Рабочая программа_КВД_Россия-мои горизонты_6-11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
для обучающихся 6 - 11 классов

Строевское, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов основного общего и основного среднего
образования, федеральных образовательных программ основного общего и основного
среднего образования.
Программа разработана с целью реализации комплексной и систематической
профориентационной работы для обучающихся 6-11 классов на основе апробированных
материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее». Программа состоит из
профориентационных занятий, посвященных изучению отраслей экономики,
профориентационных диагностик (диагностика склонностей,
диагностика
способностей, личностных особенностей и др); рефлексивных занятий, моделирующих
онлайн-профпроб в контентно-информационный комплекс «Конструктор будущего» на
базе Платформы «Билет в будущее»
Основное содержание: популяризация культуры труда, связь выбора профессии с
персональным счастьем и развитием экономики страны; знакомство с отраслями
экономики, в том числе региональными, национальными и этнокультурными
особенностями народов Российской Федерации, профессиональными навыками и
качествами; формирование представлений о развитии и достижениях страны; знакомство
с миром профессий; знакомство с системой высшего и среднего профессионального
образования в стране; создание условий для развития универсальных учебных действий
(общения, работы в команде и т.п.); создание условий для познания обучающимся
самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования
уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «РОССИЯ – МОИ ГОРИЗОНТЫ»
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению
обучающихся 6–11 классов общеобразовательных организаций.
Задачи:

–

содействие
профессиональному
самоопределению
обучающихся
общеобразовательных организаций;
– формирование рекомендаций для обучающихся по построению
индивидуальной образовательно-профессиональной траектории в зависимости от
уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
– информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе
профессионального образования
(включая
знакомство
с
перспективными и
востребованными профессиями и отраслями экономики РФ);
– формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и
других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной
самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта,
активного
освоения
ресурсов
территориальной
среды
профессионального
самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб,

осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной
траектории и ее адаптация с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
– формирование ценностного отношения к труду как основному способу
достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
МЕСТО КУРСА «РОССИЯ - МОИ ГОРИЗОНТЫ!» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение учебного курса «Россия – мои горизонты» отводится на 1 час в
неделю, 34 часа. 6 класс – 34 часа, 7 класс- 34 часа, 8 класс- 34 часа, 9 класс- 34 часа, 11
класс – 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей
экономического развития РФ – счастье в труде) (1 час)
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития.
Культура труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и экономикой
страны. Познавательные цифры и факты об отраслях экономического развития,
профессиональных навыков и качеств, востребованных в будущем. Формирование
представлений о развитии и достижениях страны в следующих сферах: медицина и
здоровье; архитектура и строительство; информационные технологии; промышленность
и добыча полезных ископаемых; сельское хозяйство; транспорт и логистика; наука и
образование;
безопасность;
креативные технологии;
сервис и
торговля;
предпринимательство и финансы.
Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своѐ будущее»
(введение в профориентацию) (1 час)
В 6 классе: тематическое содержание занятия построено на обсуждении и
осознании трех базовых компонентов, которые необходимо учитывать при выборе:
– «ХОЧУ» – ваши интересы;
– «МОГУ» – ваши способности;
– «БУДУ» – востребованность обучающегося на рынке труда в будущем.6
Информирование обучающихся о профессиях с постепенным расширением
представлений о мире профессионального труда в общем: формирование
системного представления о мире профессий и значимости трудовой деятельности,
например, как различные качества или навыки могут по-разному реализовываться в
разных профессиональных направлениях. Помощь в выборе увлечения, в котором
обучающийся может реализовать свои интересы, развивать возможности и помогать
окружающим. Поиск дополнительных занятий и увлечений.
В 7 классе: тематическое содержание занятия предполагает знакомство с
различными профессиональными средами и профессиями через проектную
деятельность.
Информирование обучающихся о разнообразии сред и современных профессий:
формирование представлений о взаимосвязи деятельности различных специалистов при
достижении общего результата, решение проектных заданий с профориентационным
компонентом, работа в школьных проектных командах для поиска и презентации
проектных решений.

