Рабочая программа_КВД_Коррекционные занятия по русскому языку_8

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Строевская основная общеобразовательная школа»

ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Коррекционные занятия по русскому языку»
8 класс
2025-2026 учебный год

с. Строевское 2025 г.

Пояснительная записка
Данная программа предназначена для проведения коррекционных занятий по
русскому языку в 8 классе с целью коррекции отклонений в развитии
познавательной

деятельности,

формирования

и

развития

грамматико-

аналитических навыков учащихся с трудностями в освоении программы,
восполнению пробелов в их знаниях, пропедевтике изучения трудных тем,
обогащению и расширению словаря и речевому развитию в целом.
Цель коррекционной работы – повышение уровня общего развития
учащихся, восполнение пробелов

предшествующего развития и образования,

индивидуальная работа по формированию недостаточно усвоенных учебных
умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и
речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Задачи.
Образовательные:
Посредством

формирования

и

развития

грамматико-аналитических

орфографических и пунктуационных навыков систематизировать те непрочные
знания и навыки, которые имеются у учащихся по грамматике, орфографии и
пунктуации.
Развивающие:
 Развивать познавательную активность учащихся.
 Развивать

общеинтеллектуальные умения: приѐмы анализа, сравнения,

обобщения, навыки группировки и классификации;
 Развивать словарь, обогащать содержательную сторону высказываний
учащихся, формировать и развивать умения в построении связного текста.
 Развивать

общеучебные

умения:

работа

с

книгой,

со

справочной

литературой, совершенствовать навыки чтения.
Воспитательные:
 Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду, любовь к
родному краю и т.д. средствами данного предмета.
 Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.

В начале учебного года учитель выявляет степень готовности учащихся

к

обучению; наличие знаний, навыков, умений по основным разделам программы.
Формы проведения этих занятий могут быть следующими:
 беседа по знакомой ребенку теме;
 устные и письменные диктанты;
 выполнение заданий по словесной инструкции;
 списывание с образца;
 составление образца по элементам;
 обследуется речь ребенка.
План занятий с группой включает в себя:
 восполнение пробелов предшествующего развития;
 коррекция дефекта;
 подготовка ребенка к усвоению программного материала.
Материал

урока

отбирается

в

зависимости

от

имеющихся нарушений.

При планировании и проведении занятий особое внимание следует
предметно-практической

уделять

деятельности. Содержание индивидуальных занятий

не допускает «натаскивания», формального механического подхода, должно
быть максимально направлено развитие ученика.
На

занятиях

необходимо

деятельности. Действия

с

использовать

различные

виды

практической

реальными предметами, использованием наглядно-

графических схем и т. п. создают возможность для широкой подготовки учащихся
к выполнению различного типа задач:
 формирования пространственных
обобщать

представлений, умения сравнивать,

предметы и явления, анализировать

слова и

предложения

различной структуры;
 осмысления художественных текстов;
 развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и
словесного отчѐта.
При работе с каждым типом упражнений, заданий нужно добиваться полного
понимания и безошибочного выполнения, только после этого следует переходить к
другому типу заданий. При проведении игр и упражнений следует исключить

ситуацию

неудач.

Реакция

на

ошибки

должна

быть

формой

помощи.

Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение
определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов
умственной деятельности.
Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к
учению. Индивидуальные коррекционные занятия учитель проводит по мере
выявления

у учащихся индивидуальных

проблем в развитии, отставания в

обучении. Индивидуальная помощь оказывается ученикам, испытывающим особые
затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются
дети, не усвоившие материал вследствие пропусков из-за болезни либо из-за
«нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время
уроков.
Структура программы коррекционных занятий включает следующие разделы:
1. Формирование и развитие грамматико-аналитических навыков.
Цель введения данного раздела – привести в систему те неполные и неточные
знания и навыки, которые имеются у учащихся по грамматике и правописанию, к
пополнению их новыми сведениями. Материал для освоения преподносится
предельно развернуто; значительное место отводится предметно-практической
деятельности учащихся : работе по схемам, таблицам, алгоритмам и др .
Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с
целью предупреждения ошибок.
2. Пропедевтика изучения трудных тем.
Некоторые темы, включенные в содержание программы требуют особого
подхода со стороны педагога и учащихся: перед изучением нового материала
следует активизировать имеющиеся знания, систематизировать теоретические
сведения для полноценного усвоения нового. Изучение наиболее трудных
орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного
речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми
обобщениями,

которые

программного материала.

осуществляются

на

протяжении

изучения

всего

3. Восполнение пробелов в знаниях.
В процессе обучения выявляется запас знаний и представлений, умений и
навыков учеников, пробелы в усвоении ими программного материала по
отдельным

ранее

пройденным

учебным

разделам.

