ЭК_информатика_11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного учебного предмета
по информатике в 11 классе
«Практическая информатика»

с. Строевское, 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по ифнорматике в 11 классе разработана на основе:
1) Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413);
В соответствии с
2) Приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 "О федеральном перечне учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
3) примерной образовательной программой СОО;
4) ООП СОО МБОУ «Строевская СОШ»
5) авторской программой Г.Я.Мякишева 2006 года (сборник программ для общеобразовательных
учреждений: Физика 10-11 кл., М. «Просвещение» 2006г.),
6) учебным планом МБОУ «Строевская СОШ» на 2023-2024 учебный год;
7) «Положением о рабочей программе педагога» МБОУ «Строевская СОШ»
Элективный курс «Практическая информатика» направлен на подготовку обучающихся к КЕГЭ
по информатике. Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования, ФЗ «Об образовании», с учетом учебного
плана ОУ.
Целью настоящего курса является подготовка учащихся к единому государственному экзамену по
информатике и ИКТ.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
– сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного
экзамена;
– изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;
сформировать умение работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в
целом;
– сформировать умение эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
– сформировать умение правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
Общая характеристика учебного курса
Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого
государственного экзамена.
Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся не только познакомиться со
структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе,
выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ЕГЭ.
Общий объем курса – 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты
В ходе изучения курса достигаются следующие образовательные результаты, сформированные в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования.
Метапредметные результаты:
– умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
– умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать
позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
– владение навыками разрешения проблем;
– способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
– умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением техники безопасности,
гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

– владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач
и средств их достижения.
Личностные результаты:
– формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению;
– формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы
значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способности ставить цели и строить
жизненные планы.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:
– формирование представления об особенностях проведения, о структуре и содержании КИМов ЕГЭ по
информатике;
– формирование навыков и умений эффективно распределять время на выполнение заданий различных
типов;
– применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим
блокам по информатике: подсчитывать информационный объѐм сообщения; осуществлять перевод из
одной системы счисления в другую;
– осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах
счисления;
– использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании; строить и
преобразовывать логические выражения;
– строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему;
– использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;
– писать программы.
Содержание учебного курса
1. Математические основы информатики
Тема 1. Кодирование информации
Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации. Правило Фано.
Кодирование звуковой информации. Кодирование растровой графической информации. Измерение
количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации
– кодировать и декодировать информацию
Учащиеся должны знать
– методы измерения количества информации
– определять объѐм памяти, необходимый для
хранения звуковой и графической информации
– подсчитывать информационный объѐм
сообщения
Учащиеся должны уметь:
Тема 2. Системы счисления
Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы счисления с другим
основанием и обратно. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Выполнение
действий над числами, записанных вне десятичных системах счисления.
– о записи целых чисел в позиционных системах
Учащиеся должны знать:
– о записи целых чисел в двоичной,
счисления с различными основаниями.
восьмеричной и шестнадцатеричной системах
Учащиеся должны уметь:
счисления;
– записывать целые числа в позиционных
системах счисления с различными основаниями.
Тема 3. Основы логики
Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные логические операции:
отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция. Основные законы алгебры логики, их
использование для преобразования логических выражений. Логические игры. Нахождение выигрышной
стратегии.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
– основные понятия и законы математической
– строить и анализировать таблицы истинности;
логики.
– преобразовывать логические выражения;
– строить дерево игры по заданному алгоритму
и обосновать выигрышную стратегию.

