и среднего общего образования (письмо Минпросвещения России от 13 января 2023 г. № 03-49 «О направлении методических рекомендаций», далее – методические рекомендации). 1.2. Положение является локальным нормативным актом образовательной организации, регламентирующим систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательной организации, в том числе формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 1. 1.3. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в образовательной организации (далее – система оценки) являются: оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального, регионального и федерального уровней; оценка результатов деятельности педагогических работников как основа аттестационных процедур; оценка результатов деятельности образовательной организации как основа аккредитационных процедур2. 1.4. В учреждении реализуются системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений обучающихся3. 1.5. Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки4. 1.6. Внутренняя оценка включает5: стартовую диагностику; текущую и тематическую оценку; итоговую оценку; промежуточную аттестацию; психолого-педагогическое наблюдение; внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся. 1.7. Внешняя оценка включает6: независимую оценку качества подготовки обучающихся; итоговую аттестацию. 2. Процедуры внутренней оценки. 2.1. Стартовая диагностика. Стартовая диагностика проводится в начале 1-го, 5-го и 10-го классов с целью оценки готовности к обучению на соответствующем уровне общего образования в соответствии с графиком контрольных мероприятий (приложение к образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования7), выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся8. Стартовая диагностика проводится по следующим учебным предметам: в 1-ом классе – окружающий мир, математика; в 5-ом классе – русский язык, литература, иностранный язык, математика; в 10-ом классе – русский язык, литература, математика, история. Стартовая диагностика проводится в следующих формах: индивидуальное и (или) коллективное собеседование; пересказ; контрольная работа; контрольный тест; 1 Часть 2 статьи 30 Федерального закона об образовании Пункт 19.4 ФОП НОО, пункт 18.2 ФОП ООО, ФОП СОО 3 Пункт 19.9 ФОП НОО, пункт 18.6 ФОП ООО, ФОП СОО 4 Пункт 19.6 ФОП НОО, пункт 18.3 ФОП ООО, ФОП СОО 5 Пункт 19.7 ФОП НОО, пункт 18.4 ФОП ООО, ФОП СОО 6 Пункт 19.8 ФОП НОО, пункт 18.5 ФОП ООО, ФОП СОО 7 Пункты 19.35 ФОП НОО, 18.25 ФОП ООО, ФОП СОО 8 Пункты 19.36, 19.36.1 ФОП НОО, 18.26, 18.26.1 ФОП ООО, ФОП СОО 2 контрольный диктант; контрольный диктант с грамматическим заданием; творческая работа; сочинение; изложение. Решение о формах и графике проведения стартовой диагностики ежегодно принимается педагогическим советом до 1 сентября текущего года, утверждается приказом директора образовательной организации и доводится до сведения всех участников образовательных отношений путем размещения информации на официальном сайте учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Объектом оценки в 1-ом классе в рамках стартовой диагностики является сформированность предпосылок учебной деятельности, готовность 9 к овладению чтением, грамотой и счетом . Стартовая диагностика в 1-ом классе может проводиться педагогическими работниками с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов (разделов)10. Объектом оценки в 5-ом и 10-ом классах в рамках стартовой диагностики служит структура мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знаково-символическими средствами, логическими операциями11. Результаты стартовой диагностики являются основанием 12 для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса и не влияют на четвертные, полугодовые отметки обучающегося. 2.2. Текущая и тематическая оценки. 2.2.1. Оценка предметных результатов. Оценка предметных результатов осуществляется педагогическим работником в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного 13 и итогового контроля . Оценивание осуществляется по балльной системе: «результат отсутствует» – отметка «1»; «неудовлетворительно» – отметка «2»; «удовлетворительно» – отметка «3»; «хорошо» – отметка «4»; «отлично» – отметка «5». В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий14. Освоение общеобразовательной программы за первый класс, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса общеобразовательной программы, сопровождается фиксацией в классном журнале следующих записей: 1) на бумажном носителе: «освоил» – сокращенное «осв.», «не освоил» – «не осв.»; 2) в электронном виде: «зачтено» – сокращенное «зач.», «не зачтено» – «не зач.». Особенности оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету, курсу, модулю фиксируются в приложениях к основным общеобразовательным программам. Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету включает: список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования (например, текущая (тематическая)) и способов оценки (например, устно (письменно), практика); требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (с учѐтом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры); 9 Пункт 19.36.1 ФОП НОО Пункт 19.36.2 ФОП НОО 11 Пункт 18.26.2 ФОП ООО, ФОП СОО 12 Пункты 19.36.2 ФОП НОО, 18.26.3 ФОП ООО, ФОП СОО 13 Пункты 19.34 ФОП НОО, 18.24 ФОП ООО, ФОП СОО 14 Пункт 24 Порядка № 115 10 график контрольных мероприятий15. 2.2.2. Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения обучающегося в освоении программы учебного предмета16. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету17. В текущей оценке используются различные формы (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы) и методы проверки (самои взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с учетом особенностей учебного предмета18. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса 19. 2.2.3. Тематическая оценка – это оценка уровня достижения тематических планируемых результатов по учебному предмету20, курсу, модулю: оценка за контрольную (проверочную, практическую, творческую и т.п.) работу по изученной теме учебного предмета, курса. Тематическая оценка может вестись как в ходе изучения темы, так и в конце ее изучения. 2.3. Итоговая оценка. Итоговая (годовая) оценка определяется как среднее арифметическое четвертных, полугодовых отметок. Четвертная, полугодовая отметка рассчитывается в виде средневзвешенного балла, учитывающего результаты накопленной оценки и результаты выполнения тематических проверочных (контрольных, практических, творческих и т.п.) работ, и фиксируется в классном журнале. Средневзвешенный балл рассчитывается по формуле: сумма произведений оценок на их весовой коэффициент ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __ сумма весовых коэффициентов этих оценок. Весовой коэффициент вида учебной деятельности – это числовой коэффициент, отражающий значимость данного вида деятельности в сравнении с другими видами учебной деятельности. Весовой коэффициент по видам учебной деятельности: Тип заданий Обозначение (вид учебной деятельности) Итоговая контрольная работа ИК/Р Итоговый контрольный диктант ИКД Контрольный диктант КД Проверочная работа ПР Сочинение СОЧ Зачет Зчт 15 Пункты 19.35 ФОП НОО, 18.25 ФОП ООО, ФОП СОО Пункты 19.37 ФОП НОО, 18.27 ФОП ООО, ФОП СОО 17 Пункты 19.37.2 ФОП НОО, 18.27.2 ФОП ООО, ФОП СОО 18 Пункты 19.37.3 ФОП НОО, 18.27.3 ФОП ООО, ФОП СОО 19 Пункты 19.37.4 ФОП НОО, 18.27.4 ФОП ООО, ФОП СОО 20 Пункты 19.38 ФОП НОО, 18.28 ФОП ООО, ФОП СОО 16 Тип контроля тематический тематический тематический тематический тематический тематический Весовой коэффициент 4 4 3 2 2 2 Тип заданий (вид учебной деятельности) Изложение (контрольное) Контрольное списывание Лабораторная работа Практическая работа Самостоятельная работа Диктант Изложение по самостоятельно составленному плану Индивидуальный проект Наизусть Обучающее изложение Обучающее изложение по коллективно составленному плану Обучающее сочинение Пересказ Проект Словарный диктант Сочинение по картине Списывание Тест Устный счѐт Говорение Диалогическая речь Орфографическая работа Письмо Работа с контурными картами Арифметический диктант Аудирование Грамматическое задание Коллективный проект Комплексный анализ текста Математический диктант Опрос Письмо по памяти Продуктивные задания Работа с таблицами Творческая работа Языковая тема Дистанционный урок Доклад Ответ на уроке Работа на уроке Работа над ошибками Реферат Обозначение Тип контроля И КС Л/Р П/Р С/Р Д тематический тематический текущий текущий текущий текущий Весовой коэффициент 3 3 2 2 2 2 текущий 2 текущий текущий текущий 3 2 1 текущий 1 текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 2 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 2 ИСП Ипр Наиз ОИ ОИКЛ ОС ПЗ Пр-т СД СК СПИС Тест УС ГОВОР ДИАЛ ОР ПИС к/к АД АУД ГЗ КПр КАТ М/Д О П/П ПрЗд РСТ ТР Я//Т ДУ ДОК Отв Р/У РНО РЕФ Тип заданий (вид учебной деятельности) Урок Устное сочинение Чтение Чтение вслух Домашняя работа Диагностический срез Рабочая тетрадь, конспект Портфолио Недельное задание Устное изложение Экскурсия Техника чтения Семинар Практическое занятие Лабораторное занятие Обозначение Тип контроля УР У/С ЧИТ ЧТ/В Д/Р текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий Весовой коэффициент 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2.4. Промежуточная аттестация. 2.4.1. Промежуточная аттестация обучающихся. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией21. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются календарным учебным графиком 22. Промежуточная аттестация обучающихся проводится, начиная с первого класса, в конце каждого учебного года по каждому изучаемому учебному предмету, курсу, модулю и курсу внеурочной деятельности23. 