На

результативность

индивидуальной коррекционной работы решающее влияние оказывает качество и
полнота педагогической диагностики. Тщательное изучение индивидуальных
особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки работы с
ними по восполнению пробелов в знаниях. Ликвидации отставания в освоении
программного материала.
4. Развитие речи.
Цель данного раздела – обогащать содержательную сторону высказываний
учащихся,

формировать и развивать умения в построении связного текста.

Большое внимание уделяется уточнению, пополнению и расширению словарного
запаса учащихся путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира,
с их признаками, назначением; упражнениями в отборе языковых средств в тексте
в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Основные направления работы:
Развитие основных мыслительных операций:
 Навыков соотносительного анализа;
 Навыков группировки и классификации;
 Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
Развитие различных видов мышления:
 Развитие наглядно-образного мышления;
 Развитие словесно-логического мышления;
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (чтение по
ролям, драматизация).
Расширение представлений о мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Контроль знаний и умений.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам
выполнения проверочных самостоятельных работ, тестов, словарного диктанта.
Контроль осуществляется с помощью самопроверки и взаимопроверки, а также
выполнения итоговой проверочной работы, содержащей задания по основным
темам курса.
В

данном

определенная

календарно-тематическом

последовательность

планировании

представлена

коррекционно-развивающих

занятий,

направленная на активизацию и формирование основных знаний, умений и
навыков по русскому языку.
№

Содержание учебного материала

Повторение изученного в 5-7 классах
1 Отработка навыка нахождения орфограммы в корне слова. Развитие
связной монологической речи.
2 Развитие связной монологической речи. Развитие умения выделять
главную мысль текста.
3 Развитие умения составления звуковой схемы слова. Отработка навыка
написания разделительных Ъ и Ь.
4 Развитие памяти при закреплении навыка правописания окончаний
существительных и прилагательных.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
5 Развитие навыка краткого пересказа текста, умения выделять главную
мысль.
6 Развитие умения выделения главных членов предложения, постановке
тире между подлежащим и сказуемым.
7 Развитие умения находить второстепенные члены предложения,
составление схемы предложения.
8 Формирование навыка постановки знаков препинания в простом
предложении с обобщающим словом при однородных членах
предложения.
9 Развитие умения выразительного чтения предложений с обращением.
Формирование навыка постановки запятой при обращении.
10 Формирование навыка разграничения простого и сложного
предложений.
Развитие умения составления схемы сложных
предложений.
11 Развитие умения составления диалога по картине, опорным словам.

Кол-во
часов
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1

1

12 Развитие зрительной памяти при закреплении правописания
словарных слов.
Проверка усвоения знаний. Словарный диктант.
Фонетика
13 Формирование навыка обозначения мягкости согласных при помощи
Ь.
14 Развитие умения фонетического разбора слова. Развитие связной
монологической речи при описании предмета.
Лексика
15 Формирование навыка разграничения прямого и переносного значения
слов.
16 Развитие умения подбора синонимов и антонимов к словам
определенной тематики.
Морфемика. Орфография. Культура речи
17 Развитие навыка рассуждения по данному образцу.

1

18 Развитие навыка пересказа текста от 1, 3-го лица.

1

19 Развитие умения работать по образцу по теме «Правописание
чередующихся гласных О и А в корне слова».
20 Развитие умения навыка работы по образцу по теме «Правописание О
и Ё после шипящих в корне слова».
21 Коррекция ошибок, допущенных в диктанте.
Имя существительное.
22 Развитие слуховой памяти. Развитие умения составлять доказательство
в рассуждении.
23 Развитие умения работать по таблицам по теме «Правописание
гласных в падежных окончаниях существительных».
24 Формирование навыка правописания гласных О и Е после шипящих и
Ц.
25 Коррекция
индивидуальных
пробелов
по
теме
«Имя
существительное».
Глагол.
26 Развитие связной монологической речи по сюжетным картинкам.

1

27 Формирование умения работы по образцу по теме «Правописания
чередующихся гласных И и Е в корнях»
28 Развитие умения запоминания правила «Правописания безударных

1

1
1
1

1
1

1

1
1
1
1
1
1

1

1

29

30
31
32
33

личных окончаний глаголов».
Формирование навыка составления юмористического текста по
картине.
Имя прилагательное
Развитие памяти, внимания в работе с алгоритмом «Правописание О и
Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных»
Формирование умения подбора прилагательных при описании
животных.
Развитие слухового внимания. Обучение приемам запоминания
правил.
Коррекция индивидуальных пробелов по теме «Имя прилагательное».

34 Проверочная работа.

1

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».