РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного учебного предмета по информатике в 11 классе «Практическая информатика» с. Строевское, 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса по ифнорматике в 11 классе разработана на основе: 1) Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413); В соответствии с 2) Приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования 3) примерной образовательной программой СОО; 4) ООП СОО МБОУ «Строевская СОШ» 5) авторской программой Г.Я.Мякишева 2006 года (сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл., М. «Просвещение» 2006г.), 6) учебным планом МБОУ «Строевская СОШ» на 2023-2024 учебный год; 7) «Положением о рабочей программе педагога» МБОУ «Строевская СОШ» Элективный курс «Практическая информатика» направлен на подготовку обучающихся к КЕГЭ по информатике. Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, ФЗ «Об образовании», с учетом учебного плана ОУ. Целью настоящего курса является подготовка учащихся к единому государственному экзамену по информатике и ИКТ. Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: – сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена; – изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету; сформировать умение работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; – сформировать умение эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; – сформировать умение правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом. Общая характеристика учебного курса Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена. Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ЕГЭ. Общий объем курса – 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Планируемые результаты В ходе изучения курса достигаются следующие образовательные результаты, сформированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования. Метапредметные результаты: – умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; – умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; – владение навыками разрешения проблем; – способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; – умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением техники безопасности, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; – владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Личностные результаты: – формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способности ставить цели и строить жизненные планы. В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на: – формирование представления об особенностях проведения, о структуре и содержании КИМов ЕГЭ по информатике; – формирование навыков и умений эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; – применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике: подсчитывать информационный объѐм сообщения; осуществлять перевод из одной системы счисления в другую; – осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; – использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании; строить и преобразовывать логические выражения; – строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему; – использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи; – писать программы. Содержание учебного курса 1. Математические основы информатики Тема 1. Кодирование информации Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации. Правило Фано. Кодирование звуковой информации. Кодирование растровой графической информации. Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации – кодировать и декодировать информацию Учащиеся должны знать – методы измерения количества информации – определять объѐм памяти, необходимый для хранения звуковой и графической информации – подсчитывать информационный объѐм сообщения Учащиеся должны уметь: Тема 2. Системы счисления Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы счисления с другим основанием и обратно. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных системах счисления. – о записи целых чисел в позиционных системах Учащиеся должны знать: – о записи целых чисел в двоичной, счисления с различными основаниями. восьмеричной и шестнадцатеричной системах Учащиеся должны уметь: счисления; – записывать целые числа в позиционных системах счисления с различными основаниями. Тема 3. Основы логики Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция. Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования логических выражений. Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: – основные понятия и законы математической – строить и анализировать таблицы истинности; логики. – преобразовывать логические выражения; – строить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию. Тема 4. Моделирование Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде. Учащиеся должны уметь: – сопоставить таблицу и схему, соответствующие одному и тому же графу – находить количество путей в графе, удовлетворяющих заданным требованиям 2. Информационные и коммуникационные технологии Тема 1. Электронные таблицы и базы данных Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля. Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: – способы представления информации в базах – обрабатывать числовую информацию в данных. электронных таблицах. Тема 2. Компьютерные сети IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция. Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: – базовые принципы сетевой адресации. – осуществлять поиск информации в сети Интернет. 3. Алгоритмизация и программирование Тема 1. Исполнение алгоритмов. Программирование Тема 2. Задания по программированию с развернутым ответом Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов, цикл, ветвление. Синтаксис, типы данных, операции, выражения языка программирования (Python), команды исполнителя «Черепаха». Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций. Использование стандартных библиотек. Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка. – исполнять рекурсивный алгоритм; Учащиеся должны знать: – формальное исполнение алгоритма, – исполнять алгоритм для конкретного записанного на естественном языке, или умение исполнителя с фиксированным набором команд; создавать линейный алгоритм для формального – работать с массивами; исполнителя с ограниченным набором команд; – анализировать алгоритм, содержащего цикл и – основные конструкции языка ветвление; программирования, понятия переменной, – анализировать программу, использующую оператора присваивания. процедуры и функции; – анализировать результат исполнения алгоритма. Учащиеся должны уметь: – прочесть фрагмент программы на языке – составить алгоритм и записать его в виде программирования и исправить допущенные простой программы на языке ошибки; программирования; – создавать собственные программы для решения задач средней сложности. Поурочное планирование Тема урока Кол-во часов Модуль 1. Математические основы информатики 16 1.1 Кодирование информации 4 1 Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации. Правило Фано 1 2 Кодирование растровой графической информации 1 3 Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации 1 4 Решение заданий (№5,9,10,13) 1 1.2 Системы счисления 4 5 Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы счисления с другим основанием и обратно 1 6 Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления 1 7 Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных системах счисления 1 8 Решение заданий (№1,16) 1 1.3 Основы логики 6 9 Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция 1 10 Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования логических выражений 1 11 Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии 1 12 Решение заданий (№2,18) 1 13 Решение заданий (№23) 1 14 Решение заданий (№26) 1 1.4 Моделирование 2 15 Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде 1 16 Решение заданий (№3,15) 1 Модуль 2. Информационные и коммуникационные технологии 6 2.1 Электронные таблицы и базы данных 3 17 Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля 1 18 Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек 1 19 Решение заданий (№4,7) 1 2.2 Компьютерные сети 3 20 IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция 1 21 Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений 1 22 Решение заданий (№12,17) 1 23 Модуль 3.Алгоритмизация и программирование 10 3.1 Исполнение алгоритмов Программирование 7 Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов, цикл, ветвление 1 24 Синтаксис, типы данных, операции, выражения ЯП Python 25 Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций. Использование стандартных библиотек 1 1 26 Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка 1 27 Решение заданий (№6,8,11,14,19,20) 1 28 Решение заданий (№21) 1 29 Решение заданий (№22) 1 3.2 Задания по программированию с развернутым ответом 3 30 Задания по программированию с развернутым ответом (№24) 1 31 Задания по программированию с развернутым ответом (№25) 1 32 Задания по программированию с развернутым ответом (№27) 1 Тренинг по вариантам 33 Выполнение тренировочного варианта 34 2 1 1 Перечень учебно-методического обеспечения Для реализации предполагаемого учебного курса можно использовать отдельные издания в виде учебного и методического пособий: 1. ЕГЭ 2024. Информатика. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену / Д.М. Ушаков. – Москва: АСТ, 2019. 2. ЕГЭ 2023. Информатика. 16 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / В.Р. Лещинер. – М.: Издательство «Экзамен», 2020. 3. Электронные ресурсы: ФИПИ - ФГБНУ «ФИПИ» (fipi.ru), СДАМ ГИА - ЕГЭ−2024, Информатика: задания, ответы, решения (sdamgia.ru), Подготовка к ЕГЭ-2024 по информатике, разбор задач ЕГЭ2024 по информатике, материалы для подготовки к ЕГЭ (kpolyakov.spb.ru)