Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Строевская средняя общеобразовательная школа» 1 ПРИКАЗ от 30 мая 2023 года № 31 с.Строевское Об утверждении Положения о системе оценивания детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом МБОУ «Строевская СОШ» ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить Положение о системе оценивания детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития. 2. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой. Директор И.Н.Молчанова (личная подпись) “ С приказом работник ознакомлен (личная подпись) (расшифровка подписи) ” (дата) 20 23 г. (месяц) Приложение 2 к приказу № 31 от 30.05.2023 г. ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценивания детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о системе оценивания детей с тяжелыми нарушениями в речи (далее - ТНР), задержкой психического развития (далее - ЗПР) в общеобразовательном учреждении разработано в соответствии с: • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации; • Конвенцией о правах ребенка; • Федеральным государственным стандартом образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598; • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»; • Нормативными актами регионального уровня; • Уставом школы. 1.2. Настоящее положение регулирует деятельность учителя по оцениванию работ учащихся классов для детей с ТНР и ЗПР. Система работы с детьми с ТНР и ЗПР направлена на компенсацию недостатков развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности обучающихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности. 1.3. Целью данного Положения является определение принципов, оптимальных форм и способов контроля и оценки результатов обучения и развития обучающихся с ТНР и ЗПР. Содержание и организация системы текущего контроля и оценки предметных знаний, умений и навыков 2.1. Контроль и проверка усвоения учебного материала должны проводиться систематически и регулярно в различных формах. 2. 2.2. Балльное оценивание обучающихся, с занесением оценок в электронный журнал 3 осуществляется со 2 четверти. 2.3. Проверка и оценка знаний носят индивидуальный характер (учитель проверяет и оценивает знания, умения и навыки каждого ученика). 2.4. Основным критерием оценки знаний и умений является уровень усвоения адаптированной образовательной программы начального общего образования для детей с ТНР и ЗПР. 2.5. Проверка и оценка знаний детей с ТНР и ЗПР носит воспитывающий, стимулирующий характер. 2.6. При оценке достижений обучающихся необходимы гуманный, щадящий подход, опора на положительные эмоции, различные меры поощрения для стимуляции активности учащихся, повышения их работоспособности. Необходимо осуществлять учет актуального уровня развития каждого ученика. 2.7. При оценке УУД используются различные формы оценивания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. 3. Характеристика цифровой оценки (отметки) 3.1. Характеристика цифровой оценки (отметки): Отметка «5» («отлично») ставится при отсутствии ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу, при условии, если обучающийся допустил не более одного недочета. Учебный материал изложен логично и в полном объеме. Отметка «4» («хорошо») ставится при использовании дополнительного материала, полноте и логичности раскрытия вопроса. Обучающийся демонстрирует самостоятельность суждений, отражает свое отношения к предмету обсуждения. Допускается наличие 2-3 ошибок или 4-5 недочетов по текущему материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. Отметка «3» («удовлетворительно») ставится при достаточном минимальном уровне выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе. Допускается не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. Отметка «2» («плохо») ставится при наличии более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушении логики, неполноте или нераскрытости обсуждаемого вопроса, отсутствии аргументации либо ошибочности ее основных положений. 3.2. Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально-личностной сферы детей настоящим положением рекомендуется осуществлять контроль письменных 4 контрольных работ по математике и русскому языку по изменѐнной шкале оценивания (Приложение 1). 4. Выставление четвертных и годовых отметок 4.1. Отметка за четверть по предметам учебного плана определяется как среднее арифметическое текущих отметок в четверти с обязательным учетом качества выполнения наиболее значимых работ (тематические контрольные работы, диктанты, сочинения, изложения, тестовые контрольные работы) и выставляется целым числом в соответствии с правилами математического округления. 4.2. Итоговая отметка за год по предметам определяется как среднее арифметическое четвертных отметок. Приложение 1 К Положению о системе оценивания детей с тяжелыми нарушениями в речи, задержкой психического развития Проверка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку 1. Грамматика, правописание и развитие речи. Оценка устных ответов Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа. Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1 -2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя. Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя. Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя. 1. Грамматика, правописание и развитие речи. Оценка письменных работ учащихся Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей, но не ниже «3». Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ - списывание и диктанты. В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих. Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся. Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не более 60% от числа слов текста. Примерный объем текстов контрольных работ в I классе составляет 8-10 слов, во II классе в начале учебного года – 10 - 12 слов, к концу учебного года - 18 - 20 слов, в III классе - 20 - 25 слов, в IV классе - 30 - 35 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей. Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами: Отметка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок. В работе допускается до 4-ѐх аккуратных исправлений, 1-2 специфические (дисграфические) ошибки. Отметка «4» ставится за работу с 1-3 ошибками. В работе допускаются аккуратные исправления, 2-3 специфические ошибки. Отметка «3» ставится за работу с 4-5 ошибками. В работе допускаются исправления, 3-4 специфические ошибки. Отметка «2» ставится за работу, в которой допущено более 6 ошибок, более 4 специфических ошибок. В письменных работах не учитывается 1-2 исправления или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на неизученные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается: а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается. б) две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки: повторение одной и той же буквы (например, «посууда»); недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; перенос слов; повторное написание одного и того же слова в предложении. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся с указанием вида речевого нарушения К специфическим (дисграфическим) ошибкам учащихся относятся следующие: 1) ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза: пропуск букв и слогов - «прошла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка); перестановка букв и слогов - «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал» (переписал), «натуспила» (наступила); недописывание букв и слогов - «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли); наращивание слова лишними буквами и слогами - «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква); искажение слова - «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька); слитное написание слов и их произвольное деление - «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене); замена одной буквы на другую - «трюх» (трѐх), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги), «чветы» (цветы); нарушение смягчения согласных - «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь), «лублу» (люблю). 2) ошибки, обусловленные несформированностью кинетической и динамической стороны двигательного акта: смешения букв по кинетическому сходству - о-а «бонт» (бант), б-д «убача» (удача), и-у «прурода» (природа), п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки» (дорожки), л-я «кяюч» (ключ), л-м «полидор» (помидор), и-ш «лягуика» (лягушка). 3) ошибки, обусловленные несформированностью лексикограмматической стороны речи: аграмматизмы - «Саша и Леня собираит цветы». «Дети сидели на большими стулья». «Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят); слитное написание предлогов и раздельное написание приставок «вкармане», «при летели», «в зяля», «у читель». Оценивание грамматического разбора При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами: Отметка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления. Отметка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки. Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 -5 ошибок или не справляется с одним из заданий. Объѐм выполненного задания должен составлять не менее 50%. Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий или ученик не смог правильно выполнить ни одного задания. Оценивание словарного диктанта Словарный диктант оценивается по более высоким требованиям, чем контрольный диктант. Количество слов для словарного диктанта: 1 класс – 7 – 8 слов; 2 класс – 10 – 12 слов; 3 класс – 12 – 15 слов; 4 класс – до 20 слов. При оценке словарного диктанта следует руководствоваться следующими нормативами: - отметка «5» - нет ошибок, допускается 1-2 исправления; - отметка «4» - 1-2 ошибки, допускается 1-2 исправления; - отметка «3» - 3-5 ошибок, без учѐта количества исправлений; - отметка «2» - более 5 ошибок, без учѐта количества исправлений. Оценивание изложений и сочинений Изложения и сочинения для детей с ЗПР и ТНР могут быть только обучающего характера. Рекомендуемое количество изложений и сочинений в год для учащихся 3-4 классов – не более 10. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя. При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания. При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы. Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки для учащихся начальной школы. Отметка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки. Отметка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками. Отметка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок или ученик не справился с написанием изложения или сочинения. Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю. В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки - за грамотность и изложение содержания. Чтение и развитие речи Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. Текущая проверка и оценка знаний может также проводится с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению. Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной. В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи. Нормы оценивания чтения 2 класс: Отметка «5» ставится ученику, если он: - читает по слогам (с переходом к концу года к чтению целыми словами) правильно с 1 -2 самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты; - соблюдает синтаксические паузы; - отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; - пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно; - твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Отметка «4» ставится ученику, если он: - читает по слогам, затрудняется читать целиком даже легкие слова; - допускает 1-2 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; - допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; - допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно. Отметка «3» ставится ученику, если он: - затрудняется в чтении по слогам трудных слов; - допускает 3-4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; - отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. Отметка «2» ставится ученику, если он: - затрудняется в чтении по слогам даже легких слов; - допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; - отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного, искажая основной смысл, не использует помощь учителя. 