Рабочая программа курса_Функциональная грамотность учимся для жизни (читательская грамотность)_6,7_ПОШ

ПРОГРАММА КУРСА
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»
(ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ)
для обучающихся 6-7 КЛАССЫ

Левоплосская 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к
человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме.
Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее
включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для
успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые
знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для
этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на
одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать
правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать
свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими,
действовать в ситуации неопределенности.
Введение
в
российских
школах
Федеральных
государственных
образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и
основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость
формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей
образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых
образовательных результатов.
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного
образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение
способов их интеграции.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность:
учимся для жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося
к различным на- правлениям функциональной грамотности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности,
ее готовности и способности«использовать все постоянно приобретаемые в течение
жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений».
Курс создает условия для формирования функциональной грамотности
школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной
грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а
также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся,
а также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются
ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет
обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для
решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий
позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления.

2

ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
ЗАНЯТИЙ
Программа реализуется в работе с обучающимися 5—9 классов. Программа
курса рассчитана на пять лет с проведением занятий 1 раз в неделю. Реализация
программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают
активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и
групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры,
организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в
данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение,
расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний,
переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом
реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование
личности. Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка
для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале
Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО
РАО (http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства
«Просвещение» (https://media.prosv.ru/ func/), материалы из пособий «Функциональная
грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а
также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие
грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их
индивидуальную и групповую работу.
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
примерной программы воспитания. Согласно Примерной программе воспитания у
современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека,
природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и
красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным
направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание
гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое,
трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры
здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса
способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному
развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОГРАММЕ
В планировании, организации и проведении занятий принимают участие учителя
разных предметов. Это обеспечивает объединение усилий учителей в формировании
функциональной грамотности как интегрального результата личностного развития
школьников. Задача педагогов состоит в реализации содержания курса через
вовлечение обучающихся в многообразную деятельность, организованную в разных
формах. Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка.
Личностных результатов педагоги могут достичь, увлекая ребенка совместной и
интересной для него деятельностью, устанавливая во время занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия личностно
ценностным содержанием. Особенностью занятий является их интерактивность и
многообразие используемых педагогом форм работы. Реализация программы
3

предполагает возможность вовлечения в образовательный процесс родителей и
социальных партнеров школы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Читательская грамотность «Читательская грамотность – способность человека
понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни».
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности
в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность
формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами
внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса
предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными,
множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и
скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации,
приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения
факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают
работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также
оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует
умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать
скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и
вырабатывать свою точку зрения.
6 класс
Модуль: Читательская грамотность «Читаем, различая факты и мнения» (8 ч.)
1
Входная диагностика.
Нас ждет путешествие (Путешествие по родной земле)
2
Открываем тайны планеты (Изучение планеты)
3
Открываем мир науки (Человек и природа)
4
Открываем мир науки (Человек и природа)
5
По страницам биографий полководцев (Великие люди нашей страны)
6
По страницам биографий полководцев (Великие люди нашей страны)
7
Наши поступки (межличностные взаимодействия)
8
Диагностическая работа.
Наши поступки (межличностные взаимодействия)
7 класс
Модуль: Читательская грамотность «В мире текстов: от этикетки до повести» (8
ч.)
1
Входная диагностика.
Смысл жизни (Я и моя жизнь)
2
Интеграция темы «Планета людей (Взаимоотношения)» по читательской
грамотности и темы «Общаемся, учитывая свои интересы и интересы
других» по «Глобальным компетенциям»
3
Интеграция темы «Планета людей (Взаимоотношения)» по читательской
4

4
5
6
7
8

грамотности и темы «Общаемся, учитывая свои интересы и интересы
других» по «Глобальным компетенциям»
Человек и книга
Человек и книга
Будущее (Человек и технический прогресс)
Будущее (Человек и технический прогресс)
Диагностическая работа.
Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг)

