Рабочая программа_КВД_Функциональная грамотность_1

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
1 КЛАСС

Строевское, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для первого
класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, требованиями к
основной образовательной программе начального общего
образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает
возрастные, общеучебные и психологические особенности
младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития
функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская
грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая
грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность»
является развитие способности учащихся к осмыслению
письменных текстов и рефлексии на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а
понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность»
является формирование у обучающихся способности определять и
понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и
использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и
будущем
потребности,
присущие
созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является
развитие
экономического
образа
мышления,
воспитание
ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.

2

Целью
изучения
блока
«Естественно-научная
грамотность»
является
формирование
у
обучающихся
способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть
исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также
для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» предназначена для реализации в 1 классе начальной
школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность
проведения занятий по своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом
возрастных
особенностей
первоклассников
для
занятий
используются сюжеты авторских и русских народных сказок.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и
русских народных сказок, составление характеристики героев
прочитанных произведений, деление текстов на части, составление
картинного плана, ответы по содержанию прочитанных
произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10,
составление числовых выражений и нахождение их значений,
состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение
суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение
таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар,
обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк,
реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие
эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и

3

апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её
свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение первоклассниками
следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства:
участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие
решений о семейном бюджете;
–
овладевать начальными навыками адаптации в мире
финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и
поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки,
анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;

4

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с
критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать

5

своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая
грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты,
чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая
грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических
терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять
простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных
финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные
знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых
знаний, для объяснения естественно-научных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
–
способность
понимать
основные
особенности
естествознания как формы человеческого познания.

6

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать
следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при
выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность,
заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из
конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется,
справляются ли ученики с ними самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть
повышение качества успеваемости по математике, русскому языку,
окружающему миру, литературному чтению и др.

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема

Предмет
изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»
110

Виталий Бианки. Лис и мышонок
Русская народная сказка.
Мороз и заяц
Владимир Сутеев. Живые грибы
Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко
Михаил Пляцковский. Урок дружбы
Грузинская сказка. Лев и заяц
Русская народная сказка.
Как лиса училась летать
Евгений Пермяк. Четыре брата
Блок «Математическая грамотность»

8

1118.

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца
Про козу, козлят и капусту
Про петушка и жерновцы
Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки
Про наливные яблочки
Про Машу и трёх медведей
Про старика, старуху, волка и лисичку
Про медведя, лису и мишкин мёд
Блок «Финансовая грамотность»

1928.

За покупками
Находчивый Колобок
День рождения Мухи-Цокотухи
Буратино и карманные деньги
Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка
Кот Василий продаёт молоко
Реклама.
Лесной банк
Как мужик и медведь прибыль делили
Как мужик золото менял

9

Блок «Естественно-научная грамотность»
2933

Как Иванушка хотел попить водицы
Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик
Про репку и другие корнеплоды
Корнеплоды.
Плывёт, плывёт кораблик
Про Снегурочку и превращения воды
Как делили апельсин
Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду
Зеркало, отражение, калейдоскоп.
Иванова соль
Владимир Сутеев. Яблоко

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».