Обучающимся предстоит предложить проектные решения по тематическим
направлениями виртуального города профессий «Профиград»: выбрать проблему для
решения, сформировать проектную задачу, сформировать команду профессионалов из
разных профессий, предложить и презентовать решение.
В 8 классе: занятие знакомит обучающихся с разнообразием направлений
профессионального
развития,
возможностями
прогнозирования
результатов
профессионального самоопределения. На занятии раскрываются существующие
профессиональные направления, варианты получения профессионального образования
(уровни образования).
Актуализация процессов профессионального самоопределения. Информирование
школьников о видах профессионального образования (высшее образование / среднее
профессиональное образование). Помощь школьникам в соотнесении личных качеств и
интересов с направлениями профессиональной деятельности.
В 9 классе: формирование представлений о преимуществах обучения как в
организациях высшего образования (ВО, вузы), так и в организациях среднего
профессионального образования (СПО). Актуализация представлений о возможных
профессиональных направлениях для учащихся. Повышение познавательного интереса
к философии выбора и построению своей персональной карьерной траектории развития.
В 10 классе: в ходе занятия обучающиеся получают информацию по следующим
направлениям профессиональной деятельности:
– естественно-научное направление;

–

инженерно-техническое направление;

–

информационно-технологическое направление;

–

оборонно-спортивное направление;

–

производственно-технологическое направление;

–

социально-гуманитарное направление;

–

финансово-экономическое направление;

–

творческое направление.

Информирование обучающихся об особенностях рынка труда. «Проигрывание»
вариантов выбора (альтернатив) профессии. Формирование представления о
компетентностном профиле специалистов из разных направлений. Знакомство с
инструментами и мероприятиями профессионального выбора.
В 11 классе: занятие направлен помочь выпускникам взглянуть на различные
жизненные сценарии и профессиональные пути, которые ждут их после окончания
школы. Через призму разнообразия вариантов развития событий будет раскрыта и тема
разнообразия выбора профессий в различных профессиональных направлениях.
Формирование представления о выборе, развитии и возможных изменениях в
построении персонального карьерного пути. Формирование позитивного отношения и
вовлеченности обучающихся в вопросы самоопределения. Овладение приемами
построения карьерных траекторий развития. Актуализация знаний по выбору
образовательной организации: организации высшего образования (ВО, вузы) или

организации среднего профессионального образования (СПО) как первого шага
формирования персонального карьерного пути.
Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор
результатов (1 час)
Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее»,
доступна профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль».
Методика «Мой профиль» – диагностика интересов, которая позволяет
рекомендовать профиль обучения и направления развития. Методика предусматривает 3
версии: для 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Тест реализуется в форме кейсов, время
прохождения – около 15 минут. По итогам диагностики рекомендуется проведение
консультации по полученным результатам (в индивидуальном или групповом формате).
Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» и разбор
результатов (1 час)
Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна
профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» (обязательна для
проведения).
Методика «Мои профсреды» – онлайн-диагностика профессиональных
склонностей и направленности обучающихся. В результатах обучающийся получает
рекомендации по построению трека внутри проекта «Билет в будущее»
(«Профессиональных сред»). Методика предусматривает 3 версии – для 6-7, 8-9 и 10- 11
классов. Методика реализуется в форме кейсов, время прохождения – около 15 минут.
Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России»
(дополнительное образование, уровни профессионального образования, стратегии
поступления) (1 час)
В 6-7 классе: обучающиеся знакомятся с системой общего образования РФ и
понятием «дополнительное образование для школьников», обсуждают значение и
возможности, которые дает образование каждому человеку, учатся подбирать
дополнительное образование для решения разных задач, в том числе для подготовки к
будущему профессиональному выбору.
В 8-9 классе: обучающиеся знакомятся с понятием «профессиональное
образование» и его уровнями, учатся соотносить профессии и уровень образования,
который требуется для их освоения, узнают об условиях поступления, длительности
обучения, результатах образования в учреждениях среднего и высшего
профессионального образования.
В 10-11 классе: обучающиеся знакомятся с основными этапами подбора
профессионального образования, узнают, что такое специальность и профиль обучения,
учатся читать коды специальностей, обсуждают основные ошибки, которые делают
школьники при подборе профессионального образования.
Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и
образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника) (1
час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями
экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая

профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых
интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в
будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и
особенностях
профессий,
необходимых
для
осуществления
конкретной
профессиональной деятельности.
Тема 6. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1) (на выбор:
импортозамещение,
авиастроение,
судовождение,
судостроение,
лесная
промышленность) (1 час)
Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее»,
рекомендуется Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1).
Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору
профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня
технологических
ниш,
в
котором
российские
научно-технические
достиженияактивно внедряются в технологические отрасли реального сектора
экономики, и со временем результат этой работы займет достойное место не только на
российском, но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии
– это качество – безопасность – эффективность. В рамках занятия предложены
следующие отрасли и тематики на выбор: импортозамещение, авиастроение,
судовождение, судостроение, лесная промышленность.
Тема 6. Профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» и разбор
результатов (1 час)
Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна
профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» (обязательна для
проведения).
Методика «Мои ориентиры» – онлайн-диагностика особенностей построения
образовательно-профессиональной траектории. В 8-11 классах методика направлена на
оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения обучающихся и уровня
готовности к профессиональному самоопределению. Версия 6-7 классов включает
только диагностику готовности к профессиональному самоопределению и не включает
диагностику ценностных ориентиров.
Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю
достижения страны в сфере промышленности и производства» (тяжелая
промышленность, добыча и переработка сырья) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере промышленности и производственных технологий.
Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в
области промышленной и смежных технологий. Повышение информированности о
достижениях и перспективах развития промышленности, направленное на решение
важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и
современном рынке труда в области промышленности и смежных отраслей.
Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным
технологиям и др.) (1 час)

Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями
экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая
профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых
интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в
будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и
особенностях
профессий,
необходимых
для
осуществления
конкретной
профессиональной деятельности.
Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения
страны в области цифровых технологий» (информационные технологии,
искусственный интеллект, робототехника) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере цифровых технологий. Знакомство на основе
видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области сквозных цифровых
технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития
цифровизации, направленной на решение важнейших задач развития общества и
страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области цифровой
экономики и смежных отраслей.
Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области
цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта
«Билет в будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.)(1
час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями
экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая
профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых
интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в
будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и
особенностях
профессий,
необходимых
для
осуществления
конкретной
профессиональной деятельности.
Тема 11. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2) (на выбор:
медицина, реабилитация, генетика) (1 час)
Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее»,
рекомендуется Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2, 1 час)
Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору
профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня
технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения активно
внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики и со временем
результат этой работы займет достойное место не только на российском, но и мировом
рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии – это качество –
безопасность – эффективность. В рамках занятия предложены следующие отрасли и
тематики на выбор: медицина, реабилитация, генетика.
Тема 11. Профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» и разбор
результатов (1 час)

Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна
профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» (обязательна для
проведения).
Комплексная методика «Мои таланты» определяет профессиональные интересы
и сильные стороны обучающихся с подсвечиванием «зон потенциала» (талантов),
рекомендуемых отраслей и профессий. Методика предусматривает версии для 6-7, 8-9
классов, в силу особенностей образовательных возможностей для данной нозологии.
Рекомендуем проходить диагностику в сопровождении учителя, родителя, тьютора для
предотвращения случаев, когда у ученика возникают сложности с платформой,
непонимание слов, интерпретации результатов. Также рекомендуется видеосопровождение для знакомства с результатами и рекомендациями дляпользователя.
Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю
достижения страны в области инженерного дела» (машиностроение, транспорт,
строительство) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере инженерного дела. Знакомство на основе видеосюжетов
и интервью с экспертами и специалистами в области инженерной и инжиниринговой
деятельности. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития
инженерного дела, направленного на решение важнейших задач развития общества и
страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области
инженерной деятельности и смежных отраслей.
Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной
сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: инженер-конструктор, электромонтер и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями
экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая
профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых
интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в
будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и
особенностях
профессий,
необходимых
для
осуществления
конкретной
профессиональной деятельности.
Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и
общественная безопасность» (федеральная государственная, военная и
правоохранительная службы, особенности работы и профессии в этих службах) (1
час)
В 6-7 классе: обучающиеся знакомятся с основными функциями государства и
государственными органами, которые ответственны за реализацию этих функций;
знакомятся с понятием «военнослужащий», видами войск РФ и примерами профессий,
имеющих отношение к военному делу; узнают о возможностях и ограничениях работы в
госструктурах, в частности, об особенностях военной службы: наличие рисков для жизни
и здоровья, льгот при поступлении в учебные заведения, возможностей предоставления
служебного жилья и др.
В 8-9 классе: обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и
обязанностях государства в отношении своих граждан, а также о государственных

