Рабочая программа_КВД_5.1_5.2_Психокоррекционный курс_5-9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
(вариант 5.1, 5.2)
ОСНОВОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (5-9 КЛАССЫ)
Психокоррекционный курс
«МИР МОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ»

Строевское, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы,
социальной
адаптации
посредством
индивидуализации
и
дифференциации
образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоционально- волевой
сферы обучающихся.
Задачи программы:








диагностика, формирование, развитие, совершенствование и
познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
формирование позитивной учебной мотивации;

коррекция

развитие эмоционально-личностной сферы (в том числе снятие тревожности,
робости, агрессивно-защитных реакций, формирование адекватной самооценки,
развитие коммуникативных способностей).
реализация
комплексного
психолого-медико-социального
сопровождения
обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической
комиссии (ПМПК);
осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с
родителями (законными представителями) обучающихся с ТНР.

Основными принципами содержания программы являются:




Соблюдение интересов ребѐнка. Принцип определяет позицию специалистов,
которые призван решать проблему ребѐнка с максимальной пользой и в интересах
ребѐнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития,
т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений
детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний
многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и
согласованность их действий в решении проблем ребѐнка; участие в данном
процессе всех участников образовательного процесса.



Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного
пространства при переходе от начального общего образования к основному общему
образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных



результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования,
необходимых
обучающимся
с
ОВЗ
для
продолжения
образования.Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий
для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом
и (или) психическом развитии.



Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей)
детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения
детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и
интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными
представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными

возможностями здоровья в
учреждения (классы, группы).


специальные

(коррекционные)

образовательные

Принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в обход
пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы.



Комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный медикопсихолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и
ряда специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, медицинские работники,
социальный педагог).
Ведущими, «сквозными» направлениями в психокоррекционной работе являются
формирование системы произвольной регуляции и максимально возможное для
имеющегося нарушения совершенствование познавательной деятельности, поскольку
отсутствие существенного повышения их уровня не позволит обучающимся успешно
обучаться по учебным предметам и получить цензовое образование. Вместе с тем для
значительной части обучающихся с ТНР типичны проблемы коммуникации,
мотивационные дефициты, эмоциональная дисрегуляция. В этих случаях обучающийся не
прилагает необходимых усилий на занятиях по развитию познавательной сферы,
логопедических занятиях, и они не приносят ожидаемой пользы. Рабочей задачей педагогапсихолога является формирование положительного отношения к внеучебным занятиям, что
определило выбор форм и приемов работы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО
КУРСА
Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию внимания
формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух
или больше действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся является
формирование у них опосредованного запоминания. Большое значение придается
всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как
анализ,
синтез,
обобщение,
абстрагирование,
установление
закономерностей,
формирование логических операций. Постепенно закладываются основы абстрактного
мышления. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на
более высокие уровни понятийного, и словесно-логического мышления, требования к
которым в средней школе значительно повышаются. Особое внимание уделяется
профессиональной ориентации обучающихся, развитию социальной адаптивности, умению
преодолевать жизненные трудности. Данный курс способствует освоению вербальных и
невербальных каналов передачи информации, развитию новых моделей поведения.
Коррекционно-развивающие занятия дают возможность проведенияэффективной
диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Непрерывность
мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения в основном
базируются на различных психодиагностических методиках. Следует отметить, что
игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими
тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня развития, что позволяет учащимся
продемонстрировать свои истинные возможности в более полной мере. Для итогового
тестирования в конце каждого учебного года применяются стандартные, рекомендованные
для использования в образовательной сфере и снабженные нормативными показателями

