РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» для обучающихся 6 класса Строевское,2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни » (далее – ФГ) разработана на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее— ФГОС) основного общего образования (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287) с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по внеурочной деятельности ФГ, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами. Программа нацелена на развитие: - способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); - способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвоватьв социальной жизни (читательская грамотность); - способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность); - способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. В Программе содержание внеурочной деятельности ФГ структурно представлено шестью модулями обеспечивающими непрерывность освоения на уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования: модуль № 1 «Читательская грамотность»; модуль № 2 «Математическая грамотность»; модуль № 3 «Естественно-научная грамотность»; модуль № 4 «Глобальные компетенции»; модуль № 5 «Финансовая грамотность»; модуль № 6 «Креативное мышление»; ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 5 видов грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную, креативное мышление и финансовую. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения сжизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. Программа нацелена на развитие: любознательности (активного интереса к обучению, заданиям) как способности к самостоятельному поиску ответов; воображения как способности к продуцированию собственных идей; способности оценивать предложенные идеи и умения быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях. МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. деятельности», направление - Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной «функциональная грамотность». учебным планом на проектную деятельность в 6 В соответствии с классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа внеурочной деятельности. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль № 1 «Читательская грамотность»: Герой рассказа «Второй». Почему героя взяли в музыкальную школу со второго раза? Почему герой умеет слушать музыку? Почему Густав держится обособлено? Почему герой хотел уйти увидев Густава? Как герой понимает слово «аутист». Способы общения животных. «Язык» мартышек-верветок. Способы общения мышей и крыс. Свистдельфина. Эмоциональное состояние собаки. Новые устройства. Князь Василий III. История и достопримечательности Тулы. Печатные пряники. Тульские самовары. Атлантида – «континент-призрак». Легенды об Атлантиде. Рассказ «Мой первый друг, мой друг бесценный». Главный герой рассказа. Почему герой не хотел сознательно обвинить Павлика? Ответ у доски. Был ли Павлик виноват? Берестяная грамота. Главная ценность берестяных грамот для историков всего мира. Интервью сучёными археологами. Карта «найденных берестяных грамот». Модуль № 2 «Математическая грамотность»: Чертёж скворечника. Вычисление возможности изготовления скворечника из имеющейся доски. Вместимость круизного теплохода по реке Лене. Вычисление скорости теплохода. Разница температур. Фотографии с развлечениями. Ёмкость флеш-карты. Вычисление количества флешек. Выбор магазина. Объём фотографий. Объём перевозок электробусами. Расчет расстояния поездки. Протяжённость московских маршрутов. Время выхода рейсов. Продажа электросамокатов. Налоговые льготы. Объём закупок. Стоимость проката. Модуль № 3 «Естественно-научная грамотность»: Состояние воды. Влага на стёклах. Время запотевания. Процессы получения чистой воды. Климатические зоны обитания тигров. Различия между видами тигров. Отличия между хищниками и травоядными. Метод радиослежения. Условия прорастания семян. Особенность посева. Особенность прорастания семян. Разведение комнатных культур. Генетические копии. Вегетативный способ. Свойства снега. Опыт со снегом. Образование снега. Модуль № 4 «Глобальные компетенции»: Новогодний круговорот. Проблема высохших ёлок. Искусственные ёлки. Утилизацияновогодних ёлок. Пункты приёма ёлок. Акция «Сохраним лес». Площади лесов в мире и России. Восстановление леса. Вымирание животных на земле. Угрозы биоразнообразию. Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Сохранение биоразнообразия планеты. Деревня на большом острове. Видеоролик о деревне. Мнения жителей. Родной язык жителей деревни. Как принято отмечать рождения в новой школе? Угощения для одноклассников. Дружба между представителями разных народов. Традиции народов. Выборы в школьный совет. Кандидатуры. Выбор представленной информации о кандидатах. Интересы разных групп. Модуль № 5 «Финансовая грамотность»: Сообщения, угрожающие безопасности в социальных сетях. Поступки, приводящие к финансовым потерям. Простые правила финансовой безопасности. Правильные действия. От чего зависит цена билета на каток? Когда выгоднее сходить на каток? Сколько денег можно выделить из семейного бюджета? Выбор между покупкой новых коньков и прокатом. Выбор вида транспорта для поездки на отдых по городам. Краткосрочная аренда жилья. Посещение и достопримечательностей и бюджет поездки. Какие выходные обойдутся дешевле. Тариф мобильной связи. Пакет услуг. Финансово рациональный выбор. Финансовые затраты на парк развлечений. Катание на аттракционах. Блюда на сэкономленные деньги. Модуль № 6 «Креативное мышление»: Особенности или недостатки во «вредном совете». Вредный совет по поводу беспорядка в школьном рюкзаке. Идеи шестиклассников. Доработка идеи. Варианты детских площадок. Расположение модулей детских площадок. Проект детской площадки. Незаконченные картинки. Идеи в картинке-друдле. Оригинальные названия рисунка. Своя идея. Пользование колодцем без неудобств. Идеи площадки перед домом. Получение воды на даче. Название кружка по музыке. Креативное название. Креативный эскиз эмблемы. Решение проблемы загрязнения. Названия для плаката. Различные идеи. Составление комикса.Варианты мероприятий. Доработка идеи. Проблемы защиты природы. Креативный эскиз плаката. Доработка эскиза. Россия – многонациональное государство. Приветственный плакат для новенького. Разные идеи помощи новичку влиться в дружную компанию. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Настоящая Программа чётко ориентирована на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные), которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в основной школе. В сфере гражданского воспитания: готовность к разнообразной совместной деятельности в рамках реализуемого проекта или исследования, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны. В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук; ценностное отношение историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, к науке и достижениям российских ученых-гуманитариев — историков, психологов, социологов, педагогов. В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, осознание важности моральноэтических принципов в своей деятельности; готовность оценивать собственное поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, изучаемым или используемым в ходе изучения функциональной грамотности, к традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни как главного предмета гуманитарных исследований и важнейшего ориентира для проектных работ; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, выстраивая дальнейшие цели относительно профессионального будущего. В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения знания, полученного в ходе изучения. В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из гуманитарных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. В сфере понимания ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об основных за кономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством научного и практического познания мира; овладение основными навыками функциональной грамотности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень компетентности (в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других); навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, формулировать собственные идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Овладение характеризовать универсальными существенные познавательными признаки объектов действиями: (явлений); выявлять и устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации; эффективно систематизировать информацию. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной практической или научной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, планировать организацию совместной работы, определять собственную роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать собственные действия с другими членами команды; оценивать качество собственного вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями: владеть приемами самоорганизации при осуществлении работы (выявление проблемы, требующей решения); составлять план действий и определять способы решения; владеть приемами самоконтроля — осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных результатов исследовательской или проектной работы; вносить коррективы в работу с учетом выявленных ошибок, возникших трудностей. