Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования

1.

Пояснительная записка

Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного
образования на уровне начального, основного общего и среднего общего
образования является обязательным локально-нормативным документом,
характеризующим и регламентирующим специфику и особенности
образовательной деятельности дополнительного образования, разработана в
целях упорядочения системы дополнительного образования школы и
обеспечения единообразия подходов при разработке, утверждении и
реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ.
Нормативно-правовое обеспечение Программы
Программа составлена на основании нормативно-правовых актов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Приказа Министерства спорта РФ от 15.11.2018г № 939 «Об утверждении
федеральных государственных требований к минимуму содержания,
структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных
программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения, по
этим программам;
- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р «Концепции
развития дополнительного образования детей»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиНа 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию, и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей;
- Конвенции о правах ребѐнка;
Локально-нормативные акты Учреждения:
- Устав МБОУ «Строевская СОШ»;
- приказы, регламентирующие деятельность спортивного клуба имени
Василия Захарова, интеллектуального клуба «Радуга»;
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- коллективный договор;
- правила поведения обучающихся;
- должностные инструкции работников;
- положение об оплате труда;
- положение о педсовете;
- положение об аттестации педагогических работников
- положение о приѐме и переводе обучающихся
-положения о соревнованиях и другие.

Адресат Программы:
Программа
рекомендуется
к
использованию
при
разработке
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и
адресована
педагогам
школы
–
разработчикам
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ, обучающимся и их
родителям (законным представителям.
Актуальность и педагогическая целесообразность Программы:
Дополнительное образование – это процесс освоения знаний, способов
деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение
интересов личности, ее склонностей, способностей, и содействующий
самореализации и культурной адаптации. Программа составлена в
соответствии с социальным заказом: запросом учащихся и их родителей
(законных представителей) и реализуется по следующим направленностям:
• технической;
• физкультурно-спортивной;
• художественной;
• социально-педагогической.
Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая
структура, которая:
• максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся;
• обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и личностную
значимость учащихся;
• дает шанс каждому открыть себя как личность;
• предоставляет ученику возможность творческого развития по силам,
интересам и в индивидуальном темпе;
• налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования
на принципах реального гуманизма;
• активно использует возможности окружающего социокультурного и
духовного пространства;
• побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и
самоанализу,
• обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в
жизнедеятельности школьного коллектива.
Дополнительное образование реализуется круглогодично с 1 сентября по 30
июня учебного года, включая каникулярное время и обладает большими
возможностями для совершенствования общего образования, позволяет
полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления,
расширения и применения школьных знаний; позволяет расширить общее
образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных
программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои
индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

2

Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании
многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной
ориентации.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно
усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает
ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их
сил, знаний, полученных в базовом компоненте.
Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы
полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет,
реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в
профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше
возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать
безошибочный выбор. Для системной и качественной реализации
дополнительного образования в школе создана Программа дополнительного
образования. В Программе отражены цели и задачи, направленные на развитие
системы дополнительного образования в школе, а также средства и
механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.
Цель программы: создание оптимальных условий для всестороннего
удовлетворения потребностей обучающихся и развития их индивидуальных
склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.
Задачи программы:
• формирование условий для создания единого образовательного
пространства;
• изучение интересов и потребностей учащихся в дополнительном
образовании;
• расширение различных видов деятельности в системе дополнительного
образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и
потребностей, учащихся в объединениях по интересам;
• создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного
образования детей большего числа учащихся среднего и старшего возраста;
• определение содержания дополнительного образования детей, его форм и
методов работы с учащимися с учетом их возраста и интересов;
• развитие творческого потенциала личности и формирование нового
социального опыта;
• создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и
культурных ценностей,
• воспитание уважения к истории, культуре своего и других народов и
ориентация в информационном пространстве; сохранение психического и
физического здоровья учащихся.
2.

Планируемые результаты реализации Программы:

• создание в школе единой системы дополнительного образования, которая
будет способствовать свободному развитию личности каждого ученика;
3

• расширение различных видов деятельности в системе дополнительного
образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и
потребностей, учащихся в объединениях по интересам;
• увеличение числа учащихся, достигающих высоких результатов в
определенных видах деятельности;
• целенаправленная организация свободного времени большинства учащихся
школы;
• создание условий для привлечения родителей к организации и проведению
кружков, факультативов, секций;
• внедрение в образовательный процесс современных методик обучения и
воспитания.
• активное участие обучающихся в мероприятиях различного уровня и
направленности, сплочение школьного коллектива, укрепление традиций
школы, утверждение благоприятного социальнопсихологического климата в
ней.
Конечным результатом реализации Программы должно стать создание
вариативной системы дополнительного образования, которая создаст условия
для развития личности каждого ученика школы.
3.