для соответствующих возрастных групп методики. Программа коррекционноразвивающего курса имеет непосредственную связь со всеми основными предметами
общего образования.
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Ценностные ориентиры рабочей программы отражают следующие целевые
установки системы основного общего образования:
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
доброжелательности, доверия и внимания к людям; навыков сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных социальных ситуациях; уважения к окружающим, умения
слушать и слышать партнѐра;
- развитие умения учиться: формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности; формирование умения учиться и способности к организации своей
деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях.
Реализация ценностных ориентиров основного общего образования в единстве
обучения и воспитания, познавательного и личностного развития для обучающихся с ТНРна
основе формирования общих учебных умений, обобщѐнных способов действия
обеспечивает эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития
обучающихся.
МЕСТО РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа является обязательной составной частью коррекционноразвивающей области комплексного сопровождения обучающихся с ТНР и реализуется во
внеурочное время.
Организация коррекционно-развивающей работы предполагает проведение занятий в
подгруппах от 2 до 10 человек продолжительностью 30 – 40 минут и периодичностью 1 раз в
неделю.
Рекомендованное распределение часов на изучение каждого раздела модуля по годам
обучения приводится в тематическом планировании Рабочей программы коррекционного курса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный
характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ТНР. В
зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы
результатов (личностные, метапредметные, предметные).
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):


Положительное отношение к школе.



Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способамрешения
новой задачи.



Способность к оценке своей учебной деятельности.



Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.



Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.



Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с
усилиями, трудолюбием, старанием.



Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий
интересам, склонностям, состоянию здоровья.

Регулятивные УУД:


Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);



Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.



Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.



Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки
для создания нового, более совершенного результата.



Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей и
других людей.



Контролировать своѐ поведение в зависимости от ситуации.

Познавательные УУД:


Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.



Использовать элементы причинно-следственного анализа;



Исследование реальных связей и зависимостей;



Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;



Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;



Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации.
Коммуникативные УУД:



Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения
вокружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых
норм, экологических требований;



Определение собственного отношения
формулирование своей точки зрения.



Адекватно

использовать

речевые

к

явлениям

средства

для

современной
решения

жизни,

различных

коммуникативных задач.



Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в
ситуации столкновения интересов. Конструктивно разрешать конфликтные
ситуации.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа психокоррекционной работы следующими направлениями:

Коррекция познавательной сферы и целенаправленное формирование высших
психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорноперцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственновременных представлений).
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (работа по
развитию произвольной регуляции деятельности и поведения).
Развитие коммуникативных навыков и совместной деятельности (развитие
способности к взаимодействию с одноклассниками).
Диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее
недостатков.
Коррекционная работа по формированию интереса к себе и позитивного
самоотношения.
Коррекционная работа по совершенствованию познавательной деятельности на
учебном материале.
При наличии у обучающихся индивидуальных особенностей, требующих
психокоррекции или коррекции индивидуальных пробелов в знаниях, педагог-психолог
может заниматься с ними индивидуально или в подгруппах, формирующихся на основе
сходства имеющихся проблем. Конкретное распределение часов на индивидуальные
занятия устанавливается в зависимости от результатов психолого-педагогической
диагностики.
Содержание программы в 5 классе:
Диагностика ВПФ. Развитие высших психических функций: внимания, различных видов
мышления (логического, абстрактного, вербального и т.д.), памяти, воображения, речи.
Развитие пространственных представлений. Развитие внутреннего плана действия.
Установление закономерностей и развитие гибкости мышления.
Развитие эмоционально-волевой сферы: умения дифференцировать чувства, различать
эмоции. Развитие навыков договариваться, сотрудничать. Развитие личностной сферы:
рефлексия, самооценка. Развитие умения различать виды поведения. Познание своего
поведения.
Содержание программы в 6 классе:
Диагностика ВПФ. Развитие высших психических функций: внимания, различных
видов мышления (логического, абстрактного, вербального и т.д.), памяти, воображения,
речи. Развитие пространственных представлений. Развитие внутреннего плана действия.
Установление закономерностей и развитие гибкости мышления.
Развитие эмоционально-волевой сферы: работа с тревожностью, агрессией.
Работа с конфликтами. Теоретические данные и практические навыки разрешения

