МБОУ «Строевская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
для 9 класса
Учитель – Сергеева И. В.
Высшая квалификационная категория
2021-2022 учебный год
с. Строевское
1. Пояснительная записка
Цельизучения информатики в 9 классе - формирование ИКТ-компетентности учащихся.
Задачи курса:
формирование информационной и алгоритмической культуры; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и
записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения
соблюдать нормы информационной этики и права.
Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена на основе программы:
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»
Учебно-методический комплекс:
1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
3. И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2012.
Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) (включен в Единую коллекцию ЦОР).
Программа рассчитана на один учебный год: 1 час в неделю, 34 часа в год.
Практическая часть программы: ПР – 17, КР – 3 (+ стартовая КР).
Практическая часть
№ п/п
1.
2.
3.
Итого
Учебная тема
Управление и алгоритмы
Введение в программирование
Информационные технологии и общество
Подведение итогов года
Тематика проектов:
История языков программирования.
Что такое кибернетика?
Искусственный интеллект уже реальность?
Количество часов
Всего
ПР
Тест
13
7
1
16
10
1
4
1
1
34
17
3
Решение задач прогнозирования на Паскале.
КИМ:
И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2012.
№
1
Название темы
Управление и алгоритмы
Содержание воспитания
Экологическое воспитание: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой, умение оценивать свои действия с возможных глобальных последствий.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
2
Введение в
программирование
Трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач технологической
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
Ценности научного познания: овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия, овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира.
3
Информационные
технологии и общество
Экологическое воспитание: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В 7-9 КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате освоения курса информатики в 7—9 классах учащиеся получат представление:
о понятии «информация» — одном из основных понятий современной науки; о понятии «данные» и о других базовых понятиях, связанных с
хранением, обработкой и передачей информации;
о методах представления (кодирования) и алгоритмах обработки данных, о способах разработки и программной реализации простейших алгоритмов;
о математических и компьютерных моделях, их использовании в науке и технике;
о современных компьютерах — универсальных устройствах обработки информации, связанных в локальные и глобальные компьютерные сети;
о мировых и национальных стандартах в сфере информатики и информационно-компьютерных технологий (ИКТ);
о применении компьютеров в научно-технических исследованиях;
о мировых сетях распространения и обмена информацией, об авторском праве и других юридических и моральных аспектах создания и использования
интеллектуальной собственности в современном мире;
о различных видах программного обеспечения и сервисов по обработке информации;
о существовании вредоносного программного обеспечения и средствах защиты от него;
о направлениях развития компьютерной техники (суперкомпьютеры, мобильные вычислительные устройства и др.).
У выпускников будут сформированы:
основы алгоритмической культуры;
умение составлять простейшие программы обработки числовых данных;
базовые навыки и умения, необходимые для работы с основными видами программных систем и сервисов;
базовые навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ;
начальные представления о необходимости учѐта юридических аспектов любого использования ИКТ, о нормах информационной этики.
Обучающиеся познакомятся с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
получат опыт написания и отладки программ в выбранной среде программирования.
9 класс
Тема
1. Управление и
алгоритмы
Выпускник научится:
o понимать, что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
o понимать сущность кибернетической схемы управления с обратной связью;
назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
o понимать, что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах
управления;
o определять в чем состоят основные свойства алгоритма;
o способам записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
o понимать основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл;
структуры алгоритмов;
o определять назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения
сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный
(библиотечный) метод.
Выпускник получит возможность научиться:
o при анализе простых ситуаций управления
определять механизм прямой и обратной связи;
o пользоваться языком блок-схем, понимать
описания алгоритмов на учебном
алгоритмическом языке;
o выполнить трассировку алгоритма для
известного исполнителя;
o составлять линейные, ветвящиеся и
циклические алгоритмы управления одним из
учебных исполнителей;
o выделять подзадачи; определять и
использовать вспомогательные алгоритмы.
2. Введение в
программирование
3. Информационные
технологии и общество
o основным видам и типам величин;
o определять назначение языков программирования;
o понимать, что такое трансляция;
o определять назначение систем программирования;
o правилам оформления программы на Паскале;
o правилам представления данных и операторов на Паскале;
o устанавливать последовательность выполнения программы в системе
программирования.
o основным этапам развития средств работы с информацией в истории человеческого
общества;
o основным этапам развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного
обеспечения;
o определять в чем состоит проблема безопасности информации;
o понимать какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных
ресурсов.
o работать с готовой программой на Паскале;
o составлять несложные линейные, ветвящиеся
и циклические программы;
o составлять несложные программы
обработки одномерных массивов;
o отлаживать, и исполнять программы в
системе программирования.
o регулировать свою информационную
деятельность в соответствие с этическими и
правовыми нормами общества.
