием кругов Эйлера. Восстановление доменного IP-адреса.
3. Итоговый контроль. Решение тестов ОГЭ
Осуществляется через систему конструктор сайтов или тестов в которую заложены
демонстрационные версии ОГЭ по информатике частей 1 и 2.
Учебно-тематический план
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Тема
Количество
часов
Основные подходы к разработке контрольных измерительных
1
материалов
ОГЭ по информатике
Представление и передача информации
5
Обработка информации
8
Основные устройства ИКТ
2
Поиск информации
4
Проектирование и моделирование
2
Математические инструменты,
2
электронные таблицы
Организация информационной среды
6
Решение тестов ОГЭ
4
Итого:
34
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Название темы
Знакомство с контрольно-измерительными
материалами ОГЭ по информатике 2020
Объѐм памяти, необходимый для хранения
текстовых данных
Проверочная работа №1 «Объѐм памяти,
необходимый для хранения текстовых
данных»
Декодирование кодовой
последовательности
Проверочная работа №2
«Декодирование кодовой последовательности»
Определение истинности составного
высказывания
Проверочная работа №3 «Определение
истинности составного высказывания»
Анализ простейших моделей объектов
Проверочная работа №4 «Анализ
простейших моделей объектов»
Кол-во
часов
1
Дом. задание
1
Прототип задания № 1
1
Прототип задания № 1
1
Прототип задания № 2
1
Прототип задания № 2
1
Прототип задания № 3
Прототип задания № 3
1
Прототип задания № 4
1
Прототип задания № 4
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Анализ простых алгоритмов для конкретного
исполнителя с фиксированным набором
команд
Проверочная работа №5 «Анализ простых
алгоритмов для конкретного исполнителя с
фиксированным набором команд»
Формальное исполнение алгоритмов,
записанных
на
языке
программирования
Проверочная работа №6 «Формальное
исполнение алгоритмов, записанных
на языке программирования»
Принципы адресации в сети Интернет
Проверочная работа №7 «Принципы адресации
в сети Интернет»
Принципы поиска информации в
Интернете
Проверочная работа №8 «Принципы поиска
информации в Интернете»
Анализ информации, представленной в виде
схем
Проверочная работа №9 «Анализ информации,
представленной в виде схем»
Запись чисел в различных системах счисления
Проверочная работа №10 «Запись чисел в
различных системах счисления»
Поиск информации в файлах и каталогах
компьютера
Проверочная работа №11 «Поиск
информации в файлах и каталогах компьютера»
1
Прототип задания № 5
1
Прототип задания № 5
1
Прототип задания № 6
1
Прототип задания № 6
1
1
Прототип задания № 7
Прототип задания № 7
1
Прототип задания № 8
1
Прототип задания № 8
1
Прототип задания № 9
1
Прототип задания № 9
1
1
Прототип задания № 10
Прототип задания № 10
1
Прототип задания № 11
1
Прототип задания № 11
Определение количества и
информационного объѐма файлов,
отобранных по некоторому условию
Проверочная
работа
№12
«Определение
количества
и
информационного объѐма файлов, отобранных
по некоторому условию»
Создание презентации
Проверочная работа №13.1 «Создание
презентации»
Создание презентации текстового документа.
Проверочная работа №13.2 «Создание
презентации текстового документа».
Обработка большого массива данных с
использованием средств электронной таблицы
1
Прототип задания № 12
1
Прототип задания № 12
1
1
Прототип задания № 13
Прототип задания № 13
1
1
Прототип задания № 14
Прототип задания № 14
1
Прототип задания № 15
31.
Проверочная
работа
№14
«Обработка
большого массива данных с использованием
средств электронной таблицы»
1
Прототип задания № 15
32.
Создание и выполнение программы
(алгоритма) для заданного исполнителя.
Проверочная работа №15 «Создание и
выполнение программы(алгоритма) для
заданного исполнителя».
Решение тестов ОГЭ
1
Прототип задания № 16
1
Прототип задания № 16
33.
34.
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
Обеспечение программы
Организационное
Необходимо разделить класс на две группы,
в каждой из которых должно быть 15-16 чел.
Учебно-методическое
Конспекты занятий по предмету; Инструкции
и презентации;
Проектные задания, проекты и рекомендации
Персональный компьютер
Проектор
Принтер
Наушники
Сканер
▪
▪
▪
▪
▪
▪
1
к выполнению проектов; Диагностические
работы с образцами выполнения и
оцениванием; Раздаточные материалы (к
каждому занятию);
Положения о конкурсах и соревнованиях.
Материально-техническое
Клавиатура и мышь.
Операционная система;
Microsoft Office;
Google Chrome;
Kumir.
Литература:
1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ учебник для 9 класса в 2 ч. Часть 1, 2. М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2024
2. Комплект цифровых образовательных ресурсов
3. Информатика. Основной Государственный Экзамен. Готовимся к итоговой
аттестации: [учебное пособие] / В.Р. Лещинер, Ю.С. Путимцева. – Москва: Издательство
4. «Интеллект-Центр», 2022
5. Интернет-ресурсы:
6. Решу ОГЭ по информатике https://inf-oge.sdamgia.ru/
7. Федеральный институт педагогических измерений https://fipi.ru/
8. Сайт Константина Полякова https://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm