Рабочая программа курса внеурочной деятельности
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
1 КЛАСС
Строевское, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для первого
класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, требованиями к
основной образовательной программе начального общего
образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает
возрастные, общеучебные и психологические особенности
младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития
функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская
грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая
грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность»
является развитие способности учащихся к осмыслению
письменных текстов и рефлексии на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а
понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность»
является формирование у обучающихся способности определять и
понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и
использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и
будущем
потребности,
присущие
созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является
развитие
экономического
образа
мышления,
воспитание
ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
2
Целью
изучения
блока
«Естественно-научная
грамотность»
является
формирование
у
обучающихся
способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть
исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также
для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» предназначена для реализации в 1 классе начальной
школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность
проведения занятий по своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом
возрастных
особенностей
первоклассников
для
занятий
используются сюжеты авторских и русских народных сказок.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и
русских народных сказок, составление характеристики героев
прочитанных произведений, деление текстов на части, составление
картинного плана, ответы по содержанию прочитанных
произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10,
составление числовых выражений и нахождение их значений,
состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение
суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение
таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар,
обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк,
реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие
эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и
3
апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её
свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение первоклассниками
следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства:
участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие
решений о семейном бюджете;
–
овладевать начальными навыками адаптации в мире
финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и
поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки,
анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
4
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с
критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
5
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая
грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты,
чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая
грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических
терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять
простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных
финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные
знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых
знаний, для объяснения естественно-научных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
–
способность
понимать
основные
особенности
естествознания как формы человеческого познания.
6
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать
следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при
выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность,
заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из
конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется,
справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть
повышение качества успеваемости по математике, русскому языку,
окружающему миру, литературному чтению и др.
7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема
Предмет
изучения
Формируемые умения
Блок «Читательская грамотность»
110
Виталий Бианки. Лис и мышонок
Русская народная сказка.
Мороз и заяц
Владимир Сутеев. Живые грибы
Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко
Михаил Пляцковский. Урок дружбы
Грузинская сказка. Лев и заяц
Русская народная сказка.
Как лиса училась летать
Евгений Пермяк. Четыре брата
Блок «Математическая грамотность»
8
1118.
Про курочку Рябу, золотые и простые яйца
Про козу, козлят и капусту
Про петушка и жерновцы
Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки
Про наливные яблочки
Про Машу и трёх медведей
Про старика, старуху, волка и лисичку
Про медведя, лису и мишкин мёд
Блок «Финансовая грамотность»
1928.
За покупками
Находчивый Колобок
День рождения Мухи-Цокотухи
Буратино и карманные деньги
Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка
Кот Василий продаёт молоко
Реклама.
Лесной банк
Как мужик и медведь прибыль делили
Как мужик золото менял
9
Блок «Естественно-научная грамотность»
2933
Как Иванушка хотел попить водицы
Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик
Про репку и другие корнеплоды
Корнеплоды.
Плывёт, плывёт кораблик
Про Снегурочку и превращения воды
Как делили апельсин
Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду
Зеркало, отражение, калейдоскоп.
Иванова соль
Владимир Сутеев. Яблоко
10
11