3 – 4 классы: Отметка «5» ставится ученику, если он: - читает целыми словами правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками; - читает выразительно с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе с соблюдением логических ударений; - отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; - твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Отметка «4» ставится ученику, если он: - читает целыми словами, трудные слова иногда по слогам; - допускает 1 -2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе логических ударений; - допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; - допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно. Отметка «3» ставится ученику, если он: - читает, в основном, целыми словами, трудные слова по слогам; - допускает 3-4 ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе - логических ударений; - отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. Отметка «2» ставится ученику, если он: - читает в основном по слогам, даже легкие слова; - допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; - отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного, искажая основной смысл, не использует помощь учителя; - не знает большей части текста, который должен читать наизусть. Нормы оценок по технике чтения 1 класс 2 полуг. «5» 20-25 слов «4» 15-20 слов «3» 10-15 слов «2» менее 10 «5» 30-40 слов 40-50 слов без ош «4» 20-30 слов 30-40 слов «3» 15-20 слов 20-30 слов «2» Менее 15 Менее 20 «5» 45-50 слов 50-60 слов «4» 35-45 слов 40-50 слов «3» 25-35 слов 30-40 слов «5» 60-70 слов 70-80 слов «4» 50-60 слов 60-70 слов 2 класс 1 полуг. 2 полуг. 3 класс 1 полуг. 2 полуг. «2» Менее 25 слов Менее 30 слов 4 класс 1 полуг. 2 полуг. «3» «2» 40-50 слов Менее 40 50-60 слов слов Менее 50 слов Проверка предметных результатов учащихся по математике Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных работ. Оценка устных ответов Отметка «5» ставится ученику, если он: - дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; - умеет самостоятельно или с минимальной помощью учителя правильно решать задачу, объяснить ход решения; - умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; - правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; - правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструмента, умеет объяснить последовательность работы. Отметка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оцениваемой работы на «5», но: - при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; - при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, названии промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; - при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; - с незначительной помощью правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу; - выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредотачивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5». Отметка «3» ставится ученику, если он: - при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; - производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; - понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; - узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; - правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов выполнения. Отметка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся. 2. Письменная проверка предметных результатов учащихся Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития. По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.) либо комбинированными - это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала. Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось: во втором полугодии I класса до 25-35 минут, во II-III классах до 25 - 40 минут, причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но успеть ее проверить. В комплексную контрольную работу могут быть включены 1-2-3 простые задачи или 1-2-3 простые задачи и одна (начиная со II класса) или две составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с III класса), математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания. При оценке письменных работ учащихся по математике грубой ошибкой следует считать: - неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил; - неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных); - неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур. Негрубыми ошибками считаются: - ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий; - нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи; - правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении. Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.). При оценке комплексных работ: Отметка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок. Допускаются не более 2 аккуратных исправлений в вычислениях. Отметка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки. Допускаются не более 2 аккуратных исправлений в вычислениях. Отметка «3» ставится, если решена простая задача, но не решена составная; или выполнена большая часть в решении составной задачи, с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий. Отметка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий. При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач: Отметка «5» ставится, если все задания выполнены правильно. Допускаются не более 2 аккуратных исправлений в вычислениях. Отметка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые или 1 грубая ошибки. Допускаются не более 2 аккуратных исправлений в вычислениях. Отметка «3» ставится, если выполнено не менее 50% работы без учета исправлений. Отметка «2» ставится, если выполнено менее 50% работы. При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и т.