РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» для обучающихся 5 классов Строевское, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по внеурочному курсу Основы проектной деятельности разработана на уровне на основе авторских материалов: 1. Основы проектной деятельности. Г.Б. Голуб, Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. 2. Учебно-методический комплект: 1) Г.Б. Голуб, Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Методические рекомендации по преподаванию курса под ред. проф. Е.Я. Когана – ИД «Федоров». Издательство «Учебная литература». 2006. 2) Г.Б. Голуб, Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориетированного образованияие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы. Методическое пособ под ред. проф. Е.Я. Когана – ИД «Федоров». Издательство «Учебная литература». 2006. 3) Г.Б. Голуб, Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Рабочая тетрадь. 5 – 7 класс под ред. проф. Е.Я. Когана – ИД «Федоров». Издательство «Учебная литература». 2011. 4) Г.Б. Голуб, Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Дневник проектной деятельности. 5 – 7 класс под ред. проф. Е.Я. Когана – ИД «Федоров». Издательство «Учебная литература». 2011 Курс «Основы проектной деятельности» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Планируемые результаты освоения программы по основам проектной деятельности включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования. Программа рассчитана на 0,5 часа в неделю, всего 17 часов год. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности. Проектная деятельность является средством освоения действительности, еѐ главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу. МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ «ОСНОВЫ Программа «Основы проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность». В соответствии с учебным планом на проектную деятельность в 5 классе отводится 0,5 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 17 часов внеурочной деятельности. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В 5 КЛАССЕ Раздел № 1. Что такое проект. Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся. Понятия: проект, проблема, информация Раздел №2. Проблема – это... Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Понятия: проблема, объект исследования. Раздел №3. Как мы познаѐм мир. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт. Раздел №4. Удивительный вопрос. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах. Понятия: вопрос, ответ. Раздел №5. Учимся выдвигать гипотезы. Понятие о гипотезе. Еѐ значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Понятия: гипотеза, вопрос, ответ. Раздел №6. Источники информации. Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник информации. Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием. Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников. Раздел №7. Выбор темы исследования. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. Раздел №8. Цели и задачи исследования. Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Раздел №9. Методы исследования. Мыслительные операции. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Практические задания: ―Назови все особенности предмета‖, ―Нарисуй в точности предмет‖. Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез. Раздел №10. Планирование работы. Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом. Раздел №11. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений. Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Раздел №12. Обобщение полученных данных. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: ―Учимся анализировать‖, ―Учимся выделять главное‖, ―Расположи материал в определенной последовательности‖. Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное. Раздел №13. Подготовка к защите. Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению». Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка. Коллективное обсуждение проблем: ―Что такое защита‖, ―Как правильно делать доклад‖, ―Как отвечать на вопросы‖. Раздел №14. Защита проектов. Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 5 КЛАСС ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 КЛАСС Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: Гражданского воспитания: формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Патриотического воспитания: -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; Духовно-нравственного воспитания: - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; Эстетического воспитания: - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Физического воспитания, формирования ЗОЖ и эмоционального благополучия: -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.; Ценностей научного познания: - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 КЛАСС Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися базовые учебные действия (познавательные, коммуникативные и регулятивные), способность их использования в процессе учебной и межличностной деятельности. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: - выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); - устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; - с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; - предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; - выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; - выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; - делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; - самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; - формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; - формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; - прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: - применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; - находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; - оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; - эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; - выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы; - выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; - оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; - сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: - выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; - ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); - самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; - составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; - делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; - учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; - объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; - вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; - оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: - различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; - выявлять и анализировать причины эмоций; - ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; - регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; - признавать свое право на ошибку и такое же право другого; - принимать себя и других, не осуждая; - открытость себе и другим; - осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 КЛАСС - основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); - понятия цели, объекта и гипотезы исследования; - основные источники информации; - правила оформления списка использованной литературы; - правила классификации и сравнения; - способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты); - источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета); - правила сохранения информации, приемы запоминания. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 5 КЛАСС № п/п Тема Колво часов 1 Что такое 1 проект Лекция; беседы 2 Пробле ма – это… Лекция; беседы 1 Форма проведения занятий Электронные (цифровые) образовательны е ресурсы https://globallab.o rg/ru/project/catal og/ https://globallab.o rg/ru/ 3 Как мы 1 познаем мир 4 Удивитель 1 ный вопрос 5 Учимся выдвигат ь гипотезы 1 6 Источник и информац ии 1 7 Выбор 1 темы исследован ия 8 9 10 11 практическое занятие; познавательные игры; беседы практические занятия с элементами дидактических и раздаточных материалов; беседы Практическое занятие; беседы https://globallab.o rg/ru/project/catal og/ практические занятия с элементами раздаточных материалов; беседы практические занятия; беседы https://globallab.o rg/ru/project/catal og/ Цели и 1 задачи исследован ия Лекция; беседа https://globallab.o rg/ru/project/catal og/ Методы 1 исследован ия. Мыслитель ные операции Планирова 1 ние работы Лекция; беседа https://globallab.o rg/ru/project/catal og/ Работа с 1 литературо й. Сбор исследоват ельской информаци и Практическое занятие https://globallab.o rg/ru/project/catal og/ https://globallab.o rg/ru/project/catal og/ https://globallab.o rg/ru/project/catal og/ https://globallab.o rg/ru/project/catal og/ Практическое занятие https://globallab.o rg/ru/project/catal og/ 12 13 14 Обобщени 2 е полученны х данных. Оформлен ие работ. Практичес 2 кая работа по защите проектов «Стенгазет а. 5 класс» Защита 2 проектов Итого 17 Практическое занятие https://globallab.o rg/ru/project/catal og/ Практическое занятие https://globallab.o rg/ru/project/catal og/ Практическое занятие https://globallab.o rg/ru/project/catal og/