Содержание учебного предмета:
«Управление и алгоритмы»
Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система
команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и
циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
«Введение в программирование»
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня
(ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов:
присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с
использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Представление о структурах
данных. Примеры задач с использованием графов, деревьев, строк.
«Информационные технологии и общество»
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного
общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной
сфере. Стандарты в сфере информатики и ИКТ. Примеры стандартов докомпьютерной и компьютерной эры. Личная информация, средства еѐ защиты.
Организация личного информационного пространства.
Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты использования
компьютеров и средств связи.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Дата
Тема урока
Календарно-тематическое планирование
Основные виды деятельности
Тема «Управление и алгоритмы» (13 часов)
Стартовая КР. Кибернетическая модель управления. Управление без
анализировать систему отношений в школе,
обратной связи.
семье, обществе с позиций управления;
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, анализировать систему отношений в живой
природе и технических системах с позиций
среда, система команд, режимы работы
управления;
ПР-1: Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных
определять в простых ситуациях механизмы
алгоритмов.
прямой и обратной связи;
Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и анализировать интерфейс программного
сборочный метод
средства с позиций исполнителя, его среды
ПР-2: Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование функционирования, системы команд и
системы отказов;
вспомогательных алгоритмов.
Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с работать с программами-конструкторами,
обучающими программами и их анализ с
предусловием.
позиций исполнителя;
ПР-3: Работа с учебным исполнителем алгоритмов
работать с программами, моделирующими
ПР-4: Работа с циклами.
деятельность исполнителей;
Ветвления. Использование двухшаговой детализации
проводить компьютерные эксперименты;
ПР-5: Использование метода последовательной детализации для
знакомство с разными формами отказов, их
построения алгоритма.
сравнение;
ПР-6: Использование ветвлений.
формально выполнять действия в
ПР-7: Зачѐтное задание по алгоритмизации.
соответствии с инструкцией.
Тест 1 «Управление и алгоритмы».
Тема «Введение в программирование» (16 часов)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные определять по выбранному методу
типы, присваивание, ввод и вывод данных
решения задачи, какие алгоритмические
Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на конструкции могут войти в алгоритм;
определять для решения какой задачи
языке Паскаль.
предназначен
алгоритм
(интерпретация
ПР-8:
Операторы
ввода,
вывода,
присваивания.
Линейные блок-схем);
вычислительные алгоритмы
сопоставлять
различные
алгоритмы
ПР-9: Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, решения одной задачи, в том числе с позиций
выполнение, тестирование.
эстетики;
Д/З
§1
§§3,4
§3
§5
§5
§2
§2
§6
§6
§7
§7
§§ 1-7
§§ 8,9
§§10,11
§11
§11
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
ПР-10: Разработка линейных алгоритмов.
строить алгоритмы решения задачи с §11
использованием основных алгоритмических §§12,13
Оператор ветвления. Логические операции на Паскале
ПР-11: Разработка программы на языке Паскаль с использованием конструкций;
§14
составлять
блок-схему
решения
задачи;
операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений.
преобразовывать один способ записи
Циклы на языке Паскаль
§15
алгоритма в другой;
ПР-12: Разработка программ c использованием цикла с предусловием.
§§15,16
исполнять алгоритм;
ПР-13: Сочетание циклов и ветвлений
строить различные алгоритмы решения §16
ПР-14: Одномерные массивы в Паскале
задачи как реализацию различных методов §§17,18
ПР-15: Разработка программ обработки одномерных массивов.
§19
решения данной задачи;
отлаживать и тестировать программы.
Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале.
§20
ПР-16: Поиск чисел в массиве
§20
ПР-17: Сортировка массива.
§21
§§8-21
Тест 2 «Программное управление работой компьютера».
Тема «Информационные технологии и общество» (4 часа)
Предыстория информатики. История ЭВМ,
оценивать и организовывать информацию, в том числе получаемую из § §§
программного обеспечения и ИКТ
средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью: 22-24
использовать ссылки и цитирование источников информации; §§
Социальная информатика: информационные
анализировать и сопоставлять различные источники;
ресурсы, информационное общество
25,26
использовать информационные ресурсы общества в познавательной и § 27
Социальная информатика: информационная
практической деятельности;
безопасность
организовывать индивидуальную информационную среду;
Социальная информатика: перспективы
§§
организовывать индивидуальную информационную безопасность.
развития
22-27
Тест 3 итоговый