конфликтов.
Содержание программы в 7 классе:
Диагностика ВПФ. Развитие высших психических функций. Формирование учебной
мотивации. Снятие тревожности и других невротических комплексов. Развитие навыков
совместной деятельности и чувства ответственности за принятое решение. Формирование
навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и
саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности. Формирование адекватной
самооценки.
Содержание программы в 8 классе:
Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся.
Формирование учебной мотивации. Снятие тревожности и других невротических
комплексов. Развитие навыков совместной деятельности и чувства ответственности за
принятое решение. Формирование навыков построения внутреннего плана действий
Овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной
деятельности.
Развитие профессионального самоопределения. Представления человека о себе,
своих личных качествах, «Я — образ». Что такое искать своѐ «я»? В чем состоит
индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Труд в
жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и
профессиональное самоопределение. Составление словаря профессий. Личностные
особенности и выбор профессии. Особенности характера и темперамента.
Содержание программы в 9 классе:
Определение уровня интеллектуального и личностного развития. Развитие высших
психических функций. Знакомство с методами тренировки внимания. Знакомство с
методами эффективного запоминания. Тренировки логического, визуального, структурного
мышления. Задания на креативность.
Развитие профессионального самоопределения. Знакомство с профессиями,
востребованными в стране, регионе. Учебные заведения региона. Определение типа
будущей профессии, учитывая склонности, интересы, способности. Зависимость
жизненных планов, карьерных устремлений человека от состояния здоровья. Составление
индивидуальной траектории профессионального развития.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

N
занят
ия
1-2
3

4
5

6

7

8

9-10

11

12
13

14
15

16
17

Тема занятия
Диагностика
Развитие внимания и
мышления

5 класс
Содержание

Кол-во
часов

Диагностика ВПФ
2
Рефлексия собственных личных качеств. 1
Говорящая надпись.
Называйте и считайте. Три слова.
Составьте слова.
Развитие памяти
Запомни слова. Пиктограммы.
1
Развитие пространственных Какие мы разные. Представьте куб.
1
представлений.
Замените цифры символами. Отгадайте
Развитие мышления.
слова.
Комплекс игр серии «Банда умников»
Развитие речи
Игра «Объясни слова разными
1
способами»
Комплекс игр серии «Банда умников»
Развитие внутреннего плана Формирование абстрагирования и
1
действия
вербального (словесного) анализа. Я узнаю
себя. Муха.
Говорим по-марсиански. Объясните
греческие слова.
Установление
Развитие мышления.
1
закономерностей и развитие Я - ромашка. Необычные ножницы.
гибкости мышления
Найдите фигуры.
Комплекс игр серии «Банда умников»
Развитие внимания в условиях Развитие гибкости мышления. Что я могу 2
коллективной деятельности. сказать о себе хорошее? Делаем вместе.
Способы применения предмета. Выберите
синонимы и антонимы.
Комплекс игр серии «Банда умников»
Развитие умения
Развитие вербального мышления. Слово в 1
дифференцировать чувства. зеркале.
Подберите синонимы и антонимы.
Отгадайте чувство.
Учимся сравнивать.
Что я чувствую? Найдите фигуры.
1
Одинаковые? Противоположные? Разные?
Учимся различать эмоции.
Какие бывают эмоции. Переворот фигур. 1
Измените форму, не меняя содержания
Комплекс игр серии «Банда умников».
Развитие умения различать
Найдите фигуры. Понимание пословиц. 1
виды поведения.
Какое бывает поведение?
Познание своего поведения. Развитие умения различать виды
1
поведения.
Найдите фигуры. Выразите разными
словами.
Учимся договариваться.
Делаем вместе. Какое это понятие? Как
1
попросить и отказать.
Учимся сотрудничать.
Называйте и считайте. Учимся
1
рассуждать. А что сказал бы ты?

