ЭК_Физика_11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
по физике в 11 классе
«Физический практикум»

Учитель – Сергеева И. В.
Высшая квалификационная категория

с. Строевское
2023 год

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по физике в 11 классе разработана на основе:
1) Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413);
В соответствии с
2) Приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 "О федеральном перечне учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
3) примерной образовательной программой СОО;
4) ООП СОО МБОУ «Строевская СОШ»
5) авторской программой Г.Я.Мякишева 2006 года (сборник программ для общеобразовательных
учреждений: Физика 10-11 кл., М. «Просвещение» 2006г.),
6) учебным планом МБОУ «Строевская СОШ» на 2023-2024 учебный год;
7) «Положением о рабочей программе педагога» МБОУ «Строевская СОШ»
Программа на уровне среднего общего образования составлена на основе авторской программы
Г.Я. Мякишева «Физика 10 – 11 классы» / Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев / Сборник программ для
общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение»2011 - примерной программы среднего
(полного) общего образования по физике (базовый уровень); ориентирована на использование УМК:
Физика. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев,
Н.Н.Сотский / М.: Просвещение, 2010.
Программа предназначена для оказания помощи учащимся в решении задач по физике; даѐт
возможность учащимся, изучающим физику на базовом уровне (2 часа в неделю), закрепить навыки
решения задач; предоставляет учащимся, которые выбрали физику либо на экзамен, либо для будущей
профессии, возможности иметь достаточный уровень подготовки по предмету.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цели:
1. Развитие интереса к физике и решению физических задач;
2. Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
3. Подготовка к ЕГЭ.
Задачи:
• сформировать у учащихся умения: применять физические знания различного уровня общности,
таких как конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов,
методологических принципов физики к решению задач; использовать при решении задач
методологические функции физической теории: объяснительной, предсказательной,
регулятивной, нормативной; составлять задачи по различным темам курса, а также
переформулировать - упрощать условие решаемой задачи;
 развить у
учащихся умения применять методы экспериментальной, теоретической и
вычислительной физики к решению задач;
• сформировать у учащихся навыки познавательной деятельности при обучении
решению задач как учебной модели исследовательской деятельности;
• ознакомить учащихся с усилением роли качественных и оценочных методов
решения задач, математического моделирования;
• воспитать навыки сотрудничества в процессе совместной работы.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
После изучения данного элективного предмета учащиеся должны знать:

 способы решения задач различных типов;
 основные законы и формулы, необходимые для решения задач;
 стандартные алгоритмы решения задач.
После изучения данного элективного предмета учащиеся должны уметь:
 владеть физической терминологией;
 чѐтко представлять сущность описанных в задаче процессов;
 решать расчѐтные задачи различных типов;
 строить графики при решении задач на движение;
 пользоваться справочной литературой при нахождении значений необходимых величин.
Содержание программы
Электрическое и магнитное поля (4 часа)
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами
сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов,
энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и
магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного
зонда и другого оборудования.
Постоянный электрический ток в различных средах (5 часов)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи
разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона
Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного
соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение
фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении
сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д.
Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах,
полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные,
экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные
задачи.
Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную
температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели
освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели
«черного ящика».
Электромагнитные колебания и волны (25 часов)
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной
индукции, правило Ленца, индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока,
электрические машины, трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение,
преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала,
оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения.
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование,
приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с
использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для
изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости,
генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности, модель передачи
электроэнергии и др.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока

Кол-во
часов

Электрическое и магнитное поля (4ч)
Решение задач на описание электрического поля
1ч
Решение задач на описание систем конденсаторов
1ч
Решение задач на описание магнитного поля
1ч
Решение задач по темам «Сила Ампера. Сила Лоренца»
1ч
Постоянный электрический ток в различных средах (5ч)
5/1
Решение задач на расчет сопротивления сложных эл. цепей
1ч
6/2
Решение задач на закон Ома для участка цепи
1ч
7/3
Решение задач на закон Ома для полной цепи
1ч
8/4
Решение задач на применение закона Джоуля-Ленца
1ч
9/5
Решение задач на законы послед. и параллельного соединения
1ч
Электромагнитные колебания и волны (25ч)
10/1
Решение задач по темам «Магнитная индукция. Магнитный поток»
1ч
11/2
Решение задач на применение правила Ленца
1ч
12/3
Решение задач на закон электромагнитной индукции
1ч
13/4
Решение задач по теме «ЭДС индукции в движущихся проводниках»
1ч
14/5
Решение задач по теме «Самоиндукция. Индуктивность»
1ч
15/6
Решение задач на нахождение энергии магнитного поля тока
1ч
16/7
Решение задач на колебания математического маятника
1ч
17/8
Решение задач на превращение энергии при гармонических колебаниях
1ч
18/9
Решение задач по теме «Вынужденные колебания. Резонанс»
1ч
19/10
Решение задач на превращение энергии при электрических колебаниях
1ч
20/11
Решение задач на переменный электрический ток
1ч
21/12
Решение задач по теме «Ёмкость и индуктивность в цепи переменного тока»
1ч
22/13
Решение задач по теме «Резонанс в электрической цепи»
1ч
23/14
Решение задач по теме «Генерирование электрической энергии.
1ч
Трансформаторы»
24/15
Решение задач на нахождение длины и скорости мех. волн
1ч
25/16
Рассмотрение свойств электромагнитных волн, радиоволн
1ч
26/17
Решение задач на закон отражения света, полное отражение
1ч
27/18
Решение задач на закон преломления света
1ч
28/19
Решение задач по теме «Линза. Построение изображения в линзе»
1ч
29/20
Решение задач на применение формулы тонкой линзы
1ч
30/21
Решение задач на дисперсию, интерференцию света
1ч
31/22
Решение задач по теме «Дифракционная решетка»
1ч
32/23
Рассмотрение постулатов теории относительности. Классификация задач по
1ч
СТО, примеры их решения
33/24
Решение задач на связь между массой и энергией
1ч
34/25
Урок – обобщение
1ч
Учебно-методический комплект:
1. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П.7-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2014. –192 с.
2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-10. – М.:Просвещение,2018
3. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11. – М.:Просвещение,2019
4. ФИПИ. Открытый банк заданий - http://www.fipi.ru
5. Сдам ГИА. Решу ЕГЭ - https://phys-ege.sdamgia.ru/
1/1
2/2
3/3
4/4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».