РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Функциональная грамотность» 1, 3 классы Пояснительная записка Программа учебного курса для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования. Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. Цель изучения блока «Креативное мышление» - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление способствует критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. 2 Программа учебного курса «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс): 1 класс – 33 часа 2 класс – 34 часа 3 класс – 34 часа 4 класс – 34 часа В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить. Формы организации занятий: • Предметные недели; • Библиотечные уроки; • Деловые беседы; • Участие в научно-исследовательских дискуссиях; • Практические упражнения Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; - овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; - осознавать личную ответственность за свои поступки; - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметныерезультаты изучения курса: Познавательные: - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; 3 - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: - проявлять познавательную и творческую инициативу; - принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию; - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: - способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; - умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; -умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: - способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; - способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; - способность проводить математические рассуждения; - способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; - способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и 4 размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: - понимание и правильное использование финансовых терминов; - представление о семейных расходах и доходах; - умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; - представление о различных видах семейных доходов; - представление о различных видах семейных расходов; - представление о способах экономии семейного бюджета. Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»: - способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы); - овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире; - способность использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях; - способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию; - способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ; - способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения; - способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола. Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»: - умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения; - практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки; - стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей. Содержание программы – 1 класс (33 часа) № п/ п Раздел 1 Читательская грамотность Колво часо в 1 1 1 1 1 1 1 2. Итого Математическая 7 1 Содержание В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Про курочку рябу, золотые и Библиотечные 5 грамотность 1 1 1 3. 4. 5. Итого Креативное мышление Итого Финансовая грамотность Итого Естественнонаучная грамотность 1 1 1 7 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 6. Итого Глобальная компетентность 8 1 1 Итого Итого 2 33 простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про медведя, лису и мишкин мед. уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения История со словом «дедушка». Рассказы по картинкам. За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи-цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик золото менял. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. В. Сутеев. Яблоко. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Комплексное задание «Найденыш» Комплексное задание «Мировой океан загрязняется» Содержание программы 3 класс – 34 часа № п/п Раздел 1 Читательская Колво часов 1 Содержание Формы внеурочной деятельности Про дождевого червяка. Библиотечные уроки; 6 грамотность 2. 3. Итого Естественнонаучная грамотность Итого Финансовая грамотность 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 4. Итого Математическая грамотность 7 1 1 1 1 1 1 1 1 5. Итого Глобальная компетентность 8 1 1 Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Пенсия и социальные пособия. Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. Как сэкономить семейные деньги? Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения. Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Комплексное задание «Говорим на одном языке». 7 Комплексное задание «Выбрасываем продукты или голодаем?» 6. Итого Креативное мышление Итого Итого 2 1 1 2 34 История со словом «почта». Рассказы по картинкам. Календарно-тематическое планирование (1 класс) № Тема занятия п/п 1. В. Бианки. Лис и мышонок. 2. Русская народная сказка. Мороз и заяц. 3. В. Сутеев. Живые грибы. 4. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. 5. М. Пляцковский. Урок дружбы. 6. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. 7. Е. Пермяк. Четыре брата. 8. Про курочку рябу, золотые и простые яйца. 9. Про козу, козлят и капусту. 10. Про петушка и жерновцы. 11. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. 12. Про наливные яблочки. 13. Про Машу и трех медведей. 14. Про медведя, лису и мишкин мед. 15. История со словом «дедушка». 16. Рассказы по картинкам. 17. За покупками. 18. Находчивый колобок. 19. День рождения мухи-цокотухи. 20. Буратино и карманные деньги. 21. Кот Василий продает молоко. 22. Лесной банк. 23. Как мужик золото менял. 24. Как Иванушка хотел попить водицы. 25. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. 26. Про репку и другие корнеплоды. 27. Плывет, плывет кораблик. 28. Про Снегурочку и превращения воды. 29. Как делили апельсин. 30. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. 31. В. Сутеев. Яблоко. 32. Комплексное задание «Найденыш» 8 Всего часов Дата проведения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33. Комплексное задание «Мировой океан загрязняется» Итого: 33 1 Календарно-тематическое планирование (3 класс) № Тема занятия Всего п/п часов 1. Про дождевого червяка. 1 2. Кальций. 1 3. Сколько весит облако? 1 4. Хлеб, всему голова. 1 5. Про мел. 1 6. Про мыло. 1 7. История свечи. 1 8. Дождевые черви. 1 9. Полезный кальций. 1 10. Про облака. 1 11. Про хлеб и дрожжи. 1 12. Интересное вещество мел. 1 13. Чем интересно мыло и как оно «работает»? 1 14. Про свечи. 1 15. Волшебный Магнит. 1 16. Комплексное задание «Говорим на одном языке». 1 17. Комплексное задание «Выбрасываем продукты или 1 голодаем?» 18. Что такое «бюджет»? 1 19. Семейный бюджет. 1 20. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. 1 21. Пенсия и социальные пособия. 1 22. Наследство, вклад выигрыш. 1 23. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. 1 24. Как сэкономить семейные деньги? 1 25. История со словом «почта». 1 26. Рассказы по картинкам. 1 27. Расходы и доходы бюджета. 1 28. Планируем семейный бюджет. 1 29. Подсчитываем семейный доход. 1 30. Пенсии и пособия. 1 31. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. 1 32. Подсчитываем расходы. 1 33. Расходы на обязательные платежи. 1 34. Подсчитываем сэкономленные деньги. 1 Итого: 34 9 Дата проведения