18

19
20

21
22

23
24

25

26
27-28
29-30

31-32

33-34

Развитие логического
мышления

Найдите лишнюю фигуру. Сравниваем
понятия. Вылепите фигуру
Комплекс игр серии «Банда умников»
Развитие логического
Игра «Логический поезд»
мышления
Комплекс игр серии «Банда умников»
Развитие внимания
Какие слова легче. Стенографы.
Замените символы цифрами. Объясните
поговорки.
Развитие воображения.
Придумайте предметы. Разделите
понятия. Говорящая надпись.
Развитие пространственных Перекрѐсток. Деление понятий. Вылепите
представлений.
фигуру
Переворот фигур. Найдите фигуры.
Измените форму, не меняя содержания.
Угадайте выражение лица
Развитие логического
Развѐртка с буквами. Учимся рассуждать.
мышления.
Говорящая надпись
Развитие логических форм
«Рисуем в уме» в уме. Определите вид
вербального мышления
суждения.
Что я могу сказать о себе хорошее?
Развитие мышления (гибкость Замените цифры буквами. Измените
и анализ через
форму, не меняя содержания. Угадайте
синтез)
выражение лица. Комплекс игр серии
«Банда умников»
Учимся рассуждать.
Я - ромашка. Замените буквы цифрами.
Учимся рассуждать.
Мои достоинства и
Найдите фигуры. Учимся рассуждать. Что
недостатки.
я могу сказать о себе хорошее?
Я повзрослел
Осознание различия между агрессией и
агрессивностью.
Работа со сказкой «Лабиринт души».
Работа в тетради «Я повзрослел».
Коллективное обсуждение «Символ моего
Я». «Спрячь игрушку».
Я и мои друзья
Обсуждение проблем подростковой
дружбы.«Самое длинное»,«Красивые
поступки»,«Общая рука».
Работа со сказкой «Светлячок».
Итоговое занятие
Итоговая диагностика
6

1

1
1

1
1

1
1

1

1
2
1

2

2

класс

N
занят
ия
1-2
3

Тема занятия

Содержание

Кол-во
часов

Диагностика
Я повзрослел

4

Развитие памяти

Диагностика ВПФ
2
Лабиринт души (Т.Шмидт). Коллективное 1
обсуждение. «Символ моего Я»
Запомни слова. Пиктограммы.
1
Комплекс игр серии «Банда умников»

5

6
7

8

9

10

11-12

13

14

15

16
17

18

Развитие пространственных
представлений.
Развитие мышления.
Развитие речи

Какие мы разные. Представьте куб.
1
Замените цифры символами. Отгадайте
слова.
Игра «Объясни слова разными
1
способами»
Развитие внутреннего плана Формирование абстрагирования и
1
действия
вербального (словесного) анализа. Я узнаю
себя. Муха.
Говорим по-марсиански. Объясните
греческие слова.
Установление
Развитие мышления.
1
закономерностей и развитие Я - ромашка. Необычные ножницы.
гибкости мышления
Найдите фигуры.
Комплекс игр серии «Банда умников»
Развитие внимания в условиях Развитие гибкости мышления. Что я могу 1
коллективной деятельности. сказать о себе хорошее? Делаем вместе.
Способы применения предмета. Выберите
синонимы и антонимы.
У меня появилась агрессия
«Агрессия и развитие» «Ассоциации»
1
Работа со сказкой. Сказка про Рона.
«Покажи агрессию» «Кто из них
агрессивный», «Агрессивный продавец»,
«Отбросить старое, чтобы измениться»
Работа со сказкой. Время (О.Горбушина)
Работа в тетради.
«Моя реакция на агрессию «Какпоступить
конструктивно?»
Конструктивное реагирование «Чем недовольны родители?», «Чем
2
на агрессию
недовольны подростки?», «Подростки не
понимают. Родители не
понимают»,«Учимся
договариваться»Работа со сказкой. Сказка
про Крича (М.Кирсанова)
Управление гневом
«Эпиграф занятия» «На приеме у
1
психолога»«Мои маски»
Работа в тетради.«Рисунок маски»Работа с
притчей. «Дом масок»
Учимся договариваться
«Эпиграф занятия»,«Портрет», «В чем
1
проблема?», «Ассоциации», «Символ
моей веры в себя». Работа со сказкой. Про
мальчика Неудоба.
Зачем человеку нужна
«Копилка источников уверенности» ,
1
уверенность в себе
«Мои источники уверенности» «Мои
ресурсы» Работа со сказкой. Молодое
дерево ( К. Ступницкая)
Промежуточная диагностика Диагностика ВПФ
1
Неуверенным в себе
«Я горжусь», «Звезда
1
самоуважения»,«Волшебное зеркало»
Работа со сказкой. На дне моря
(Н.Шилова)
Развитие логического
Найдите лишнюю фигуру. Сравниваем
1
мышления
понятия. Вылепите фигуру

