Рабочая программа по учебному курсу внеурочной деятельности МИР ПРОФЕССИЙ 3 класс с. Строевское 2023 Пояснительная записка Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребѐнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания. Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии. Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Задачи программы: формировать положительное отношение к труду и людям труда развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников. содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией Общая характеристика программы «Мир профессий» Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путѐм создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определѐнной профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью Изучение программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Введение в мир профессий» тесно связано с такими дисциплинами как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий мир». Описание места программы «МИР профессий» в учебном плане Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учѐтом реализации еѐ учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 3 класс — 34 ч. в год. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Мир профессий» В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся: когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий; мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью; поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД: Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий образовательных достижений (учебных успехов). служит технология оценивания 2. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). 3. Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков). Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, представленный в таблице Критерии Показатели Когнитивный 1.Знания о труде. знания учащихся о труде, о мире профессий 2.Понимание значения труда для жизни общества и каждого человека. Мотивационноличностный Уровень сформированности трудового сознания 1.Отношение к труду и людям труда 2. Интерес к трудовой и профессиональной деятельности. Поведенческий 1.Навыки трудовой деятельности. 3. Желание овладеть какой-либо профессией Уровень трудовой активности Тестирование (Тесты «Зачем нужен труд?», «Какая это профессия?») 3.Знания об основных профессиях, их особенностях. отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью Навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде Методики диагностики 2.Проявление трудолюбия, старательности. Наблюдение Методика «Продолжи предложение» Беседа «Кем быть?» Наблюдение. Анализ продуктов трудовой деятельности. 3.Добросовестность, активность, ответственность в учебном труде. Итоги учѐта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция. Описание ценностных ориентиров содержания программы Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребѐнка играет его учебная деятельность. В процессе еѐ организации у ребѐнка развиваются организованность, целеустремлѐнность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом. Ценность человечества. Осознание ребѐнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к людям. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее; интерес к своей стране: еѐ истории, языку, культуре, еѐ жизни и еѐ народу. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Тематическое планирование «Мир профессий» в 3 классе Наименование темы № п\п Кол- Форма работы во часов 1 Кто охраняет наш покой и следит за порядком на дорогах? Знакомство с профессией милиционера. 1ч Беседа 2 Приглашение инспектора ГИБДД: беседа по ПДД и практикум – игра «Мы – пешеходы». 1ч Беседа + практикум-игра 3 Кем быть? 1ч Беседа 4 Викторина «Все профессии нужны – все профессии важны!». 1ч Практикумигра Тест: «Какая профессия мне больше подходит?» 5 Конкурс рисунков «Кем я хочу быть?» 1ч Практическое занятие 6 Встреча с нашими героями 1ч Игра 7 Кто такой мастер? Что такое призвание? 1ч Беседа 8 Из истории слов. Работа со словарѐм. 1ч Практикум игра 9 Профессии наших мам. 1ч Беседа с приглашением мам 10 Сочинение на тему: «Моя мама - мастер» 1ч Развитие речи. Практикум. 11 Профессии наших пап. 1ч Беседа с приглашением пап 12 Сочинение на тему: «Мой папа - мастер» 1ч Развитие речи. Практикум. 13 «Кем быть? Каким быть?» Выход в библиотеку. Совместное мероприятие. 1ч Утренник с чаепитием 14 Бухгалтер. Кто может работать по этой профессии? 1ч Беседа с приглашением школьного бухгалтера 15 Менеджер. Кто может работать по этой профессии? 1ч Беседа с приглашением выпускницы школы 16 Спасатель. Кто может работать по этой профессии? 1ч Беседа 17 «Калейдоскоп профессий». Знакомство с профессиями наших шефов. 1ч 18 Кто такой риэлтор? Знакомство с новой профессией. 1ч Беседа с приглашением 19 Кто может работать по профессии риэлтор? 1ч Практикум игра 20 Профессия – фермер. Кто может работать по этой профессии? 1ч Беседа 21 Экскурсия на фермерское угодье. 1ч Экскурсия, встреча с фермером 22 Коммерсант. Знакомство с профессией. 1 Беседа с приглашением 23 Кто может работать по этой профессии? 1 Практикум игра 24 Знакомство с профессией бизнесмена. 1 Беседа 25 Кто может работать по этой профессии? 1 Практикум игра 26 «Какая профессия меня привлекает?» 1 Беседа 27 Поэтическая игротека «В мире профессий». 1 Практическое занятие 28 Конкурс рисунков: « Все работы хороши». 1 Практическое занятие 29 Выход в библиотеку. Совместное мероприятие: «Все работы хороши!» 1 Утренник с чаепитием 30 Художник. Профессия или призвание? 1 Беседа с приглашением 31 Кто может работать по этой профессии? 1 Беседа Экскурсия Где может работать художник? 32 Экскурсия в художественный музей. 1 Экскурсия 33 «Пишем «Книгу Мира»». Сбор и обработка стихотворений, загадок, пословиц о труде. Разучивание стихотворений к 1 Практикум – празднику. 34 игра. Итоговое мероприятие совместно с библиотекой «Праздник профессий», конкурс сочинений 1 Практическое занятие «Радуга профессий» Список литературы. Для учителя: 1. Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий» 2.Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия развития» 2016г. 3. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 2015г. 4.Энциклопедия «Мир профессий». – М.: Изд. «Знание», 2015. Энциклопедия «Я познаю мир». – М.: Изд. Дрофа, 20017. Для обучающихся: 1. Детские энциклопедии, справочники.