5

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
обучающимися следующих
личностных,
метапредметных и предметных
образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях
функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее
благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных
результатов.
Личностные результаты
 осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и
своего места в мире);
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
 готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
 осознание ценности самостоятельности и инициативы;
 наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
 проявление интереса к способам познания;
 стремление к самоизменению;
 сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
 установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений;
 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
 активное участие в жизни семьи;
 приобретение опыта успешного межличностного общения;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
 проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности;
бережного отношения к личному и общественному имуществу;
 соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной
ответственности за свои поступки в мире;
 готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
6



осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
 умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
 умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
 готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности. Личностные результаты отражают готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение
опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и
отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные
учебные действия, составляющие умение учиться:
— овладение универсальными учебными познавательными действиями;
— овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
— овладение универсальными регулятивными действиями.
 Освоение обучающимисямежпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных
предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных
модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий
(познавательные, коммуникативные, регулятивные);
 способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
 готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
 способность организовать и реализовать собственную познавательную
деятельность;
 способность к совместной деятельности;
 овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом
назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
7

 владеть базовыми логическими операциями:
— сопоставления и сравнения,
— группировки, систематизации и классификации,
— анализа, синтеза, обобщения,
— выделения главного;
 владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств;
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
 устанавливать существенный признак классификации, основания
 для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; 6
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
 оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента);
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
8



находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
 оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику
и в корректной форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
9



оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять
план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
 различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
 регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
 принимать себя и других, не осуждая;
 открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать все вокруг.
10

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).
Предметные результатыосвоения программы основного общего образования
представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в
ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке
функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области
«Русский язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
 понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официальноделовых, публицистических, художественных текстов различных функциональносмысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и
главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов
на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме
содержания текста;
 овладение умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и
скрытой информации в тексте;
 представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного
текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
 извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование
ею;
 анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых
высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
 определение лексического значения слова разными способами (установление
значения слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
 овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
 умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять
тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя,
рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности
произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка
художественного произведения;
 овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально
изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов
смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать
смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных
учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой,
адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).

11

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: Читаем, различая факты и мнения»»
6 КЛАСС
№

Тема

Колво
часов

Основное содержание

Основные
виды
деятельности

Формы
проведения
занятий

1

Входная диагностика.
Нас ждет путешествие
(Путешествие по родной
земле)

1

Понятия
«факт»,
«мнение»: работа со
словарной
статьей.
Приемы
различения
фактов и мнений в
множественном тексте.

Индивидуальная
работа

2

Открываем
планеты
планеты)

Устанавливать
связи
между
событиями или
утверждениями.
Понимать
значение слова
или выражения
на
основе
контекста.
Обнаруживать
противоречия,
содержащиеся в
одном
или
нескольких
текстах.
Различать
факты и мнения
с
учетом
языковых
маркеров.
Устанавливать
связи
между
событиями или
утверждениями

тайны 1
(Изучение

Языковые
маркеры
предъявления фактов и
мнений в тексте: работа
со словарной статьей.
Приемы
различения
фактов и мнений в
множественном тексте.

Самостоятельное
выполнение
работы
с
последующим
обсуждение
ответов
на
задания

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
«Знакомьтесь: Тула»:
Открытый
банк
заданий 2021 года
(http://skiv.instrao. ru)

«Континент-призрак»:
открытый банк заданий
2021 года (http://skiv.
instrao.ru)
«Розовые
дельфины»:
электронный
образовательный
ресурс
издательства
«Просвещение»

3-4 Открываем мир науки 2
(Человек и природа)

Приемы распознавания
фактов и мнений в
тексте-интервью,
в
тексте-рекламе
на
сайте.

5-6 По страницам биографий 2
(Великие люди нашей
страны)

Приемы распознавания
фактов и мнений в
тексте-аннотации
фильма,
в
текстеинтервью.