Комплекс игр серии «Банда умников»
Игра «Логический поезд»
Комплекс игр серии «Банда умников»
Какие слова легче. Стенографы.
Замените символы цифрами. Объясните
поговорки.
Комплекс игр серии «Банда умников»
Развитие воображения.
Придумайте предметы. Разделите
понятия. Говорящая надпись.
Развитие пространственных Перекрѐсток. Деление понятий. Вылепите
представлений.
фигуру
Переворот фигур. Найдите фигуры.
Измените форму, не меняя содержания.
Угадайте выражение лица
Развитие логического
Развѐртка с буквами. Учимся рассуждать.
мышления.
Говорящая надпись
Комплекс игр серии «Банда умников»
Развитие логических форм
«Рисуем в уме» в уме. Определите вид
вербального мышления
суждения.
Что я могу сказать о себе хорошее?
Комплекс игр серии «Банда умников»
Развитие мышления (гибкость Замените цифры буквами. Измените
и анализ через синтез)
форму, не меняя содержания. Угадайте
выражение лица
Что такое конфликт?
«Как выглядит человек в конфликте?»
«Конфликт - это хорошо или плохо?»
Конфликты в школе, дома, на улице.
«Эпиграф» «Конфликтные ситуации»
Работа со сказкой. Сказка про цветной
снег.

1

28-29

Способы поведения в
конфликте

2

30-31

Готовность к разрешению
конфликта

32

Практическая работа

33-34

Итоговое занятие

19
20

21
22

23

24

25

26-27

Развитие логического
мышления
Развитие внимания

«Разыграем конфликт», «Как остаться
спокойным». Работа со сказкой. Подумай
обо мне. «Конфликт как возможность»,
«Стиль входа в конфликт» , «Рисунок
моего стиля»
«Как выиграть обоим участникам
конфликта?» «Попробуем договориться»
«В стране вещей»
Практическая работа «Деловая игра
«Конфликт»
Итоговая диагностика
7

N
занят
ия

Тема занятия

1

1
1

1

1

1

2

2

1
2

класс

Содержание

Кол-во
часов

1

2-3
4-8

9-13

14-18

19-25

26-31

32-33
34

Вводное занятие

Знакомство, выработка и принятие правил 1
индивидуальной и групповой работы,
создание атмосферы эмоционального
комфорта. Принятие ритуалов
приветствия и прощания.
Первичная диагностика
Определение уровня интеллектуального и 2
личностного развития обучающихся
Формирование учебной
Занятия с элементами тренингов.
5
мотивации
Снятие тревожности и других
невротических комплексов. Развитие
навыков совместной деятельности и
чувства ответственности за принятое
решение. Формирование навыков
построения внутреннего плана действий,
овладение приемами самоконтроля и
саморегуляции. Развитие рефлексивной
деятельности. Формирование адекватной
самооценки.
Развитие различных видов
Пиктограммы, Запомни слова,
5
памяти: слуховой, зрительной, Чередование способов запоминания по
вербальной
кругу
Комплекс игр серии «Банда мников»
Развитие произвольности,
Упражнения на развитие внимания и
5
устойчивости, распределения, анализ ситуаций с проявлением
переключения и
внимательности как свойства личности:
концентрации внимания.
«Лабиринт», «Графический диктант»,
«Корректурная проба», «Что изменилось в
рисунках», «Путаница»
Развитие сложных форм
Комплекс игр Воображариум
7
мышления: логического
Комплекс игр серии «Банда умников»
мышления, абстрагирование,
установление
закономерностей
Развитие словесноПары слов, Аналогии
6
логического мышления,
Комплекс игр серии «Банда умников»
построения умозаключений
по аналогии.
Итоговая диагностика
Определение уровня интеллектуального и 2
личностного развития обучающихся
Подведение итогов курса.
Рефлексия (лист достижений).
1
a.
b.
8 класс

N
Тема занятия
занятия
1
Вводное занятие

Содержание
Выработка и принятие правил
индивидуальной и групповой работы,
создание атмосферы эмоционального
комфорта. Принятие ритуаловприветствия
и прощания.

