МБОУ «Строевская средняя общеобразовательная школа» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике для 9 класса Учитель – Сергеева И. В. Высшая квалификационная категория 2021-2022 учебный год с. Строевское 1. Пояснительная записка Цельизучения информатики в 9 классе - формирование ИКТ-компетентности учащихся. Задачи курса: формирование информационной и алгоритмической культуры; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена на основе программы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» Учебно-методический комплекс: 1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 2. Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 3. И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) (включен в Единую коллекцию ЦОР). Программа рассчитана на один учебный год: 1 час в неделю, 34 часа в год. Практическая часть программы: ПР – 17, КР – 3 (+ стартовая КР). Практическая часть № п/п 1. 2. 3. Итого Учебная тема Управление и алгоритмы Введение в программирование Информационные технологии и общество Подведение итогов года Тематика проектов: История языков программирования. Что такое кибернетика? Искусственный интеллект уже реальность? Количество часов Всего ПР Тест 13 7 1 16 10 1 4 1 1 34 17 3 Решение задач прогнозирования на Паскале. КИМ: И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. № 1 Название темы Управление и алгоритмы Содержание воспитания Экологическое воспитание: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, умение оценивать свои действия с возможных глобальных последствий. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие. 2 Введение в программирование Трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач технологической направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Ценности научного познания: овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия, овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира. 3 Информационные технологии и общество Экологическое воспитание: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В 7-9 КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В результате освоения курса информатики в 7—9 классах учащиеся получат представление: о понятии «информация» — одном из основных понятий современной науки; о понятии «данные» и о других базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей информации; о методах представления (кодирования) и алгоритмах обработки данных, о способах разработки и программной реализации простейших алгоритмов; о математических и компьютерных моделях, их использовании в науке и технике; о современных компьютерах — универсальных устройствах обработки информации, связанных в локальные и глобальные компьютерные сети; о мировых и национальных стандартах в сфере информатики и информационно-компьютерных технологий (ИКТ); о применении компьютеров в научно-технических исследованиях; о мировых сетях распространения и обмена информацией, об авторском праве и других юридических и моральных аспектах создания и использования интеллектуальной собственности в современном мире; о различных видах программного обеспечения и сервисов по обработке информации; о существовании вредоносного программного обеспечения и средствах защиты от него; о направлениях развития компьютерной техники (суперкомпьютеры, мобильные вычислительные устройства и др.). У выпускников будут сформированы: основы алгоритмической культуры; умение составлять простейшие программы обработки числовых данных; базовые навыки и умения, необходимые для работы с основными видами программных систем и сервисов; базовые навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ; начальные представления о необходимости учѐта юридических аспектов любого использования ИКТ, о нормах информационной этики. Обучающиеся познакомятся с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; получат опыт написания и отладки программ в выбранной среде программирования. 9 класс Тема 1. Управление и алгоритмы Выпускник научится: o понимать, что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки; o понимать сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме; o понимать, что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления; o определять в чем состоят основные свойства алгоритма; o способам записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; o понимать основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов; o определять назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод. Выпускник получит возможность научиться: o при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; o пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; o выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя; o составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей; o выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы. 2. Введение в программирование 3. Информационные технологии и общество o основным видам и типам величин; o определять назначение языков программирования; o понимать, что такое трансляция; o определять назначение систем программирования; o правилам оформления программы на Паскале; o правилам представления данных и операторов на Паскале; o устанавливать последовательность выполнения программы в системе программирования. o основным этапам развития средств работы с информацией в истории человеческого общества; o основным этапам развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения; o определять в чем состоит проблема безопасности информации; o понимать какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов. o работать с готовой программой на Паскале; o составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; o составлять несложные программы обработки одномерных массивов; o отлаживать, и исполнять программы в системе программирования. o регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества. Содержание учебного предмета: «Управление и алгоритмы» Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. «Введение в программирование» Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Представление о структурах данных. Примеры задач с использованием графов, деревьев, строк. «Информационные технологии и общество» Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. Стандарты в сфере информатики и ИКТ. Примеры стандартов докомпьютерной и компьютерной эры. Личная информация, средства еѐ защиты. Организация личного информационного пространства. Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты использования компьютеров и средств связи. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Дата Тема урока Календарно-тематическое планирование Основные виды деятельности Тема «Управление и алгоритмы» (13 часов) Стартовая КР. Кибернетическая модель управления. Управление без анализировать систему отношений в школе, обратной связи. семье, обществе с позиций управления; Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, анализировать систему отношений в живой природе и технических системах с позиций среда, система команд, режимы работы управления; ПР-1: Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных определять в простых ситуациях механизмы алгоритмов. прямой и обратной связи; Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и анализировать интерфейс программного сборочный метод средства с позиций исполнителя, его среды ПР-2: Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование функционирования, системы команд и системы отказов; вспомогательных алгоритмов. Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с работать с программами-конструкторами, обучающими программами и их анализ с предусловием. позиций исполнителя; ПР-3: Работа с учебным исполнителем алгоритмов работать с программами, моделирующими ПР-4: Работа с циклами. деятельность исполнителей; Ветвления. Использование двухшаговой детализации проводить компьютерные эксперименты; ПР-5: Использование метода последовательной детализации для знакомство с разными формами отказов, их построения алгоритма. сравнение; ПР-6: Использование ветвлений. формально выполнять действия в ПР-7: Зачѐтное задание по алгоритмизации. соответствии с инструкцией. Тест 1 «Управление и алгоритмы». Тема «Введение в программирование» (16 часов) Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные определять по выбранному методу типы, присваивание, ввод и вывод данных решения задачи, какие алгоритмические Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на конструкции могут войти в алгоритм; определять для решения какой задачи языке Паскаль. предназначен алгоритм (интерпретация ПР-8: Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные блок-схем); вычислительные алгоритмы сопоставлять различные алгоритмы ПР-9: Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, решения одной задачи, в том числе с позиций выполнение, тестирование. эстетики; Д/З §1 §§3,4 §3 §5 §5 §2 §2 §6 §6 §7 §7 §§ 1-7 §§ 8,9 §§10,11 §11 §11 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 ПР-10: Разработка линейных алгоритмов. строить алгоритмы решения задачи с §11 использованием основных алгоритмических §§12,13 Оператор ветвления. Логические операции на Паскале ПР-11: Разработка программы на языке Паскаль с использованием конструкций; §14 составлять блок-схему решения задачи; операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений. преобразовывать один способ записи Циклы на языке Паскаль §15 алгоритма в другой; ПР-12: Разработка программ c использованием цикла с предусловием. §§15,16 исполнять алгоритм; ПР-13: Сочетание циклов и ветвлений строить различные алгоритмы решения §16 ПР-14: Одномерные массивы в Паскале задачи как реализацию различных методов §§17,18 ПР-15: Разработка программ обработки одномерных массивов. §19 решения данной задачи; отлаживать и тестировать программы. Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. §20 ПР-16: Поиск чисел в массиве §20 ПР-17: Сортировка массива. §21 §§8-21 Тест 2 «Программное управление работой компьютера». Тема «Информационные технологии и общество» (4 часа) Предыстория информатики. История ЭВМ, оценивать и организовывать информацию, в том числе получаемую из § §§ программного обеспечения и ИКТ средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью: 22-24 использовать ссылки и цитирование источников информации; §§ Социальная информатика: информационные анализировать и сопоставлять различные источники; ресурсы, информационное общество 25,26 использовать информационные ресурсы общества в познавательной и § 27 Социальная информатика: информационная практической деятельности; безопасность организовывать индивидуальную информационную среду; Социальная информатика: перспективы §§ организовывать индивидуальную информационную безопасность. развития 22-27 Тест 3 итоговый