Концептуальная основа дополнительного образования школы

Основное назначение дополнительного образования – развитие мотиваций
личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в
интересах личности.
Дополнительное образование – практико - ориентированная форма
организации
культурно
созидательной
деятельности
ребенка.
Дополнительное образование – проектно-проблемный тип деятельности,
который является базовой сферой развивающего образования.
Дополнительное
образование
–
непрерывность,
системность
в
образовательной системе.
Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое
формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и
помогает реализовывать собственные способности и склонности ребенка,
обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами
образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки
в опоре на основное образование. При организации дополнительного
образования детей школа опирается на следующие приоритетные принципы:
• принцип непрерывности и преемственности;
• принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и
дополнительного образования;
• принцип вариативности;
• принцип гуманизации и индивидуализации;
• принцип добровольности;
• принцип деятельностного подхода;
• принцип творчества;
• принцип разновозрастного единства;
4

• принцип открытости системы.
Функции дополнительного образования:
• образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным
программам, получение им новых знаний;
• воспитательная – обогащение культурного слоя общеобразовательного
учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой
основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей
через их приобщение к культуре;
• информационная – передача педагогом ребенку максимального объема
информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может
усвоить);
• коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и
дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное
время;
• рекреационная – организация содержательного досуга как сферы
восстановления психофизических сил ребенка;
• профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально
значимым видам деятельности, содействие определения жизненных планов
ребенка, включая предпрофессиальную ориентацию.
• интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;
• компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности,
углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих
эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего
образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения
успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
• социализация – освоение ребенком социального опыта, приобретение им
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств,
необходимых для жизни;
• самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно
значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха,
личностное саморазвитие.
Занятия в детских творческих объединениях организуются в формах,
отличных от урочных: кружки, секции, проекты, исследования, клубная
деятельность, театр, курсы по выбору и др.
4.
Система представления результатов и контроль реализации
программ дополнительного образования:
• текущий, промежуточный контроль (тестирование, анкетирование, опрос,
защита проектов);
• итоговая аттестация учащихся (форма аттестации определяется педагогом автором программы);
• участие в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах,
научнопрактических и исследовательских конференциях различного уровня;
• выставки творческих работ;
5

• презентации итогов работы творческих объединений, отчетные концерты,
мероприятия художественных объединений.
ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Для оценки организации дополнительного образования используются три
группы показателей:
1. первая группа характеризует результаты дополнительного образования,
2. вторая - основные условия для их реализации,
3. третья – наличие условий для развития дополнительного образования.
Оценка результатов может проводиться по показателям:
 охват учащихся (% от общего количества) дополнительным образованием в
своей школе,
 охват учащихся занимающихся в спортивных секциях в своей школе 
количество и результаты учащихся, участвующих в конкурсах, смотрах,
соревнованиях.
 количество и результативность участия в предметных олимпиадах.
 уменьшение количества учащихся, состоящих на учете в ПДН ОВД и
внутришкольном учете
 уменьшение количества неуспевающих учащихся, пропускающих учебные
занятия
 рост количества учащихся, посещающих кружки, среди детей
«группы риска»
 рост количества учащихся, принимающих участие в КТД
 рост количества учащихся, участвующих в работе органов ученического
самоуправления
Оценка основных условий для дополнительного образования может
проводиться по показателям:
 количество программ дополнительного образования детей в школе и по
возрастным группам учащихся,
 финансовая доступность для учащихся,
 наличие квалифицированных преподавателей
Оценка условий для развития дополнительного образования осуществляется
по наличию программ дополнительного образования, как часть общей
программы развития образовательного учреждения.
Должно быть обеспечено разнообразие программ дополнительного
образования и охвачены все возрастные группы учащихся.
Создание условий для повышения качества профессиональной
подготовки педагогов дополнительного образования детей.
Профессионализм
педагога
–
это
результат
индивидуальной
целенаправленной работы над собой, постоянное повышений своего научнометодического потенциала. Современный педагог дополнительного
образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать
коммуникативными качествами, стремиться к партнерским отношениям со
6

своими воспитанниками, владеть знаниями, достаточными для разработки
авторской образовательной программы. Использовать разнообразные
педагогические средства и приемы. В школе осуществляют дополнительное
образование 8 педагогов первой и высшей квалификационной категории.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 создание в школе единой системы дополнительного образования, которая

будет способствовать свободному развитию личности каждого ученика;
 расширение различных видов деятельности в системе дополнительного
образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и
потребностей, учащихся в объединениях по интересам;
 увеличение числа учащихся, достигающих высоких результатов в
определенных видах деятельности;
 целенаправленная организация свободного времени большинства учащихся
школы;
 создание условий для привлечения родителей к организации и проведению
кружков, факультативов, секций;
 внедрение в образовательный процесс современных методик обучения и
воспитания.
5.

Содержание дополнительного образования школы
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Целью работы объединений художественной направленности является
развитие творческих способностей учащихся, художественной культуры,
духовное развитие личности; воспитание мира чувств, его эмоциональной
чуткости.
Название
объединения

Категория
программы

Возрастна
ФИО
я группа
педагога
(лет)
7-15
Волова О.П.

Аэробика

Общеразвивающая

Вокал

Общеразвивающая

7-15

Волова О.П.

Роспись по
ткани

Общеразвивающая

7-15

Волова О.П.

Срок
обучения

Форма
занятости

01.09.202130.05.2022
01.09.202130.05.2022
01.09.202130.05.2022

групповая
групповая
групповая

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Цель направления - приобщение к правовой культуре, современному
мышлению. Программы нацелены на развитие коммуникативных навыков,
расширение и углубление базовых знаний по ПДД. На занятиях учащиеся
учатся наблюдать, экспериментировать, делать выводы, выдвигать гипотезы.
7

Это позволяет развивать интуицию, пространственное воображение, логику,
аналитическое мышление, аккуратность, трудолюбие.
Название
объединения

Категория
программы

Возрастна ФИО педагога
Срок
я группа
обучения
(лет)
Школьная газета общеразвивающая
10-15
Рыпакова О.Б. 01.09.202130.05.2022
Юный
общеразвивающая
11-12
Пеньевская
01.09.2021инспектор
В.Н.
30.05.2022
движения

Форма
занятости
групповая
групповая

ТЕХНИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Дополнительные
образовательные
программы
технической
направленности ориентированы на развитие интереса детей к техническим и
информационным технологиям. Обучение по программам технической
направленности способствует развитию технических и творческих
способностей, формированию логического мышления, умения анализировать
и конструировать. Актуальность данной программы обусловлена
общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных
молодых людях.
Название
объединения

Категория
программы

Возрастна ФИО педагога
Срок
я группа
обучения
(лет)
Робототехника общеразвивающая
11-15
Сергеева И.В. 01.09.202130.05.2022
Робототехника общеразвивающая
7-10
Кункова В.В. 01.09.2021для начинающих
30.05.2022
Робототехника общеразвивающая
10-15
Рыпакова О.Б. 01.09.2021Плосская ОШ
30.05.2022

Форма
занятости
групповая
Групповая
Групповая

СПОРТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Целесообразность работы спортивной направленности продиктована
совершенствованием
гражданского
и
патриотического
воспитания
подростков. Данные объединения призваны сформировать у учащихся
устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью,
целостном развитии физических и психических качеств, творческом
использовании средств физической культуры в организации здорового образа
жизни.
Название
объединения
Настольный

Категория
программы

Возрастна ФИО педагога
Срок
я группа
обучения
(лет)
общеразвивающая
10-17
Кошелев Д.М. 01.09.20218

Форма
занятости
групповая

теннис
Стрельба

общеразвивающая

12-17

Баскетбол

общеразвивающая

7-12

Настольный
общеразвивающая
теннис Плосская
ОШ
Мини-футбол общеразвивающая

10-15

23.06.2022
Молчанов А.Л. 01.09.202123.06.2022
Молчанов А.Л. 01.09.202123.06.2022
Волов С.А.
01.09.202123.06.2022

10-15

Волов С.А.

Чудо - шашки

общеразвивающая

7-15

Волов С.А.

Силовое
троеборье

общеразвивающая

14-17

Кошелев Д.М.