Кол-во
часов
1

Определение уровня интеллектуального и 2
личностного развития обучающихся
4-8
Формирование учебной
Снятие тревожности и других
5
мотивации
невротических комплексов. Развитие
навыков совместной деятельности и
чувства ответственности за принятое
решение.
9-12
Формирование навыков
Овладение приемами самоконтроля и
4
построения внутреннего
саморегуляции. Развитие рефлексивной
плана действий
деятельности.
13-14
Формирование адекватной «Маски», Мои положительные и
2
самооценки
отрицательные качества.
15-16
Развитие памяти
Развитие различных видов памяти:
2
слуховой, зрительной, вербальной
Комплекс игр серии «Банда умников»
17-19
Развитие внимания
Развитие произвольности, устойчивости, 3
распределения, переключения и
концентрации внимания
Комплекс игр серии «Банда умников»
20-23
Развитие мышления
логического мышления, абстрагирование, 4
установление закономерностей.
Комплекс игр серии «Банда умников»
24-25
Развитие мышления
Развитие словесно-логического
2
мышления, построения умозаключений по
аналогии.
Комплекс игр серии «Банда умников»
26-31
Развитие профессионального Представления человека о себе, своих
6
самоопределения
личных качествах, «Я — образ». Что такое
искать своѐ «я»? В чем состоит
индивидуальность и неповторимость
личности? Самораскрытие, самопознание.
Труд в жизни человека и общества.
Разнообразие профессий. Развитие
личности и профессиональное
самоопределение. Составление словаря
профессий. Личностные особенности и
выбор профессии. Особенности характера
и темперамента
32-33
Диагностика на конец года Определение уровня интеллектуального и 2
личностного развития обучающихся
34
Итоговое занятие
Подведение итогов курса. Рефлексия
1
(лист достижений).
c.
9 класс
N
Тема занятия
Содержание
Кол-во
занятия
часов
1
Вводное занятие
Выработка и принятие правил
1
2-3

Начальная диагностика

индивидуальной и групповой работы,
создание атмосферы эмоционального
комфорта, мотивации к занятиям.
Принятие ритуалов приветствия и
прощания.

2-3

Диагностика

4-5

Формирование навыков
построения внутреннего
плана действий. Развитие
рефлексивной
деятельности.
Развитие навыков поведения Создание условий для обращения
в конфликтных ситуациях подростков к собственному опыту
общения на модели игровой ситуации
Развитие внимания
Знакомство с методами тренировки
внимания
Развитие памяти
Знакомство с методами эффективного
запоминания
Комплекс игр серии «Банда умников»
Развитие мышления
Тренировки логического, визуального,
структурного мышления.
Комплекс игр серии «Банда умников»
Развитие творческого
Задания на креативность
мышления
Психологическая
Тренинговые занятия по подготовке к
готовность к экзаменам
экзаменам
Развитие профессионального Знакомство с профессиями,
самоопределения
востребованными в стране, регионе.
Учебные заведения региона. Определение
типа будущей профессии, учитывая
склонности, интересы, способности.
Зависимость жизненных планов,
карьерных устремлений человека от
состояния здоровья. Составление
индивидуальной траектории
профессионального развития.
Диагностика на конец года Диагностика ВПФ и эмоциональномотивационной сферы
Итоговое занятие
Подведение итогов курса. Рефлексия
(лист достижений).

6-9

10-11
12-13

14-17

18-19
20-23
24-31

32-33
34

Определение уровня интеллектуального и 2
личностного развития, уровня утомленияи
работоспособности.
Игры с цифрами. Предложения наоборот. 2
Упражнение «План действий»

4

2
2

4

2
4
8

2
1

Литература:
Дереклеева Н.И Модульный курс учебной и коммутативной мотивации учащихся илиУчимся жить в
современном мире. – М.
Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.: ИНТЕРПРАКС
Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе: 5-6 классы. Москва:Ось-89. – 128 с.
Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М.
Микляева А. В. Я – подросток. Программа уроков по психологии.- СПБ: Издательство
«Речь».-336с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС
Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5–6 классы) / О. В. Хухлаева. –5-е изд. – М.:
Генезис. – 208 с.
Ясюкова Л.А.Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе. Методическоеруководство.
Санкт – Петербург.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».