Рабочая программа_КВД_Функциональная грамотность_3

Рабочая программа
по учебному курсу внеурочной деятельности
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
3 класс

с. Строевское
2023

Пояснительная записка
Программа
соответствует
обновлѐнному
федеральному
государственному
образовательному стандарту начального общего образования (приказ № 286
Министерства просвещения РФ от 31.05.2021).
Программа спецкурса «Функциональная и финансовая грамотность» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, утверждѐнного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, приказом Министерства образования и
науки РФ № 1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный
Минобразования РФ от 6.10.2009 г. № 373», с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей
младших школьников.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса
программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В.
Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Литература:
1.Учение с увлечением. Функциональная деятельность Тренажѐр для школьников. 3 класс.
ООО «Планета», 2023.
Актуальность курса:
 курс формирует умения, необходимые для решения жизненных задач;
 умения быстро адаптироваться к изменению условий;
 быть способным находить решения из конфликтных ситуаций;
 знать и применять правила относительно своей же безопасности в отношении
своей личности;
 готовность быть способным и ориентированным в ценностях современного
общества, а также ориентирован на успешное прохождение международного
исследования PISSA.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как правило
ведется по четырѐм направлениям: читательская, математическая, финансовая и
естественно – научная.
Цель программы:
создавать условия для развития функциональной грамотности.
Цели и задачи блоков курса:
«Читательская грамотность»Целью –
 является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и
рефлексией на них,
 использования их содержания для достижения собственных целей,
 развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и
рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных
целей.
Задачи  умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
 умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;



умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
«Математическая грамотность» Целью –
 является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут,
 высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности,
присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Задачи:
 способность проводить математические рассуждения;
 способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
 способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
«Финансовая грамотность» Целью –
 является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
 формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
 представление о семейных расходах и доходах;
 умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
 представление о различных видах семейных доходов;
 представление о различных видах семейных расходов;
 представление о способах экономии семейного бюджета.
«Етественно-научная грамотность» Целью –
 является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть
исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов,
основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Задачи:
 способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
 способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Общая характеристика курса «Функциональная грамотность»
Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать,
анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных
источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь
дело с огромным потоком информации, чтобы уверенно ориентироваться этом потоке,
необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ,

обработка, хранение, использование и применение информации в максимально
рациональной форме. Для того чтобы у обучающихся 3-4классов процесс формирования
функциональной грамотности проходил качественно, в тренажерах для детей собраны
задания различных видов: диаграммы, графики, опыты, задания на сравнение, анализ и
классификацию. Выполнение заданий будет способствовать развитию у детей
произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению
словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для
грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Место курса «Функциональная и финансовая грамотность» в учебном плане
На изучение данного спецкурса в учебном плане в 3 классе – 34 часа
Модуль «Читательская грамотность» - 8 ч.
Модуль «Математическая грамотность» - 8 ч.
Модуль «Естественно-научная грамотность» - 8 ч.
Модуль «Финансовая грамотность» - 8 ч.
Проверим себя – 2 ч.
Всего – 34 ч. в год
Формы организации занятий:
 Предметные недели;
 Библиотечные уроки;
 Деловые беседы;
 Практические упражнения


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
 осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
 овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных
финансов;
 осознавать личную ответственность за свои поступки;
 -уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
 осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследованиями;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
 овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
 делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том
числе во внутреннем плане;
 контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы
в их выполнение;
 уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
 оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка,
знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
 слушать и понимать речь других;
 совместно договариваться о правилах работы в группе;
 доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
 способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в социальной жизни;
 умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
 умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
 умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
 способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
 способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
 способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
 способность проводить математические рассуждения
 способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
 способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
 понимание и правильное использование финансовых терминов;
 представление о семейных расходах и доходах;
 умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
 представление о различных видах семейных доходов;
 представление о различных видах семейных расходов;
 представление о способах экономии семейного бюджета.



ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и др.


Тематическое планирование 3 класс (34 ч)
№ п/п

1

Раздел

Колво
часов

Читательская грамотность

Итого
2.

Естественно-научная
грамотность

1
1
1
1
1
1
1
1

8
1
1
1
1
1
1
1
1

3.

Итого
Финансовая грамотность

8
1
1
1
1

Содержание

Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит.

Формы
внеурочной
деятельнос
ти
Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество
мел.
Чем интересно мыло и
как оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.

Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.
Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и
социальные пособия.

Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских

1

1

1

1
Итого
4.

Математическая
грамотность

8
1
1
1
1
1

1
1
1

5

Итого
Проверочные работы
Итого

8
2
34

Откуда в семье берутся
деньги? Наследство,
вклад выигрыш.
На что тратятся
семейные деньги? Виды
расходов.
На что тратятся
семейные деньги?
Обязательные платежи.
Как сэкономить
семейные деньги?

дискуссиях;
Практически
е
упражнения

Расходы и доходы
бюджета.
Планируем семейный
бюджет.
Подсчитываем
семейный доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем
случайные
(нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на
обязательные платежи.
Подсчитываем
сэкономленные деньги.

Библиотечн
ые уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовател
ьских
дискуссиях;
Практически
е
упражнения

Проверь себя


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».