РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы финансовой грамотности» (5, 7 КЛАССЫ) Строевское, 2023 1.1 Пояснительная записка Финансовые компетенции школьников являются составной частью их финансовой культуры и формируются в процессе разнообразной деятельности. Финансовая культура как часть культуры общества и личности включает ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков и умений ответственного потребления, эффективного использования денег и обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансовых институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах, ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг и финансовых посредников. В программе делается акцент на последовательное освоение обучающимися элементов финансовой компетентности. Они включаются в следующие содержательные блоки: «Деньги в цифровом обществе», «Личность и экономические отношения», «Культура потребления», «Услуги в сфере финансов», «Риски и финансовая безопасность». Они образуют тематический каркас учебного курса. Примерная рабочая программа курса «Финансовая культура» основана на преемственности с программой для начального общего образования. Лежащие в её основе положения предполагают формирование основ финансовой культуры современных подростков с использованием активных методов обучения. 1.1.1 Направленность (профиль) программы Программа и учебно-методический комплекс по финансовой культуре позволяют учителю реализовать образовательную технологию, в основе которой лежит системнодеятельностный подход, возможности информационно-коммуникационных технологий, применяемых как для организации процесса обучения и воспитания в основной школе, так и практико-ориентированного функционального использования знаний о финансах в повседневной жизни. Правовой основой программы являются следующие документы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; 2. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ; 4. Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». 1.1.2 Актуальность программы Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени нам недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков. Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. 1.1.3 Отличительные особенности программы Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки 1.1.4 Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» адресована обучающимся 11-16 лет. Условия набора детей в коллектив принимаются все желающие. 1.1.5 Объем и срок освоения программы Программа рассчитана на 1 год и реализуется в объеме 34 часа в год (17час-5 класс, 17 час-7 класс). 1.1.6 Формы обучения и виды занятий по программе Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса: Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы. Методы обучения. На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся. В процессе обучения используются: 1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся; 2. Методы диалога и полилога; 3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора; 4. Игровые методы; 5. Методы диагностики и самодиагностики; 6. Технологии критического мышления; 7. Информационно-коммуникационные технологии; 8. Технологии коллективного метода обучения. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства. 1.1.7 Особенности организации образовательного процесса Занятия проводятся в группах постоянного состава. Группы комплектуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, это позволяет определить методику проведения занятий, подход к распределению заданий, правильно запланировать время для теоретических и практических работ. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» предполагает поэтапное освоение материала и адаптирована для восприятия детьми среднего школьного возраста. 1.2 Цель и задачи программы Цели данного курса: - формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения; - создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций; - формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости. Задачи: - освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами; - овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; - формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами; - формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики; - воспитывать ответственность за экономические решения. 1.3 Содержание программы 1.3.1 Тематическое планирование: № п\п Наименование разделов и тем Количество часов 1 Доходы и расходы семьи 5 2 Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься 3 3 Семья и государство: как они взаимодействуют 5 4 Финансовый бизнес: чем он может помочь семье 3 5 Что такое финансовая грамотность 1 Итого: 17ч Раздел 1. Доходы и расходы семьи (5 час). Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады». Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (3 час). Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании». Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 час). Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы». Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (3 час). Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Минипроект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план». Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час) Конференция по курсу «Финансовая грамотность». 1.4. Планируемые результаты . Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются: умение грамотно распоряжаться деньгами. овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном бюджете. Требования к предметным результатам освоения курса: - овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое планирование, налогообложение. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы; • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: • понимание цели своих действий; • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными: результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи; • понимание и правильное использование экономических терминов; • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.