(причинноследственные
отношения,
отношения
аргумент
–
контраргумент,
тезис – пример,
сходство –
различие и др.)
Делать выводы
на
основе
интеграции
информации из
разных частей
текста
или
разных текстов.
Сопоставлять
факты и мнения
в
текстеинтервью,
в
тексте-рекламе
на сайте.
Сопоставлять
факты и мнения
в
текстеаннотации
фильма,
в
текстеинтервью.
Делать выводы

(https://media.prosv.
ru/func/)

Играрасследование,
индивидуальная
работа

«В
переводе
на
человеческий»:
открытый банк заданий
2021 (http://skiv.instrao.
ru)

Работа в парах,
индивидуальная
работа

«Люди,
сделавшие
Землю
круглой»:
Сборник
эталонных
заданий. Выпуск 2.
Учеб.пособие для
общеобразоват.
организаций. В 2-х ч.
Часть 1. – Москва,
13

на
основе
интеграции
информации из
разных частей
текста
или
разных текстов.

7-8 Диагностическая
2
работа.
Наши
поступки
(межличностные
взаимодействия)

Приемы распознавания
фактов и мнений в
художественном тексте.
Фактические ошибки
как
художественный
прием автора.

Распознавать
Ролевая игра.
факты и мнения Индивидуальная
в
работа
художественном
тексте.
Устанавливать
скрытые связи
между
событиями или
утверждениями
(причинноследственные
отношения)

Санкт-Петербург:
«Просвещение», 2021.
«Люди,
сделавшие
Землю
круглой.
Интервью»,
«Люди,
сделавшие
Землю
круглой. Аннотация»,
«Люди,
сделавшие
Землю
круглой.
Перелеты»:
электронный
образовательный
ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/
«В новой школе»:
открытый банк заданий
2021 года (http://skiv.
instrao.ru)
«Сельскохозяйственная
газета»: электронный
образовательный
ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)

14

«ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: В мире текстов: от этикетки до повести»»
7 КЛАСС
№

1

Тема

КолОсновное
во
содержание
часов
1
Авторский замысел
Входная
и
читательские
диагностика.
Смысл жизни (Я и
установки
моя жизнь)
(художественный
текст)

2- Человек и книга
3

4

Проблемы
повседневности
(выбор товаров
услуг)

2

1
и

5- Будущее (человек и
6 технический

2

Основные виды
деятельности

Формы
проведения
занятий
Интегрировать и Дискуссия
интерпретировать
информацию

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

«Чудо на своем месте»:
демонстрационный
вариант
2019
(http://skiv.instrao.ru)
«Репетитор»: образовательный
ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://
media.prosv.ru/func/)
Особенности чтения Использовать
Практикум
в «Справочное
бюро»
и
понимания информацию из компьютерном
(http://skiv.instrao.
ru/bankэлектронных
текста
для классе
zadaniy/
текстов
(учебно- решения
chitatelskayagramotnost/) «Как
справочный текст)
практической
выглядит
слон»:
задачи
образовательный
ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
Чтение и понимание Использовать
Ролевая игра
«Сгущенка»
(http://
несплошных
информацию из
skiv.instrao.ru/bankтекстов
текста
для
zadaniy/chitatelskayagramotnost/)
(инструкция,
решения
«Мыльные
открытия»:
этикетка
практической
образовательный
ресурс
задачи
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
Особенности чтения Интегрировать и Пресс«Погружение»:
и
понимания интерпретировать конференция
демонстрационный
вариант
15

прогресс)

7- Диагностическая
8 работа.
Планета
людей
(взаимоотношения)
Интегрированные
занятия:
Читательская
грамотность+
Глобальные
компетенции

смешанных текстов информацию
(соотнесение текста
статьи
и
инфографики)
2

2019 (http:// skiv.instrao.ru)
«Новости будущего века»:
образовательный
ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
Особенности чтения Интегрировать и Индивидуальная «Тихая дискотека» Открытый
и
понимания интерпретировать работа
банк заданий 2020 (http://
множественных
информацию
skiv.instrao.ru)
текстов
(публицистический
текст

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».