Рабочая программа учебного курса_Биология. Проектно-исследовательская деятельность_7

МБОУ "Строевская СОШ "

Рабочая программа
учебного курса

«БИОЛОГИЯ 7 КЛАСС.
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

с. Строевское, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых
результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство
обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на
уроке, но и за его пределами.
Актуальность реализации данной программы обусловлена самой особенностью проектноисследовательской деятельности. Эта деятельность лежит в основе познавательного интереса
ребенка, является залогом умения планировать любые действия и важным условием успешной
реализации идей.
Программой предусмотрено формирование современного теоретического уровня знаний, а также
и практического опыта работы с лабораторным оборудованием, овладение приемами
исследовательской деятельности.
Цель курса: освоение основ организации и осуществления собственной проектноисследовательской деятельности, а также в приобретении необходимого опыта для работы над
индивидуальным исследованием или проектом.
Задачи:
– развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся в процессе
усвоения знаний об особенностях строения и жизнедеятельности растений, многообразии,
принципах классификации, значении растений в природе и в хозяйстве, развитии растительного
мира;
– овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить биологические опыты;
– формирование практических и теоретических навыков у учащихся;
– развитие способностей применения приобретённых знаний в повседневной жизни.
Место курса «Биология. Проектно-исследовательская деятельность» 7 класс в учебном плане:

На изучение курса отводится 34 часа, 1 час в неделю.
Содержание курса
Мы исследуем живые объекты (6 часов)
Свойства и строение живых организмов (строение клетки). Вид, особь – организм как единая
система. Адаптации (приспособления). Понятие гомеостаза живого организма. Способы его
поддержания.
Понятие вариативности признака. Исследовательские работы «Все ли (синицы, белки, березы и
т.д.) одинаковые? Фотоквест».
Ограничения морфологических и физиологических адаптаций. Почему организмы не становятся
бесконечно большими, маленькими, всеядным. Практическая работа «Составляем книгу рекордов
растений и животных нашего края».
Влияние окружающей среды на живые организмы (12 часов)
Факторы окружающей среды (абиотические, биотические, антропогенные). Примеры
абиотических факторов, оказывающих основное влияние на жизнедеятельность живых
организмов: температура, свет, влажность. Практическое занятие «Цвет и тепло» (кубики льда
взвесить, положить в чашки Петри на разноцветную бумагу, через 30 минут взвесить заново – кто
быстрее растаял). Практическое занятие «Что растворяется в воде» (эксперимент «Жидкий дом»).
Практическое занятие «Диффузия веществ в воде (растворы)», «Движение растворов по цветку».
Практическое занятие «Лед плавает в воде (айсберги, замерзание водоемов)». Практическое
занятие «Лед при замерзании расширяется» (разрушение камня (почвообразование), замерзание
клеток).
Основные закономерности приспособления живых организмов к абиотическим факторам.
Приспособления к основным абиотическим факторам: температура, влажность и свет.
Практическое занятие «Шуба» (кубики льда завернуть в разный материал, взвесить).
Практическое занятие «Пигменты» (можно разделить на ватмане красители из фломастеров».
Практическое занятие «Как животные плавают в воде» (Эксперимент с пипеткой).