2.4.1.1. Промежуточная аттестация, проводится по учебным предметам, курсам учебного плана. Промежуточная аттестация представляет собой итоговую (годовую) отметку и определяется как среднее арифметическое четвертных, полугодовых отметок. Отметка за промежуточную аттестацию, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов, является основанием для перевода обучающихся в следующий класс, для обучающихся 9 и 11 классов – основанием для допуска к государственной итоговой аттестации24. Обучающиеся первого класса, успешно выполнившие более половины тематических проверочных работ (контрольных, практических, творческих работ и т.п.) от всего количества тематических проверочных работ, предусмотренных рабочей программой по каждому учебному предмету, считаются освоившими в полном объеме соответствующую образовательную программу учебного года. В классном журнале на бумажном носителе вместо годовой отметки делается запись «освоил» (сокращенная запись – «осв.»), в противном случае делается запись «не освоил» (сокращенно – «не осв.»). В электронном классном журнале вместо годовой отметки делается запись «зачтено» (сокращенно – «зач.»), в противном случае – «не зачтено» (сокращенная запись – «не зач.). Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) 21 Часть 1 статьи 58 Федерального закона об образовании Пункты 32.3 ФГОС НОО, 33.3 ФГОС ООО 23 Часть 1 статьи 58 Федерального закона об образовании, пункты 31.3 ФГОС ООО, 18.1.3 ФГОС СОО 24 Часть 6 статьи 59 Федерального закона об образовании, пункт 26 Порядка 115 22 образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью25. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно26. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность27. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые образовательной организацией, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам28. Промежуточная аттестация для обучающихся, имеющих академическую задолженность (далее – повторная промежуточная аттестация), проводимая в первый раз, проводится учителем, непосредственно преподающим соответствующий учебный предмет, курс, модуль. Повторная промежуточная аттестация обучающихся проводится в следующих формах: итоговая контрольная работа; лабораторная работа; практическая работа; контрольный тест; зачет; контрольный диктант; контрольный диктант с грамматическим заданием; реферат; творческая работа; защита проекта; сочинение; изложение; сдача нормативов по физической культуре. Контрольно-измерительные материалы для проведения повторной промежуточной аттестации обучающихся разрабатывают учителя-предметники образовательной организации. Результаты повторной промежуточной аттестации оформляются протоколом по форме согласно приложению. Формы и сроки повторной промежуточной аттестации, проводимой в первый раз, утверждаются приказом директора учреждения. При положительном результате повторной промежуточной аттестации педагогический совет принимает решение о переводе обучающегося в следующий класс либо о допуске к государственной итоговой аттестации. В случае не прохождения обучающимся повторной промежуточной аттестации, ему предоставляется право прохождения повторной промежуточной аттестации во второй раз. Для проведения повторной промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия в количестве трех человек. Персональный состав комиссии, формы и сроки проведения повторной промежуточной аттестации утверждаются приказом директора учреждения. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями 25 Часть 2 статьи 58 Федерального закона об образовании Часть 8 статьи 58 Федерального закона об образовании 27 Часть 3 статьи 58 Федерального закона об образовании 28 Часть 5 статьи 58 Федерального закона об образовании 26 психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану29. Обучающиеся, не освоившие образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования30. 2.4.1.2. Промежуточная аттестация курсов внеурочной деятельности. Промежуточная аттестация курсов внеурочной деятельности – это механизм контроля результатов (оценка качества) освоения обучающимися всего объема или части конкретной программы курса внеурочной деятельности. Оценке подлежит уровень достижения обучающимися планируемых результатов, которые запланированы и зафиксированы педагогами в рабочих программах курсов внеурочной деятельности. Промежуточная аттестация курсов внеурочной деятельности проводится в следующих формах: практическая работа; портфолио индивидуальных достижений обучающегося; творческая работа; групповое или коллективное творческое дело; защита проектной работы; защита исследовательской работы; интеллектуальный конкурс; олимпиада; отчетный концерт; презентация; доклад; разработка изделия, макета, предметов декора и живописи; соревнование; выполнение контрольных нормативов. Обучающийся считается освоившим программу курса внеурочной деятельности, если он успешно прошел промежуточную аттестацию. В журнале учета курсов внеурочной деятельности делается запись «зачтено», сокращенная запись – «зач.». В противном случае делается запись «не зачтено», сокращенно – «не зач.». Отметка за промежуточную аттестацию курсов внеурочной деятельности не является основанием для перевода обучающихся в следующий класс, для обучающихся 9 и 11 классов – основанием для допуска к государственной итоговой аттестации. Повторная промежуточная аттестация курсов внеурочной деятельности не проводится. Не освоение обучающимся курса внеурочной деятельности служит основанием для корректировки учебно-воспитательной деятельности в образовательной организации. 