д., задач на измерение и построение и др.): Отметка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно. Допускаются не более 2 аккуратных исправлений в вычислениях и построениях. Отметка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые или 1 грубая ошибки при решении задач на вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно. Допускаются не более 2 аккуратных исправлений в вычислениях. Отметка «3» ставится, если выполнено не менее 50% работы без учета исправлений. Отметка «2» ставится, если выполнено менее 50% работы. Критерии оценивания по предметам «Окружающий мир», «ОРКСЭ» Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предметов «Окружающий мир», «ОРКСЭ» предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность выпускников начальной школы решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведѐтся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Критериями оценивания являются: - соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС; - динамика результатов предметной обученности, формирования универсальный учебных действий. Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления выпускников начальной школы к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке. Текущий контроль по развитию речи (окружающему миру, ОРКСЭ) осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения. Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой работы. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение отметки (оценки) Ошибки: - неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной; - нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной; - неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления; - ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам; - незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение; - отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом; - ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; - неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических). Недочеты: - преобладание при описании объекта несущественных его признаков; - неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей; - отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату; - неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов; - неточности при нахождении объекта на карте. Характеристика цифровой отметки (оценки) Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе: Отметка «5» выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы. Отметка «4» выставляется за полный ответ, но в нем имеются незначительные нарушения логики изложения материала. Отметка «3» - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала. Отметка «2» - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала. Характеристика словесной оценки (оценочное суждение) Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок. Нормы оценок при письменном контроле Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы позволяют проверить и осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с «открытым ответом» позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ. В письменных проверочных работах по предмету орфографические ошибки не учитываются. Специфической формой контроля является проверка умения работать с приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Основная цель таких проверочных работ - определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыты, вести самостоятельно практические работы. Итоговые письменные проверочные работы рекомендуется проводить в конце второго полугодия. Они включаются в уроки и занимают часть урока (25 минут): на одном уроке выполняются задания природоведческого содержания, на другом обществоведческого. Проверка и оценка знаний и умений учащихся по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Словесная оценка знаний и умений по предмету «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» в 1 классе в соответствии с требованиями программы производится по результатам бесед, наблюдений, практических работ, дидактических игр. Во 2 классе знания и умения обучающихся по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ по перфокартам, предметным и сюжетным картинам, индивидуальным карточкам. Оценка устных ответов Отметка «5» ставится обучающемуся, если он даст правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, на результаты практических работ; раскрывает возможные взаимосвязи; умеет ориентироваться в тексте учебника и находить правильные ответы, пользоваться планом, алгоритмом, применять свои знания на практике; дает полные ответы на поставленные вопросы. Отметка «4» ставится, если ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но обучающийся допускает отдельные неточности, нарушения логической последовательности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике. При оказании учителем обучающей помощи эти недочеты ученик исправляет сам. Отметка «3» ставится, если обучающийся усвоил учебный материал, но допускает фактические ошибки; не умеет использовать результаты практических работ, затрудняется в установлении связей между объектами и явлениями природы, между природой и человеком: излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах результаты наблюдений, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может самостоятельно применять знания на практике, но с помощью учителя исправляет перечисленные недочеты. Отметка «2» ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя, не отвечает ни на один из поставленных вопросов или отвечает на них неправильно. Критерии оценивания работ обучающихся по предмету «Английский язык» Критерии оценивания письменных работ За письменные работы (контрольные работы, тестовые работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов: Виды работ Контрольные работы, тестовые работы, словарные диктанты Отметка «2» 39% и менее Отметка «3» От 40% до 59% Отметка «4» От 60% до 79% Отметка «5» От 80% до 100% Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений, эссе, проектные работы, в т.ч. в группах) оцениваются по пяти критериям: 1. Решение коммуникативной задачи (соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соблюдение норм вежливости). 2. Организация текста (логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы); 3. Лексическое оформление текста(словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку); 4. Грамматическое оформление текста (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку); 5. Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых). Критерии оценивания диктанта на английском языке Ошибкой в диктанте считается: - отклонение от правил орфографии при написании слов - замена слов; - не правильный перенос слова - отсутствие знаков препинания, изучение которых предусмотрено программой, в том числе неоднократный пропуск знака конца предложения. За одну ошибку в диктанте считаются: - две однотипные пунктуационные ошибки; - повторение ошибок в одном и том же слове; - ошибки, сделанные на ОДНО правило или в одном слове (несколько раз). Языковое оформление Отметка Допустимое количество ошибок Отметка «5» 2 лексико-грамматические ошибки ИЛИ 2 орфографические или пунктуационные ошибки Отметка «4» 4 лексико-грамматические ошибки ИЛИ 4 орфографические или пунктуационные ошибки ИЛИ любые 4 ошибки Отметка «3» 6 лексико-грамматических ошибок ИЛИ 6 орфографических или пунктуационных ошибок ИЛИ любые 6 ошибок. Выполнена треть работы. Отметка «2» Выполнено менее трети работы Критерии оценки устных развернутых ответов (монологические высказывания, пересказы, диалоги, проектные работы, в том числе и в группах) Устные ответы оцениваются по пяти критериям: 1. Содержание (соблюдение объема высказывания, соответствие теме, отражение всех аспектов, указанных в задании, стилевое оформление речи, аргументация, соблюдение норм вежливости). 2. Взаимодействие с собеседником (умение логично и связно вести беседу, соблюдать очередность при обмене репликами, давать аргументированные и развернутые ответы на вопросы собеседника, умение начать и поддерживать беседу, а также восстановить ее в случае сбоя: переспрос, уточнение); 3. Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку); 4. Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку); 5. Произношение (правильное произнесение звуков английского языка, правильная постановка ударения в словах, а также соблюдение правильной интонации в предложениях). Контроль монологического высказывания Критерии: - объем высказывания; - темп и интонационный рисунок; - фонетическое оформление (правильность звуков); - правильное произношение слов; - соблюдение лексических и грамматических норм; - понимание. Оценка содержания высказывания Отметка «5» Отметка «4» Отметка «3» Отметка «2» Критерии оценивания Задание выполнено полностью: цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объѐме (полно, точно и развернуто раскрыты все аспекты, указанные в задании). Объѐм высказывания: 7-8 фраз. Задание выполнено: цель общения достиг- нута; но тема раскрыта не в полном объѐме (один аспект раскрыт не полностью). Объѐм высказывания: 5-6 фраз. Задание выполнено частично: цель достигнута частично; тема раскрыта в ограниченном объѐме (один аспект не раскрыт, ИЛИ все аспекты задания раскрыты неполно, ИЛИ два аспекта раскрыты не в полном объѐме, третий аспект дан полно и точно). Объѐм высказывания: 3-4 фразы. Задание не выполнено: цель общения не достигнута: два аспекта содержания не раскрыты. Критерии оценки овладения чтением Основным показателем успешности овладения чтением является степень извлечения информации из прочитанного текста. В жизни мы читаем тексты с разными задачами по извлечению информации. В связи с этим различают виды чтения с такими речевыми задачами как понимание основного содержания и основных фактов, содержащихся в тексте, полное понимание имеющейся в тексте информации и, наконец, нахождение в тексте или ряде текстов нужной нам или заданной информации. Поскольку практической целью изучения иностранного языка является овладение общением на изучаемом языке, то учащийся должен овладеть всеми видами чтения, различающимися по степени извлечения информации из текста: чтением с пониманием основного содержания читаемого (обычно в методике его называют ознакомительным), чтением с полным пониманием содержания, включая детали (изучающее чтение) и чтением с извлечением нужной либо интересующей читателя информации (просмотровое). Совершенно очевидно, что проверку умений, связанных с каждым из перечисленных видов чтения, необходимо проводить отдельно. Чтение с пониманием основного содержания прочитанного (ознакомительное) Критерии Отметка Понимание Отметка «5» Понять основное содержание оригинального текста, выделить основную мысль, нашел ключевые слова. Чтение Темп чтения несколько замедлен по сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке. Допущены 1-2 ошибки. Отметка «4» Понять основное содержание Темп чтения более замедлен, оригинального текста, выделить чем на родном языке. основную мысль, определить Допущены 3-4 ошибки. отдельные факты. Недостаточно развита языковая догадка, затруднение в понимании некоторых незнакомых слов. Отметка «3» Не совсем понятно основное Темп чтения значительно содержание прочитанного, может медленнее, чем на родном выделить в тексте только языке. Допущено 5-7 ошибок небольшое количество фактов, совсем не развита языковая догадка. Выполнено 50 % задания. Отметка «2» Текст не понят или содержание Темп чтения очень медленный. текста понято неправильно, не Допущено более 7 ошибок. ориентируется в тексте при поиске определенных фактов. Чтение с полным пониманием содержания (изучающее) Отметка Критерии оценивания Отметка «5» Ученик полностью понял несложный оригинальный используя незначительную помощь учителя. текст, Отметка «4» Полностью понял текст, но многократно обращался к словарю. Отметка «3» Понял текст не полностью, не владеет приемами его смысловой переработки. Отметка «2» Текст учеником не понят, с трудом может найти незнакомые слова в словаре. Чтение с нахождением интересующей или нужной информации (поисковое) Оценка Критерии Отметка «5» Ученик может достаточно быстро просмотреть несложный оригинальный текст (типа расписания поездов, меню, программы телепередач) или несколько небольших текстов и выбрать правильно запрашиваемую информацию. Отметка «4» При достаточно быстром просмотре текста, ученик находит только примерно 2/3 заданной информации. Отметка «3» Если ученик находит в данном тексте (или данных текстах) примерно 1/3 заданной информации. Отметка «2» Ученик практически не ориентируется в тексте.