Исследовательские работы «Влияние света (тепла, влажности, состава почвы) на растения в
естественных или искусственных условиях» (на доступном материале).
Взаимодействия живых организмов (4 часа)
Биотические факторы. Закономерности развития межвидовых взаимоотношений. Коэволюция
(хищник-жертва; паразит-хозяин) Эволюция стратегий добывания пищи. Социальность. Видывселенцы. Перечень растений- вредителей. Исследовательская работа «Наблюдения за
взаимоотношениями животных при добывании пищи (кормушки для птиц, для городских или
сельских животных). Веб-камеры». Исследовательская работа «Распространение видовсинантропов в нашей местности».
Человек в жизни растений и животных? (6 часов)
Антропогенные факторы. Правда ли, что первобытные люди жили в гармонии с природой.
Одомашнивание и приручение животных и растений. Зачем спасать вымирающие виды, как это
делать. Культурные растения и их дикие предки. Почему важно их сохранять. Разнообразие
культурных растений и их значение в жизни человека. Красная книга вашей территории. Особо
охраняемые территории, заповедники России и мира. Практическая работа «Разнообразие
культурных растений в вашем регионе».
Исследовательская работа «Влияние антропогенных факторов на развитие растений в
городе/населенном пункте».
Экскурсия/практическая работа «ООПТ в вашем регионе – уникальные объекты природы».
Экологические ниши (6 часов)
Биосфера – одна из важнейших оболочек Земли. Что такое «экологические ниши» и как они
формируются? Формирование знаний по биоразнообразию жизненных форм, поведенческих
приспособлений, модификационная изменчивость (на базовом уровне). Растительные сообщества
и их типы. Развитие и смены растительных сообществ.
Исследовательские работы «Экологические ниши вокруг тебя – описание факторов окружающей
среды». Исследовательские работы «Фенологические наблюдения»
Планируемые результаты
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: готовность к конструктивной совместной деятельности при
выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: отношение к биологии как к важной составляющей
культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической
науки.
В сфере духовно-нравственного воспитания: готовность оценивать поведение и поступки с
позиции нравственных норм и норм экологической культуры; понимание значимости
нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.
В сфере эстетического воспитания: понимание роли биологии в формировании эстетической
культуры личности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.
В сфере трудового воспитания: активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому
изучению профессий, связанных с биологией.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение биологических знаний при
решении задач в области окружающей среды; осознание экологических проблем и путей их
решения; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере понимания ценности научного познания: ориентация на современную систему научных
представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой;

понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения; развитие
научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской
деятельности.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: адекватная оценка
изменяющихся условий; принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся
условиях на основании анализа биологической информации; планирование действий в
новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
-выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
-устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений,
процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
-выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
-выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов;
-самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
-использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
-формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
-формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию,
мнение;
-проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта
(процесса) изучения,
-оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и
эксперимента;
-самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
-применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
-выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию
различных видов и форм представления;
-находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию)
в различных информационных источниках;
-запоминать и систематизировать биологическую информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения
практических и лабораторных работ;
-выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
-в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание
благожелательности общения;
-сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различия и
сходство позиций;
-публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента,
исследования, проекта);

Совместная деятельность (сотрудничество):
-понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
-уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
-планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и
иные);
-выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
В
сфере овладения
универсальными
учебными
регулятивными
действиями:
Самоорганизация:
-выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические
знания;
-ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений группой);
-самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
-составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом
биологическом объекте;
-делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
-владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
-давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
-объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
-вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
-оценивать соответствие результата цели и условиям.
Предметные результаты освоения программы
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-приобретение опыта использования методов биологической науки с целью изучения
биологических объектов, явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных
биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых
биологических приборов и инструментов;
-формирование умения интегрировать биологические знания со знаниями из других учебных
предметов (физики, химии, географии, истории, обществознания и т. д.);

формирование умений решать учебные задачи биологического содержания, выявлять причинноследственные связи, проводить качественные и количественные расчеты, делать выводы на
основании полученных результатов;
формирование умения планировать учебное исследование или проектную работу с учетом
поставленной цели: формулировать проблему, гипотезу и ставить задачи исследования, выбирать
адекватно поставленной цели методы, делать выводы по результатам исследования или проектной
деятельности;
формирование интереса к углублению биологических знаний (предпрофильная подготовка и
профессиональная ориентация) и выбору биологии как профильного предмета на ступени среднего
полного образования для будущей профессиональной деятельности, в области биологии, медицины,
экологии, психологии, ветеринарии, сельского хозяйства;
владение навыками работы с информацией естественно-научного содержания, представленной в
разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений),
критического анализа информации и оценки ее достоверности;
умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов; интерес к
углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного предмета на уровне
среднего общего образования для будущей профессиональной деятельности в области биологии,
медицины, экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, психологии,
искусства, спорта - иметь четкие представления о материалистической сущности геномов живых
организмов и регуляцию их работы;
знание основных факторов окружающей среды, влияющих на развитие и существование живых
организмов, адаптаций к факторам окружающей среды;
знание основных подходов биотехнологии, использования ее достижений в современной жизни
человека, особенности использования живых организмов для производственных нужд человека;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».