2.4.2. Промежуточная аттестация экстернов. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, вправе пройти экстерном промежуточную аттестацию в образовательной организации31. По заявлению экстерна или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего гражданин зачисляется приказом директора образовательной организации в контингент обучающихся. Не допускается взимание платы с экстернов за прохождение промежуточной аттестации32. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе33. 29 Часть 9 статьи 58 Федерального закона об образовании Часть 5 статьи 66 Федерального закона об образовании, пункт 27 Порядка № 115 31 Часть 3 статьи 34 Федерального закона об образовании 32 Часть 3 статьи 34 Федерального закона об образовании, пункт 27 Порядка № 115 33 Часть 3 статьи 34 Федерального закона об образовании, пункт 27 Порядка № 115 30 Для проведения промежуточной аттестации экстерна образовательной организацией создается комиссия в количестве трех человек. Персональный состав комиссии, формы и график прохождения промежуточной аттестации утверждаются приказом директора учреждения. График прохождения промежуточной аттестации предварительно согласовывается с экстерном или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего34. Промежуточная аттестация экстернов проводится по не более одному учебному предмету (курсу) в день35. Промежуточная аттестация экстернов проводится в следующих формах: контрольная работа; лабораторная работа; практическая работа; контрольный тест; зачет; контрольный диктант; контрольный диктант с грамматическим заданием; реферат; творческая работа; защита проекта; сочинение; изложение; сдача нормативов по физической культуре. Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации экстернов разрабатывают предметные методические объединения учителей образовательной организации. В случае предоставления документов, подтверждающих результаты освоения учебных предметов, курсов в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по заявлению экстерна или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего образовательная организация проводит зачет таких результатов в соответствии с локальным нормативным актом, регламентирующим процедуру установления соответствия представленных результатов планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программы 36. Результаты прохождения экстерном промежуточной аттестации оформляются протоколом по форме согласно приложению. При положительном результате прохождения промежуточной аттестации экстерн отчисляется из учреждения и ему выдается справка об обучении по образцу, установленному образовательной организацией самостоятельно37. Ликвидация академической задолженности экстернов проводится в соответствии с пунктом 2.4.1.1 настоящего Положения. Обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации38. 2.5. Психолого-педагогическое наблюдение. 2.5.1. Личностные результаты освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества и 34 Пункт 27 Порядка № 115 Пункт 27 Порядка № 115 36 Пункт 6 Порядка № 845/369 37 Часть 12 статьи 60, часть 5 статьи 61 Федерального закона об образовании, пункт 27 Порядка № 115 38 Часть 10 статьи 58 Федерального закона об образовании 35 старшему поколению, закону и правопорядку, труду, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде39. 2.5.2. Оценка достижения обучающимися личностных результатов освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования проводится образовательной организацией по завершению ими обучения на соответствующем уровне общего образования. Промежуточная оценка достижения обучающимися личностных результатов проводится педагогическими работниками в конце учебного года. Результаты промежуточной оценки достижения обучающимися личностных результатов являются основанием для корректировки учебно-воспитательной деятельности в образовательной организации. 2.5.3. Результаты, полученные в ходе оценки достижения обучающимися личностных результатов, используются только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных 40. 2.5.4. Личностные достижения обучающихся на уровне начального общего образования включают две группы результатов41: 1) основы российской гражданской идентичности, ценностные установки и социально значимые качества личности; 2) готовность обучающихся к саморазвитию, мотивация к познанию и обучению, активное участие в социально значимой деятельности. 