ПРОГРАММА КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ) для обучающихся 6-7 КЛАССЫ Левоплосская 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности. Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов. Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным на- правлениям функциональной грамотности. Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности«использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных. Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления. 2 ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ Программа реализуется в работе с обучающимися 5—9 классов. Программа курса рассчитана на пять лет с проведением занятий 1 раз в неделю. Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности. Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/ func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу. ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания. Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОГРАММЕ В планировании, организации и проведении занятий принимают участие учителя разных предметов. Это обеспечивает объединение усилий учителей в формировании функциональной грамотности как интегрального результата личностного развития школьников. Задача педагогов состоит в реализации содержания курса через вовлечение обучающихся в многообразную деятельность, организованную в разных формах. Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка. Личностных результатов педагоги могут достичь, увлекая ребенка совместной и интересной для него деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия личностно ценностным содержанием. Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых педагогом форм работы. Реализация программы 3 предполагает возможность вовлечения в образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Читательская грамотность «Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения. 6 класс Модуль: Читательская грамотность «Читаем, различая факты и мнения» (8 ч.) 1 Входная диагностика. Нас ждет путешествие (Путешествие по родной земле) 2 Открываем тайны планеты (Изучение планеты) 3 Открываем мир науки (Человек и природа) 4 Открываем мир науки (Человек и природа) 5 По страницам биографий полководцев (Великие люди нашей страны) 6 По страницам биографий полководцев (Великие люди нашей страны) 7 Наши поступки (межличностные взаимодействия) 8 Диагностическая работа. Наши поступки (межличностные взаимодействия) 7 класс Модуль: Читательская грамотность «В мире текстов: от этикетки до повести» (8 ч.) 1 Входная диагностика. Смысл жизни (Я и моя жизнь) 2 Интеграция темы «Планета людей (Взаимоотношения)» по читательской грамотности и темы «Общаемся, учитывая свои интересы и интересы других» по «Глобальным компетенциям» 3 Интеграция темы «Планета людей (Взаимоотношения)» по читательской 4 4 5 6 7 8 грамотности и темы «Общаемся, учитывая свои интересы и интересы других» по «Глобальным компетенциям» Человек и книга Человек и книга Будущее (Человек и технический прогресс) Будущее (Человек и технический прогресс) Диагностическая работа. Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг) 5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов. Личностные результаты осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; осознание ценности самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; проявление интереса к способам познания; стремление к самоизменению; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; активное участие в жизни семьи; приобретение опыта успешного межличностного общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах; проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире; готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; 6 осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие. Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры: умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности. Метапредметные результаты Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: — овладение универсальными учебными познавательными действиями; — овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; — овладение универсальными регулятивными действиями. Освоение обучающимисямежпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность; способность к совместной деятельности; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: 7 владеть базовыми логическими операциями: — сопоставления и сравнения, — группировки, систематизации и классификации, — анализа, синтеза, обобщения, — выделения главного; владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств; выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; 6 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; 8 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; 9 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. 10 Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные результатыосвоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности. Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература». По учебному предмету «Русский язык»: понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официальноделовых, публицистических, художественных текстов различных функциональносмысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента; извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею; анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи; определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту). По учебному предмету «Литература»: овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное; умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения; овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа). 11 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЬ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: Читаем, различая факты и мнения»» 6 КЛАСС № Тема Колво часов Основное содержание Основные виды деятельности Формы проведения занятий 1 Входная диагностика. Нас ждет путешествие (Путешествие по родной земле) 1 Понятия «факт», «мнение»: работа со словарной статьей. Приемы различения фактов и мнений в множественном тексте. Индивидуальная работа 2 Открываем планеты планеты) Устанавливать связи между событиями или утверждениями. Понимать значение слова или выражения на основе контекста. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах. Различать факты и мнения с учетом языковых маркеров. Устанавливать связи между событиями или утверждениями тайны 1 (Изучение Языковые маркеры предъявления фактов и мнений в тексте: работа со словарной статьей. Приемы различения фактов и мнений в множественном тексте. Самостоятельное выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания Электронные (цифровые) образовательные ресурсы «Знакомьтесь: Тула»: Открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao. ru) «Континент-призрак»: открытый банк заданий 2021 года (http://skiv. instrao.ru) «Розовые дельфины»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» 3-4 Открываем мир науки 2 (Человек и природа) Приемы распознавания фактов и мнений в тексте-интервью, в тексте-рекламе на сайте. 5-6 По страницам биографий 2 (Великие люди нашей страны) Приемы распознавания фактов и мнений в тексте-аннотации фильма, в текстеинтервью. (причинноследственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов. Сопоставлять факты и мнения в текстеинтервью, в тексте-рекламе на сайте. Сопоставлять факты и мнения в текстеаннотации фильма, в текстеинтервью. Делать выводы (https://media.prosv. ru/func/) Играрасследование, индивидуальная работа «В переводе на человеческий»: открытый банк заданий 2021 (http://skiv.instrao. ru) Работа в парах, индивидуальная работа «Люди, сделавшие Землю круглой»: Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 1. – Москва, 13 на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов. 7-8 Диагностическая 2 работа. Наши поступки (межличностные взаимодействия) Приемы распознавания фактов и мнений в художественном тексте. Фактические ошибки как художественный прием автора. Распознавать Ролевая игра. факты и мнения Индивидуальная в работа художественном тексте. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинноследственные отношения) Санкт-Петербург: «Просвещение», 2021. «Люди, сделавшие Землю круглой. Интервью», «Люди, сделавшие Землю круглой. Аннотация», «Люди, сделавшие Землю круглой. Перелеты»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/ «В новой школе»: открытый банк заданий 2021 года (http://skiv. instrao.ru) «Сельскохозяйственная газета»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) 14 «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: В мире текстов: от этикетки до повести»» 7 КЛАСС № 1 Тема КолОсновное во содержание часов 1 Авторский замысел Входная и читательские диагностика. Смысл жизни (Я и установки моя жизнь) (художественный текст) 2- Человек и книга 3 4 Проблемы повседневности (выбор товаров услуг) 2 1 и 5- Будущее (человек и 6 технический 2 Основные виды деятельности Формы проведения занятий Интегрировать и Дискуссия интерпретировать информацию Электронные (цифровые) образовательные ресурсы «Чудо на своем месте»: демонстрационный вариант 2019 (http://skiv.instrao.ru) «Репетитор»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/) Особенности чтения Использовать Практикум в «Справочное бюро» и понимания информацию из компьютерном (http://skiv.instrao. ru/bankэлектронных текста для классе zadaniy/ текстов (учебно- решения chitatelskayagramotnost/) «Как справочный текст) практической выглядит слон»: задачи образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Чтение и понимание Использовать Ролевая игра «Сгущенка» (http:// несплошных информацию из skiv.instrao.ru/bankтекстов текста для zadaniy/chitatelskayagramotnost/) (инструкция, решения «Мыльные открытия»: этикетка практической образовательный ресурс задачи издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Особенности чтения Интегрировать и Пресс«Погружение»: и понимания интерпретировать конференция демонстрационный вариант 15 прогресс) 7- Диагностическая 8 работа. Планета людей (взаимоотношения) Интегрированные занятия: Читательская грамотность+ Глобальные компетенции смешанных текстов информацию (соотнесение текста статьи и инфографики) 2 2019 (http:// skiv.instrao.ru) «Новости будущего века»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Особенности чтения Интегрировать и Индивидуальная «Тихая дискотека» Открытый и понимания интерпретировать работа банк заданий 2020 (http:// множественных информацию skiv.instrao.ru) текстов (публицистический текст 16