органах, которые ответственны за реализацию этих функций; знакомятся с понятием
«правоохранительные органы» и с основными профессиями в сфере, соотнося
различные ведомства с занятыми в них сотрудниками; актуализируют знания о
возможностях и ограничениях работы в госструктурах, в частности, об особенностях
работы в правоохранительных органах.
В 10-11 классе: обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и
обязанностях государства в отношении своих граждан, а также о государственных
органах, которые ответственны за реализацию этих функций; обучающиеся узнают об
основных рабочих задачах гражданских государственных служащих в различных
органах государственного управления, узнают о релевантном образовании для
управленческих позиций в госструктурах и особенностях трудоустройства в органы
государственного управления; актуализируют знания о возможностях и ограничениях
работы в государственных структурах.
Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
управления и безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта
«Билет в будущее» по профессиям на выбор: специалист по кибербезопасности,
юрист и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями
экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая
профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых
интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в
будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и
особенностях
профессий,
необходимых
для
осуществления
конкретной
профессиональной деятельности.
Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моѐ будущее – моя
страна» (1 час)
Разбор и обсуждение полученного опыта в рамках серии профориентационных
занятий. Постановка образовательных и карьерных целей. Формирование планов
образовательных шагов и формулирование карьерной траектории развития. Развитие
проектного мышления, рефлексивного сознания обучающихся, осмысление значимости
собственных усилий
для достижения
успеха,
совершенствование
субъектной позиции, развитие социально-психологических качеств личности.
Тема 17. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о
достижениях агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный
комплекс) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере агропромышленного комплекса (АПК) и сельского
хозяйства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и
специалистами в области сельского хозяйства и смежных технологий. Повышение
информированности о достижениях и перспективах развития АПК, направленного на
решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях
и современном рынке труда в области экономики сельского хозяйства и смежных
отраслей.
Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной
сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по

профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями
экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая
профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых
интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в
будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и
особенностях
профессий,
необходимых
для
осуществления
конкретной
профессиональной деятельности.
Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения
страны в области медицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения,
фармацевтика и биотехнологии) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере медицины и здравоохранения. Знакомство на основе
видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области современной
медицины и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и
перспективах развития здравоохранения, направленного на решение важнейших задач
развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке
труда в области медицины и смежных отраслей.
Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области
медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.) (1
час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями
экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая
профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых
интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в
будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и
особенностях
профессий,
необходимых
для
осуществления
конкретной
профессиональной деятельности.
Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях
на благо общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства) (1
час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере социального развития, туризма и гостеприимства.
Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в
области социально-экономического развития. Повышение информированности о
достижениях и перспективах развития социальной сферы, направленной на решение
важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и
современном рынке труда в области социальной сферы и смежных отраслей.
Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо
общества» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: менеджер по туризму, организатор
благотворительных мероприятий и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального

самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями
экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая
профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых
интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в
будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и
особенностях
профессий,
необходимых
для
осуществления
конкретной
профессиональной деятельности.Тема 23. Профориентационное занятие «Россия
креативная: узнаю творческие профессии» (сфера культуры и искусства) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями
страны в сфере культуры и искусства. экономики, направленных на решение
важнейших задач развития общества и страны. Информирование о творческих
профессиях, современном рынке труда в данной области и смежных отраслей.
Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями
экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая
профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых
интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в
будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и
особенностях
профессий,
необходимых
для
осуществления
конкретной
профессиональной деятельности.
Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1)
(учитель, актер, эколог) (1 час)
Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам
профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для
молодежи медийными личностями – популярными блогерами, артистами, ведущими,
которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалити-шоу на занятии
рассматриваются следующие профессии (на выбор): учитель, актер, эколог.
Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2)
(пожарный, ветеринар, повар) (1 час)
Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам
профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для
молодежи медийными личностями – популярными блогерами, артистами, ведущими,
которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалити-шоу на занятии
рассматриваются следующие профессии (на выбор): пожарный, ветеринар, повар.
Тема 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть
1) (1 час)
Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через
интервью с реальными представителями профессий – героями первого
профориентационного сериала для школьников. Формирование познавательного
интереса к вопросам профориентации на основе знакомства с личной историей труда и
успеха героев сериала, мотивация и практическая значимость на основе жизненных
историй. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа,
бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и искусство.

Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть
2) (1 час)
Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через
интервью с реальными представителями профессий – героями первого
профориентационного сериала для школьников. Каждая серия знакомит обучающихся с
личной историей труда и успеха, мотивирует и несет в себе практическую значимость.
Каждая серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес,
инженерное дело, различные производства, наука и искусство.
Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной
сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1
час)
Темы 29-33 – серия профориентационных занятий в формате марафона по
профессиональным пробам: решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная
проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных
технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»
https://bvbinfo.ru/), направленных на погружение обучающихся в практикоориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач
специалистов из различных профессиональных сред.
Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой
сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1
час)
Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с
решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных
сред. Профессиональная проба по профессии в цифровой сфере.
Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее») (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями
экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая
профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых
интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в
будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и
особенностях
профессий,
необходимых
для
осуществления
конкретной
профессиональной деятельности.
Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее») (1 час)
Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с
решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных
сред.
Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной
сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1
час)
ужение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с
решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных

сред.
Тема 34. Профориентационное занятие «Моѐ будущее – Моя страна» (1
час)
Подведение итогов занятий по профориентации с учетом приобретенного опыта
по профессиональным средам, знакомству с рынком труда и отраслями экономики,
профессиями и требованиями к ним. Развитие у обучающихся личностного смысла в
приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности.
Формирование представления о собственных интересах и возможностях, образа «Я» в
будущем. Построение дальнейших шагов в области профессионального
самоопределения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для ФГОС ООО:
В сфере гражданского воспитания:

–

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации своих
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
– готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:

–

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
– ценностное отношение к достижениям своей Родины – России и
собственного региона, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа.
В сфере духовно-нравственного воспитания:

–

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного

выбора.
В сфере эстетического воспитания:

–

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
– осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения для представителей многих профессий;
– стремление к творческому самовыражению в любой профессии;

–

стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне
зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник
планирует заниматься в будущем.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:

–

осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой
профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
– ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни;
– способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным
необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;
– сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:

–

осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в российском обществе;
– установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность;
– интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;

–

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
– готовность адаптироваться в профессиональной среде;

–

уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

–

осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной
траектории и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и
потребностей.
В сфере экологического воспитания:

–

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
– осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или
иную профессиональную деятельность, и необходимости минимизации этого ущерба;
– осознание своей роли как ответственного гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания:

–

овладение языковой и читательской культурой как средством познания

мира;

–

овладение

основными
деятельности

навыками

исследовательской

в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели

индивидуального и коллективного благополучия.
Для ФГОС СОО:
В сфере гражданского воспитания:

–

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
– сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества.
В сфере патриотического воспитания:
- осознание духовных ценностей российского народа;

– ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
– сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального
народа России.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
–

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности.
В сфере эстетического воспитания:

–

способность
воспринимать
различные
виды искусства,
традиции
итворчество своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
– готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности;
– эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда и общественных отношений.
В сфере трудового воспитания:

–
–

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
– интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные
жизненные планы;
– готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
всей жизни.
В сфере экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание

глобального характера экологических проблем;
– умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
– планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества.
В сфере ценности научного познания:

–

совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
– осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
– сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для ФГОС ООО:
В сфере
действиями:

овладения

универсальными

учебными

познавательными

–

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
– самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетомсамостоятельно
выделенных критериев);
– с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

–

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
– применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
– выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
– находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну иту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
– самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации,
предназначенную для остальных обучающихся по Программе.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
– воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и
условиями общения;

–

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

–

распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, вести переговоры;
– понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
– в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;

–

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);

–

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
– выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:

–

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

–

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
– делать выбор и брать ответственность за решение;

–

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

–

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

–

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
– объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
– вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
– уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого.
Для ФГОС СОО:
В сфере овладения универсальными познавательными действиями:

–

владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию

информации различных видов и форм представления;

–

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать
ее всесторонне;выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях;

–

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
– использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых
и этических норм, норм информационной безопасности;
– разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов.
В сфере овладения универсальными коммуникативными действиями:

–

владеть различными способами общения и взаимодействия;

–

развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств;
– распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
– выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
– осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным;
– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
– принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы.
В сфере овладения универсальными регулятивными действиями:

–

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихсяресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
– делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
– владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
– давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
– оценивать приобретенный опыт.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Наименование разделов и тем программы

