Рабочая программа_КВД_Основы проектной деятельности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»
для обучающихся 5 классов

Строевское, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по внеурочному курсу Основы проектной деятельности
разработана на уровне на основе авторских материалов:
1. Основы проектной деятельности. Г.Б. Голуб, Перелыгина Е.А., Чуракова
О.В.
2. Учебно-методический комплект:
1) Г.Б. Голуб, Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной
деятельности. Методические рекомендации по преподаванию курса под ред.
проф. Е.Я. Когана – ИД «Федоров». Издательство «Учебная литература». 2006.
2) Г.Б. Голуб, Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов –
технология компетентностно-ориетированного образованияие для педагогов –
руководителей проектов учащихся основной школы. Методическое пособ под
ред. проф. Е.Я. Когана – ИД «Федоров». Издательство «Учебная литература».
2006.
3) Г.Б. Голуб, Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной
деятельности. Рабочая тетрадь. 5 – 7 класс под ред. проф. Е.Я. Когана – ИД
«Федоров». Издательство «Учебная литература». 2011.
4) Г.Б. Голуб, Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Дневник проектной
деятельности. 5 – 7 класс под ред. проф. Е.Я. Когана – ИД «Федоров».
Издательство «Учебная литература». 2011
Курс «Основы проектной деятельности» призван обеспечить освоение
наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности
учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и
реализации собственных проектов. Планируемые результаты освоения
программы по основам проектной деятельности включают личностные,
метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного
общего образования.
Программа рассчитана на 0,5 часа в неделю, всего 17 часов год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных
изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение
акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую —
формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной
деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в
полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть
ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение
учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти
задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс
своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его
выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной
деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности
является его участие в исследовательской и проектной деятельности.

Проектная
деятельность
является
средством
освоения
действительности, еѐ главные цели – установление истины, развитие умения
работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Результатом этой деятельности является формирование познавательных
мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний
и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в
сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные
категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей,
учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их
самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей,
предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС
нового поколения требует использования в образовательном процессе
технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской
деятельности определены как одно из условий реализации основной
образовательной программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической
значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации
научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
«ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками
основ проектно-исследовательской деятельности.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки
самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать
проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой
сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными
терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки
овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения
оформлять доклад, исследовательскую работу.
МЕСТО
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

«ОСНОВЫ

Программа «Основы проектной деятельности» создана на основе
федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования.
Курс входит в раздел
учебного плана «Внеурочной
деятельности», направление - «Проектная деятельность». В соответствии с
учебным планом на проектную деятельность в 5 классе отводится 0,5 час в
неделю. Соответственно программа рассчитана на 17 часов внеурочной
деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В 5 КЛАССЕ
Раздел № 1. Что такое проект.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся.
Важность исследовательских умений
в жизни современного человека.
Презентация исследовательских работ учащихся.
Понятия: проект, проблема, информация
Раздел №2. Проблема – это...
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении
собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Раздел №3. Как мы познаѐм мир.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира.
Опыты. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Раздел №4. Удивительный вопрос.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди
загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Раздел №5. Учимся выдвигать гипотезы.
Понятие о гипотезе. Еѐ значение в исследовательской работе. Вопрос и
ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие
обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Раздел №6. Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с
энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с
электронным пособием.
Практика: правила оформления списка использованной литературы.
Оформление списка использованных электронных источников.
Раздел №7. Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора
темы исследования.
Раздел №8. Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной
теме. Определение задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого
процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы
исследования.
Раздел №9. Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции,
необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез,
сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом

исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об
открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Практические задания: ―Назови все особенности предмета‖, ―Нарисуй в
точности предмет‖.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ,
синтез.
Раздел №10. Планирование работы.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и
методов исследования в работе над проектом.
Раздел №11. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление
списка литературы по теме исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой
литературы по теме проекта.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых
сведений.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы
исследования.
Раздел №12. Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям.
Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: ―Учимся анализировать‖, ―Учимся выделять
главное‖, ―Расположи материал в определенной последовательности‖.
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
Раздел №13. Подготовка к защите.
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно
спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и
второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на
вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к
публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: ―Что такое защита‖, ―Как правильно
делать доклад‖, ―Как отвечать на вопросы‖.
Раздел №14.
Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения
учащегося в рамках проекта и оценка продукта.
Способы преодоления трудностей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ
ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 5 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 КЛАСС
Личностные
результаты
отражают
готовность
обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том
числе в части:
Гражданского воспитания:

формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России;
Патриотического воспитания:
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
Духовно-нравственного воспитания:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире; развитие самостоятельности и личной ответственности
за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Эстетического воспитания:
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
Физического воспитания, формирования ЗОЖ и эмоционального
благополучия:
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.;
Ценностей научного познания:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 КЛАСС
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися базовые
учебные действия (познавательные, коммуникативные и регулятивные),
способность их использования в процессе учебной и межличностной
деятельности.
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
1) базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать
существенные признаки объектов
(явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учетом предложенной
задачи выявлять
закономерности
и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о

взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и

особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы;
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных
действий обеспечивает сформированность социальных навыков и
эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых
знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в

произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 КЛАСС
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор
информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- правила классификации и сравнения;
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы,
ресурсы Интернета);
- правила сохранения информации, приемы запоминания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 5 КЛАСС
№ п/п

Тема

Колво
часов

1

Что такое 1
проект

Лекция; беседы

2

Пробле
ма
–
это…

Лекция; беседы

1

Форма проведения
занятий

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы
https://globallab.o
rg/ru/project/catal
og/
https://globallab.o
rg/ru/

3

Как
мы 1
познаем
мир

4

Удивитель 1
ный
вопрос

5

Учимся
выдвигат
ь
гипотезы

1

6

Источник
и
информац
ии

1

7

Выбор
1
темы
исследован
ия

8

9

10

11

практическое
занятие;
познавательные
игры;
беседы
практические занятия
с
элементами
дидактических и
раздаточных
материалов; беседы
Практическое занятие;
беседы

https://globallab.o
rg/ru/project/catal
og/

практические занятия
с
элементами
раздаточных
материалов;
беседы
практические
занятия; беседы

https://globallab.o
rg/ru/project/catal
og/

Цели
и 1
задачи
исследован
ия

Лекция; беседа

https://globallab.o
rg/ru/project/catal
og/

Методы
1
исследован
ия.
Мыслитель
ные
операции
Планирова 1
ние работы

Лекция; беседа

https://globallab.o
rg/ru/project/catal
og/

Работа
с 1
литературо
й.
Сбор
исследоват
ельской
информаци
и

Практическое занятие https://globallab.o
rg/ru/project/catal
og/

https://globallab.o
rg/ru/project/catal
og/

https://globallab.o
rg/ru/project/catal
og/

https://globallab.o
rg/ru/project/catal
og/

Практическое занятие https://globallab.o
rg/ru/project/catal
og/

12

13

14

Обобщени 2
е
полученны
х данных.
Оформлен
ие работ.
Практичес 2
кая работа
по защите
проектов
«Стенгазет
а. 5 класс»
Защита
2
проектов

Итого

17

Практическое занятие https://globallab.o
rg/ru/project/catal
og/

Практическое занятие https://globallab.o
rg/ru/project/catal
og/

Практическое занятие https://globallab.o
rg/ru/project/catal
og/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».