Рабочая программа_КВД_Мир профессий_3

Рабочая программа
по учебному курсу внеурочной деятельности
МИР ПРОФЕССИЙ
3 класс

с. Строевское
2023

Пояснительная записка

Основными
особенностями
ребенка
младшего
школьного
возраста
являются
любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед
начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место
профориентационной работы. Чтобы ребѐнок осознанно сделал свой выбор во взрослой
жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего
окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в
день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть
немаловажная составляющая системного знания.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий»
обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а
также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии.
Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и
содержанием.
Задачи программы:


формировать положительное отношение к труду и людям труда



развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших
школьников.



содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо
профессией
Общая характеристика программы «Мир профессий»

Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения,
позволяющий путѐм создания проблемных ситуаций, с помощью информационных
вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике
занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением
определѐнной профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о
мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности
применительно к рассматриваемой профессии.
Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью Изучение программы
внеурочной деятельности по социальному направлению «Введение в мир профессий» тесно
связано с такими дисциплинами как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение»,
«Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий мир».
Описание места программы «МИР профессий» в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий»
предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учѐтом реализации еѐ учителями начальных
классов,
занимающимися
вопросами
профессионального
просветительства,
профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и
рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 3 класс — 34 ч. в год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
«Мир профессий»
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями,
умениями и навыками. К ним относятся:


когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;



мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание
овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;



поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность,
дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному
направлению «Мир профессий» - является формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:


Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией,
учить работать по предложенному учителем плану.



Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала.



Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.



Средством формирования этих действий
образовательных достижений (учебных успехов).

служит

технология

оценивания

2. Познавательные УУД:


Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.



Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на
основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:


Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).



Слушать и понимать речь других.



Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог).



Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.



Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых
группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать
диагностический инструментарий, представленный в таблице

Критерии

Показатели

Когнитивный

1.Знания о труде.

знания учащихся о
труде, о мире
профессий

2.Понимание значения
труда для жизни
общества и каждого
человека.

Мотивационноличностный

Уровень
сформированности
трудового
сознания

1.Отношение к труду и
людям труда
2. Интерес к трудовой и
профессиональной
деятельности.

Поведенческий

1.Навыки трудовой
деятельности.

3. Желание овладеть
какой-либо профессией

Уровень трудовой
активности

Тестирование
(Тесты «Зачем
нужен труд?»,
«Какая это
профессия?»)

3.Знания об основных
профессиях, их
особенностях.

отношение к труду,
интерес к профессиям,
желание овладеть
какой-либо
профессиональной
деятельностью

Навыки трудовой
деятельности,
ответственность,
дисциплинированность,
самостоятельность в
труде

Методики
диагностики

2.Проявление
трудолюбия,
старательности.

Наблюдение
Методика
«Продолжи
предложение»
Беседа «Кем
быть?»

Наблюдение.
Анализ
продуктов
трудовой
деятельности.

3.Добросовестность,
активность,
ответственность в
учебном труде.

Итоги учѐта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий
подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и
умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности
происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по
типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от
тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе
организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры,
школьная научно-практическая конференция.

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние
нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребѐнка
играет его учебная деятельность. В процессе еѐ организации у ребѐнка развиваются
организованность, целеустремлѐнность, ответственность, самостоятельность, формируется
ценностное отношение к труду в целом.
Ценность человечества. Осознание ребѐнком себя не только гражданином России, но и
частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество, толерантность, уважение к людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества,
народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и
будущее; интерес к своей стране: еѐ истории, языку, культуре, еѐ жизни и еѐ народу.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни
общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Тематическое планирование «Мир профессий» в 3 классе

Наименование темы

№
п\п

Кол-

Форма работы

во
часов

1

Кто охраняет наш покой и следит за порядком на дорогах?
Знакомство с профессией милиционера.

1ч

Беседа

2

Приглашение инспектора ГИБДД: беседа по ПДД и
практикум – игра «Мы – пешеходы».

1ч

Беседа +
практикум-игра

3

Кем быть?

1ч

Беседа

4

Викторина «Все профессии нужны – все профессии
важны!».

1ч

Практикумигра

Тест: «Какая профессия мне больше подходит?»
5

Конкурс рисунков «Кем я хочу быть?»

1ч

Практическое
занятие

6

Встреча с нашими героями

1ч

Игра

7

Кто такой мастер? Что такое призвание?

1ч

Беседа

8

Из истории слов. Работа со словарѐм.

1ч

Практикум игра

9

Профессии наших мам.

1ч

Беседа с
приглашением
мам

10

Сочинение на тему: «Моя мама - мастер»

1ч

Развитие речи.
Практикум.

11

Профессии наших пап.

1ч

Беседа с
приглашением
пап

12

Сочинение на тему: «Мой папа - мастер»

1ч

Развитие речи.

Практикум.
13

«Кем быть? Каким быть?» Выход в библиотеку. Совместное
мероприятие.

1ч

Утренник с
чаепитием

14

Бухгалтер. Кто может работать по этой профессии?

1ч

Беседа с
приглашением
школьного
бухгалтера

15

Менеджер. Кто может работать по этой профессии?

1ч

Беседа с
приглашением
выпускницы
школы

16

Спасатель. Кто может работать по этой профессии?

1ч

Беседа

17

«Калейдоскоп профессий». Знакомство с профессиями
наших шефов.

1ч

18

Кто такой риэлтор? Знакомство с новой профессией.

1ч

Беседа с
приглашением

19

Кто может работать по профессии риэлтор?

1ч

Практикум игра

20

Профессия – фермер. Кто может работать по этой
профессии?

1ч

Беседа

21

Экскурсия на фермерское угодье.

1ч

Экскурсия,
встреча с
фермером

22

Коммерсант. Знакомство с профессией.

1

Беседа с
приглашением

23

Кто может работать по этой профессии?

1

Практикум игра

24

Знакомство с профессией бизнесмена.

1

Беседа

25

Кто может работать по этой профессии?

1

Практикум игра

26

«Какая профессия меня привлекает?»

1

Беседа

27

Поэтическая игротека «В мире профессий».

1

Практическое
занятие

28

Конкурс рисунков: « Все работы хороши».

1

Практическое
занятие

29

Выход в библиотеку. Совместное мероприятие: «Все работы
хороши!»

1

Утренник с
чаепитием

30

Художник. Профессия или призвание?

1

Беседа с
приглашением

31

Кто может работать по этой профессии?

1

Беседа

Экскурсия

Где может работать художник?
32

Экскурсия в художественный музей.

1

Экскурсия

33

«Пишем «Книгу Мира»». Сбор и обработка стихотворений,
загадок, пословиц о труде. Разучивание стихотворений к

1

Практикум –

празднику.
34

игра.

Итоговое мероприятие совместно с библиотекой «Праздник
профессий», конкурс сочинений

1

Практическое
занятие

«Радуга профессий»

Список литературы.
Для учителя:
1. Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»
2.Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия
развития» 2016г.
3. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей.
Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 2015г.
4.Энциклопедия «Мир профессий». – М.: Изд. «Знание», 2015. Энциклопедия «Я познаю
мир». – М.: Изд. Дрофа, 20017.
Для обучающихся:
1. Детские энциклопедии, справочники.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».