2.5.5. Учитывая особенности групп личностных результатов, педагогический работник на уровне начального общего образования осуществляет оценку следующих качеств 42: 1) наличие и характеристика мотива познания и учения; 2) наличие умений принимать и удерживать учебную задачу, планировать учебные действия; 3) способность осуществлять самоконтроль и самооценку. 2.5.6. На уровнях основного общего и среднего общего образования возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в участии обучающихся в общественно значимых мероприятиях федерального, регионального, муниципального, школьного уровней; в соблюдении норм и правил, установленных в общеобразовательной организации; в ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами учебных предметов; в ответственности за результаты обучения; способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии,43 в формах педагогического наблюдения и (или) специальных диагностических методик. 2.5.7. Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации44. 2.6. Внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся. 2.6.1. Оценка метапредметных результатов достижения планируемых результатов. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения образовательной программы соответствующего уровня образования, которые отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий45. Основным объектом оценки метапредметных результатов на уровнях начального общего и основного общего образования является овладение: познавательными универсальными учебными действиями (на уровне начального общего образования – формирование и оценка у обучающихся базовых логических действий, базовых исследовательских действий, умений работать с информацией46; на уровне основного общего 39 Пункты 41 ФГОС НОО, 42 ФГОС ООО, 7 ФГОС СОО Пункт 18.14 ФОП ООО, ФОП СОО 41 Пункт 19.16 ФОП НОО 42 Пункт 19.17 ФОП НОО 43 Пункт 18.13 ФОП ООО, ФОП СОО 44 Пункты 19.14 ФОП НОО, 18.12 ФОП ООО, ФОП СОО 45 Пункты 19.18 ФОП НОО, 18.15 ФОП ООО, ФОП СОО 46 Пункт 19.21 ФОП НОО 40 образования – замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач47); коммуникативными универсальными учебными действиями (на уровне начального общего образования – формирование и оценка у обучающихся таких групп умений, как общение и совместная деятельность48; на уровне основного общего образования – приобретение умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, взаимодействие с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером49); регулятивными универсальными учебными действиями (на уровне начального общего образования – формирование и оценка у обучающихся умений самоорганизации (планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий) и самоконтроля (устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок)50; на уровне основного общего образования – способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания51). Основным объектом оценки метапредметных результатов на уровне среднего общего образования является52: освоение обучающимися универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных); способность использования универсальных учебных действий в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. Оценка достижения метапредметных результатов на уровне начального общего образования осуществляется как педагогическим работником в ходе текущей и промежуточной оценки по предмету, так и администрацией образовательной организации в ходе внутреннего мониторинга. В текущем учебном процессе отслеживается способность обучающихся разрешать учебные ситуации и выполнять учебные задачи, требующие владения познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями, реализуемыми в предметном преподавании 53. Оценка достижения метапредметных результатов на уровнях основного общего и среднего общего образования осуществляется администрацией образовательной организации в ходе внутреннего мониторинга54. Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением педагогического совета образовательной организации. Инструментарий строится на межпредметной основе и включает диагностические материалы по оценке функциональной грамотности, читательской и цифровой грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий55. 47 Пункт 18.17 ФОП ООО Пункт 19.25 ФОП НОО 49 Пункт 18.17 ФОП ООО 50 Пункт 19.28 ФОП НОО 51 Пункт 18.17 ФОП ООО 52 Пункт 18.17 ФОП СОО 53 Пункт 19.29 ФОП НОО 54 Пункт 18.18 ФОП ООО, ФОП СОО 55 Пункты 19.30 ФОП НОО, 18.18 ФОП ООО, ФОП СОО 48 Формы оценки56: для проверки функциональной грамотности – комплексная работа по функциональной грамотности или диагностическая работа по отдельным составляющим функциональной грамотности; для проверки читательской грамотности – письменная работа на межпредметной основе; для проверки цифровой грамотности – практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью; для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий – экспертная оценка процесса и результатов выполнения групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и проектов. Проверка функциональной грамотности проводится с периодичностью не менее двух раз в учебном году, остальные из перечисленных видов диагностики – с периодичностью не менее чем один раз в два года57. 