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование и п/ разделов п программы Количество часов тем Виды, формы Электронные контроля (цифровые) образовательн ые ресурсы всего практические работы Модуль 1. Читательская грамотность Беседа. 1.1 В новой школе 1 1 Обсуждение. . Практикум. http://skiv.inst rao.ru/ban kzadaniy/chitat elskayagramotnost/ переводе 1.2 В человеческий . на 1 1 Обсуждение. Практикум. http://skiv.inst rao.ru/ban kzadaniy/chitat elskayagramotnost/ 1.3 Знакомьтесь Тула . 1 1 Обсуждение. Практикум. 1.4 Континент - призрак . http://skiv.inst rao.ru/ban kzadaniy/chitat elskayagramotnost/ 1 1 Обсуждение. Практикум. 1.5 На уроке немецкого . http://skiv.inst rao.ru/ban kzadaniy/chitat elskayagramotnost/ 1 1 Обсуждение. Практикум. http://skiv.inst rao.ru/ban kzadaniy/chitat elskayagramotnost/ загадочное1 1 Обсуждение. Практикум. http://skiv.inst rao.ru/ban kzadaniy/chitat elskayagramotnost/ 1.6 Самое явление . Итого по модулю 6 Модуль 2. Математическая грамотность 2.1 Встреча весны 1 1 . Беседа. Обсуждение. Практикум. http://skiv.inst rao.ru/ban kzadaniy/mate maticheska yagramotnost/ 2.2. Круиз по Лене 1 1 Обсуждение. Практикум. http://skiv.inst rao.ru/ban kzadaniy/mate maticheska yagramotnost/ 2.3. Флешки 1 1 Обсуждение. Практикум. http://skiv.ins trao.ru/ban kzadaniy/mate maticheska yagramotnost/ 2.4. Электробус 1 1 Обсуждение. Практикум. 2.5. Электросамокаты http://skiv.ins trao.ru/ban kzadaniy/mate maticheska yagramotnost/ 1 1 Обсуждение. Практикум. http://skiv.ins trao.ru/ban kzadaniy/mate maticheska yagramotnost/ Итого по модулю 5 Модуль 3. Естественно-научная грамотность 3.1. Вода на стёклах Беседа. Обсуждение. Практикум. 1 1 за 1 1 Обсуждение. Практикум. 3.3. Прорастёт ли семечко 1 http://skiv.ins trao.ru/ban kzadaniy/estes tvennonau chnayagramotnost/ 1 Обсуждение. Практикум. 3.4. Сад на окошке http://skiv.ins trao.ru/ban kzadaniy/estes tvennonau chnayagramotnost/ 1 Обсуждение. Практикум. http://skiv.ins trao.ru/ban kzadaniy/estes tvennonau 3.2. Понаблюдаем тиграми 1 http://skiv.ins trao.ru/ban kzadaniy/estes tvennonau chnaya-gramotnost/ chnayagramotnost/ 3.5. Что такое снег 1 Итого по модулю 5 1 Обсуждение. Практикум. http://skiv.ins trao.ru/ban kzadaniy/estes tvennonau chnayagramotnost/ Модуль 4. Глобальные компетенции лесу родилась 1 4.1. В 1 ёлочка 4.2. Где мне дерево Беседа. Обсуждение. Практикум. http://skiv.inst rao.ru/ban kzadaniy/globa lnyekompetentsii/ посадить 1 1 Обсуждение. Практикум. много 1 http://skiv.inst rao.ru/ban kzadaniy/globa lnyekompetentsii/ 1 Обсуждение. Практикум. http://skiv.inst rao.ru/ban kzadaniy/globa lnyekompetentsii/ 1 Обсуждение. Практикум. http://skiv.inst rao.ru/ban так 4.3. Зачем животных 4.4. И как вы там живёте отметить 4.5. Как рождения 1 kzadaniy/globa lnyekompetentsii/ день1 1 Обсуждение. Практикум. в1 http://skiv.inst rao.ru/ban kzadaniy/globa lnyekompetentsii/ 1 Обсуждение. Практикум. http://skiv.inst rao.ru/ban kzadaniy/globa lnyekompetentsii/ Итого по модулю 6 Безопасность в 5.1 социальных сетях 1 1 выбрать 4.6. Кого школьный совет 5.2 Билеты на каток 1 1 Беседа. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. http://skiv.inst rao.ru/ban kzadaniy/finans ovayagramotnost/ http://skiv.inst rao.ru/ban kzadaniy/finans ovayagramotnost/ 5.3. Интересные выходные 1 1 Обсуждение. Практикум. http://skiv.inst rao.ru/ban kzadaniy/finan sovayagramotnost/ 5.4. Мобильная связь 1 1 Обсуждение. Практикум. 5.5. Парк развлечений 1 http://skiv.inst rao.ru/ban kzadaniy/finan sovayagramotnost/ 1 Обсуждение. Практикум. http://skiv.inst rao.ru/ban kzadaniy/finan sovayagramotnost/ Итого по модулю 5 Модуль 6. Креативное мышление 6.1 В шутку и всерьёз 1 . 1 6.2 Детская площадка . 1 1 6.3 Друдлы . 1 1 6.4 Колодец . 1 1 6.5 Кружок по музыке . 1 1 6.6 Марафон чистоты . 1 1 6.7 Наша жизнь зависит от1 природы . 1 Итого по модулю 7 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 34 ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Беседа. http://skiv.in Обсуждение. strao.ru/ban Практикум. kzadaniy/krea tivnoemyshlenie/ Обсуждение. http://skiv.in Практикум. strao.ru/ban kzadaniy/krea tivnoemyshlenie/ Обсуждение. http://skiv.in Практикум. strao.ru/ban kzadaniy/krea tivnoemyshlenie/ Обсуждение. http://skiv.in Практикум. strao.ru/ban kzadaniy/krea tivnoemyshlenie/ Обсуждение. http://skiv.in Практикум. strao.ru/ban kzadaniy/krea tivnoemyshlenie/ Обсуждение. http://skiv.in Практикум. strao.ru/ban kzadaniy/krea tivnoemyshlenie/ Обсуждение. http://skiv.in Практикум. strao.ru/ban kzadaniy/krea tivnoemyshlenie/