Тема 1. Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты»
(обзор отраслей экономического развития РФ – счастье в
труде)
Тема 2. Тематический профориентационный
урок «Открой своѐ будущее» (введениев
профориентацию)
Тема 3. Профориентационная
диагностика № 1 «Мой профиль»и разбор результатов
Тема 3. Профориентационнаядиагностика № 1
«Мои профсреды» и разбор результатов(1 час)
Тема 4. Профориентационное занятие «Система
образования России» (дополнительное образование,
уровни профессионального образования,стратегии
поступления)
Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую
профессию в сфере науки и образования»
(моделирующая онлайн-проба наплатформе проекта
«Билет в будущее» по профессии учителя,приуроченная
к Году педагога и наставника)
Тема 6. Профориентационное занятие «Россия в деле»
(часть 1) (на выбор: импортозамещение,
авиастроение, судовождение,судостроение, лесная
промышленность)
Тема 6. Профориентационнаядиагностика № 2
«Мои ориентиры» и разбор результатов
Тема 7. Профориентационное занятие «Россия
промышленная: узнаю достижения страны в сфере
промышленности и производства»(тяжелая
промышленность, добыча и переработка сырья)
Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую
профессию в сфере промышленности» (моделирующая
онлайн-проба наплатформе проекта «Билет в будущее»
по профессиям на выбор: металлург, специалист по
аддитивным технологиям и др.)
Тема 9. Профориентационное занятие «Россия
цифровая: узнаюдостижения страны в области
цифровых технологий» (информационные технологии,
искусственный интеллект, робототехника)
Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую
профессию в области цифровых технологий»
(моделирующая онлайн-проба наплатформе проекта
«Билет в будущее» по профессиям на
выбор: программист, робототехник и др.)
Тема 11. Профориентационное занятие «Россия в деле»

6

7
8
9
11
Количество часов по
классам
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

13

14

15

16
17

18

19

20

21

22

(часть 2) (на выбор: медицина, реабилитация, генетика)
Тема 11. Профориентационная
диагностика № 3 «Мои таланты»и разбор результатов
Тема 12. Профориентационноезанятие «Россия
инженерная: узнаю достижения страны в области
инженерного дела» (машиностроение, транспорт,
строительство)
Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую
профессию в инженерной сфере»
(моделирующая онлайн-проба наплатформе проекта
«Билет в будущее» по профессиям на выбор: инженерконструктор,электромонтер и др.)
Тема 14. Профориентационное занятие
«Государственное управление и общественная
безопасность» (федеральная государственная, военная и
правоохранительная службы, особенности работы и
профессиив этих службах)
Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую
профессию всфере управления и
безопасности» (моделирующая онлайн-проба на
платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям
на выбор: специалистпо кибербезопасности, юрист и
др.)
Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия
«Моѐ будущее – моя страна»
Тема 17. Профориентационное занятие «Россия
плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного
комплексастраны» (агропромышленный комплекс)
Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую
профессию в аграрной сфере» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»
по профессиям на выбор: агроном,зоотехник и др.)
Тема 19. Профориентационное занятие «Россия
здоровая: узнаюдостижения страны в области
медицины и здравоохранения» (сфера
здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии)
Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую
профессию в области медицины» (моделирующая
онлайн-проба наплатформе проекта «Билет в будущее»
по профессиям на выбор: врач телемедицины,
биотехнолог и др.)
Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая:
узнаю о профессиях на благо общества» (сфера
социального развития, туризма и гостеприимства)
Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую
профессию на благо общества» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: менеджер по
туризму, организатор благотворительных

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

23

24

25
266
27
28
29

30

31

32

33

34

мероприятийи др.)
Тема 23. Профориентационное занятие «Россия
креативная: узнаю творческие профессии» (сфера
культуры и искусства)
Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую
творческую профессию» (моделирующая онлайн-проба
на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям
на выбор: дизайнер,продюсер и др.)
Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в
профессии»(часть 1) (учитель, актер, эколог)
Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в
профессии»(часть 2) (пожарный, ветеринар, повар)
Тема 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в
будущее»(часть 1)
Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в
будущее»(часть 2)
Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую
профессию в инженерной сфере» (моделирующая
онлайн-проба наплатформе проекта «Билет в будущее»)
Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую
профессию в цифровой сфере» (моделирующаяонлайнпроба на платформе проекта «Билет в будущее»)
Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую
профессию в сфере промышленности» (моделирующая
онлайн-проба наплатформе проекта «Билет в будущее»)
Тема 32. Профориентационноезанятие «Пробую
профессию в сфере медицины» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее»)
Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую
профессию в креативной сфере» (моделирующая
онлайн-проба наплатформе проекта «Билет в
будущее»)
Тема 34. Профориентационноезанятие «Моѐ
будущее – Моя страна»
Всего часов
Из них практических работ

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

34
10

34
10

34
10

34
10

34
10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».