Тема 4. Моделирование
Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде.
Учащиеся должны уметь:
– сопоставить таблицу и схему, соответствующие одному и тому же графу
– находить количество путей в графе, удовлетворяющих заданным требованиям
2. Информационные и коммуникационные технологии
Тема 1. Электронные таблицы и базы данных
Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля. Электронные таблицы, формулы,
абсолютные и относительные адреса ячеек
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
– способы представления информации в базах
– обрабатывать числовую информацию в
данных.
электронных таблицах.
Тема 2. Компьютерные сети
IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция. Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и
исключений.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
– базовые принципы сетевой адресации.
– осуществлять поиск информации в сети
Интернет.
3. Алгоритмизация и программирование
Тема 1. Исполнение алгоритмов. Программирование
Тема 2. Задания по программированию с развернутым ответом
Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов, цикл, ветвление.
Синтаксис, типы данных, операции, выражения языка программирования (Python), команды
исполнителя «Черепаха». Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций. Использование
стандартных библиотек. Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию,
сортировка.
– исполнять рекурсивный алгоритм;
Учащиеся должны знать:
– формальное исполнение алгоритма,
– исполнять алгоритм для конкретного
записанного на естественном языке, или умение
исполнителя с фиксированным набором команд;
создавать линейный алгоритм для формального
– работать с массивами;
исполнителя с ограниченным набором команд;
– анализировать алгоритм, содержащего цикл и
– основные конструкции языка
ветвление;
программирования, понятия переменной,
– анализировать программу, использующую
оператора присваивания.
процедуры и функции;
– анализировать результат исполнения
алгоритма.
Учащиеся должны уметь:
– прочесть фрагмент программы на языке
– составить алгоритм и записать его в виде
программирования и исправить допущенные
простой программы на языке
ошибки;
программирования;
– создавать собственные программы для
решения задач средней сложности.

Поурочное планирование

Тема урока

Кол-во
часов

Модуль 1. Математические основы информатики

16

1.1 Кодирование информации

4

1

Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации.
Правило Фано

1

2

Кодирование растровой графической информации

1

3

Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению количества
информации

1

4

Решение заданий (№5,9,10,13)

1

1.2 Системы счисления

4

5

Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы
счисления с другим основанием и обратно

1

6

Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления

1

7

Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных системах счисления

1

8

Решение заданий (№1,16)

1

1.3 Основы логики

6

9

Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные
логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция

1

10

Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования логических
выражений

1

11 Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии

1

12 Решение заданий (№2,18)

1

13 Решение заданий (№23)

1

14 Решение заданий (№26)

1

1.4 Моделирование

2

15 Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде

1

16 Решение заданий (№3,15)

1

Модуль 2. Информационные и коммуникационные технологии

6

2.1 Электронные таблицы и базы данных

3

17 Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля

1

18 Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек

1

19 Решение заданий (№4,7)

1

2.2 Компьютерные сети

3

20 IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция

1

21 Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений

1

22 Решение заданий (№12,17)

1

23

Модуль 3.Алгоритмизация и программирование

10

3.1 Исполнение алгоритмов Программирование

7

Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов,
цикл, ветвление

1

24 Синтаксис, типы данных, операции, выражения ЯП Python
25

Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций. Использование
стандартных библиотек

1
1

26 Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка

1

27 Решение заданий (№6,8,11,14,19,20)

1

28 Решение заданий (№21)

1

29 Решение заданий (№22)

1

3.2 Задания по программированию с развернутым ответом

3

30 Задания по программированию с развернутым ответом (№24)

1

31 Задания по программированию с развернутым ответом (№25)

1

32 Задания по программированию с развернутым ответом (№27)

1

Тренинг по вариантам
33

Выполнение тренировочного варианта

34

2
1
1

Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации предполагаемого учебного курса можно использовать отдельные издания в виде
учебного и методического пособий:
1. ЕГЭ 2024. Информатика. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к
единому государственному экзамену / Д.М. Ушаков. – Москва: АСТ, 2019.
2. ЕГЭ 2023. Информатика. 16 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от
разработчиков ЕГЭ / В.Р. Лещинер. – М.: Издательство «Экзамен», 2020.
3. Электронные ресурсы: ФИПИ - ФГБНУ «ФИПИ» (fipi.ru), СДАМ ГИА - ЕГЭ−2024, Информатика:
задания, ответы, решения (sdamgia.ru), Подготовка к ЕГЭ-2024 по информатике, разбор задач ЕГЭ2024 по информатике, материалы для подготовки к ЕГЭ (kpolyakov.spb.ru)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».