2.6.2. Оценка проектной деятельности обучающихся 58 (уровни основного общего и среднего общего образования). Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты (далее – проект) выполняются обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и другие)59. Требования к организации проектной деятельности, к содержанию 60 и направленности проекта разрабатываются образовательной организацией . Выбор темы проекта осуществляется обучающимися61. Результатом проекта является одна из следующих работ: письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и другие); художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и других; материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; отчетные материалы по социальному проекту62. Проект оценивается по следующим критериям63: сформированность познавательных универсальных учебных действий: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других; сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий; сформированность регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать 56 Пункт 18.19 ФОП ООО, ФОП СОО Пункт 18.19 ФОП ООО, ФОП СОО 58 Пункты 31.3 ФГОС ООО, 18.1.3 ФГОС СОО 59 Пункт 18.20 ФОП ООО, ФОП СОО 60 Пункт 18.20.3 ФОП ООО, ФОП СОО 61 Пункт 18.20.1 ФОП ООО, ФОП СОО 62 Пункт 18.20.2 ФОП ООО, ФОП СОО 63 Пункт 18.20.4 ФОП ООО, ФОП СОО 57 ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. Уровень достижения каждого критерия оценивается по пятибалльной системе. Отметка за проект определяется как среднее арифметическое отметок за достижение каждого критерия и выставляется целым числом в соответствии с правилами математического округления. 3. Процедуры внешней оценки. 3.1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся. 3.1.1. Всероссийские проверочные работы64. Всероссийские проверочные работы (далее – ВПР) – это комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, мониторинг введения федеральных государственных образовательных стандартов, формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся. Всероссийские проверочные работы проводятся с 4-го класса по отдельным учебным предметам согласно нормативным правовым актам федерального и регионального уровней, включаются в график контрольных мероприятий образовательной организации. Результаты ВПР используются в качестве тематической оценки65. 3.2. Итоговая аттестация (основное общее и среднее общее образование)66. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией67. Формы, порядок (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации), сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования68. Результаты государственной итоговой аттестации являются основанием для корректировки учебно-воспитательной деятельности в образовательной организации, повышения квалификации педагогических работников. 4. Заключительные положения 4.1. Настоящее Положение о системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в школе является локальным нормативным актом принимается на Педагогическом совете школы и утверждается приказом директора школы. 64 Пункт 1.2 методических рекомендаций Пункт 8 Правил № 556 66 Пункт 1.2 методических рекомендаций 67 Часть 4 статьи 59 Федерального закона об образовании 68 Часть 5 статьи 59 Федерального закона об образовании 65 4.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим Законодательством Российской Федерации. 4.3. Положение о классном руководстве в образовательной организации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.12.1 настоящего Положения. 4.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. ПРИЛОЖЕНИЕ к Примерному положению о системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования ПРОТОКОЛ проведения промежуточной аттестации за курс ___ класса по ___________________________ указать учебный предмет, курс в ____________________________________________________________ указать наименование образовательной организации «____» _______________ 20__ г. дата проведения промежуточной аттестации Учитель (комиссия): № п/п 1 2 3 ФИО должность На промежуточную аттестацию явились ____ чел., не явились _______ чел. Фамилии и имена неявившихся: 1. ___________________________________________________________ 2. ___________________________________________________________ Результаты промежуточной аттестации: № п/п ФИО обучающегося Отметка за промежуточную аттестацию 1 2 3 _______________/________________ «___» ____________ 20___ г. Подпись Фамилия И.О. _______________/________________ «___» ____________ 20___ г. Подпись Фамилия И.О. _______________/________________ «___» ____________ 20___ г. Подпись Фамилия И.О.