9

01.09.202123.06.2022
01.09.202123.06.2022
01.09.202123.06.2022

групповая
групповая
групповая
групповая
групповая
групповая

Учебный план
дополнительного образования МБОУ «Строевская СОШ»
на 2021-2022 уч. г.
Пояснительная записка
Учебный план МБОУ «Строевская СОШ» дополнительного образования
ориентирован
на
совершенствование
образовательного
процесса,
формирование единого образовательного пространства путем создания гибкой
образовательной системы на основе личностно-ориентированного подхода к
образованию. Нормативно-правовой основой учебного плана дополнительного
образования школы являются:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
• Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. № 1726-р).
• Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г.
№ 706 "Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг". •
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ,
в том числе в части проектной деятельности, № 09-1672.
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении
информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)").
• Приказ Минобрнауки РФ № 1008 от 29 августа 2013 г. "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам" от 18 августа 2017 г.
• Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки
России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2
февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
• Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиНа 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию, и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей.
• Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Лицензия на право осуществления образовательной деятельности):
лицензия регистрационный № 6001 от 21 октября 2015 года, срок действия –
бессрочно.
• Устав Учреждения
утверждѐн приказом начальника Управления
образования администрации муниципального образования «Устьянский
муниципальный район» от 27.01.2021г. №52 (новая редакция).
10

• Положение «О порядке организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в МБОУ
«Строевская СОШ»
• Иные нормативные правовые документы.
Система дополнительного образования школы ставит цель: создать
оптимальные условия для формирования и развития творческих способностей
детей и взрослых, удовлетворения индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, а также
на организацию свободного времени.
Задачи дополнительного образования:
• формирование условий для создания единого образовательного
пространства;
• изучение интересов и потребностей учащихся в дополнительном
образовании;
• расширение различных видов деятельности в системе дополнительного
образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и
потребностей, учащихся в объединениях по интересам;
• создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного
образования детей большего числа учащихся среднего и старшего возраста;
• определение содержания дополнительного образования детей, его форм и
методов работы с учащимися с учетом их возраста и интересов;
• развитие творческого потенциала личности и формирование нового
социального опыта;
• создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и
культурных ценностей,
• воспитание уважения к истории, культуре своего и других народов и
ориентация в информационном пространстве;
• сохранение психического и физического здоровья учащихся.
Система дополнительного образования функционирует в течение года с 1
сентября по 30 мая, включая каникулярные дни в соответствии с расписанием
дополнительного образования в режиме 5-и дневной учебной недели и создает
условия для непрерывного развития личности.
Учебный план, календарный учебный график, расписание дополнительного
образования составляются с учетом наиболее благоприятного режима труда и
отдыха учащихся.
Деятельность детей осуществляется как в одновозрастных, так и в
разновозрастных объединениях по интересам.
Основная форма организации деятельности - групповая.
Занятия проходят в свободное от основной учебы время, учащимся
предоставляются возможности сочетать различные направления и формы
занятий, переходить из одной группы в другую.
В 2021-2022 учебном году дополнительное образование организовано по
следующим направленностям: социально-педагогическое, художественное,
техническое, спортивное.
11

Учебное расписание, календарный учебный график дополнительного
образования. План утверждается руководителем образовательной организации
по представлению педагогических работников (педсовета школы), учитывая
пожелания
учащихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних учащихся к режиму работы школы (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от
29.08.2013 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам").
Основанием для зачисления обучающихся в объединения является
письменное заявление родителей (законных представителей) или заявления
самого обучающегося, достигшего 14 лет. Между родителями (законными
представителями) и учреждением в лице директора школы заключается
договор на оказание образовательных услуг. В творческих объединениях
аэробика и спортивной направленности проводится прием обучающихся по
справкам о состоянии здоровья. Занятия проводятся согласно расписанию ДО.
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке
Российской Федерации - русском языке. Программное обеспечение программ
дополнительного образования осуществляется за счет составления
образовательных программ дополнительного образования педагогами школы
на основе методических рекомендаций и примерных программ по
направлениям деятельности.
Планируемые результаты реализации программ дополнительного
образования:
 формирование и развитие творческих способностей детей;
• создание в школе единой системы дополнительного образования, которая
будет способствовать свободному развитию личности каждого ученика;
• расширение различных видов деятельности в системе дополнительного
образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и
потребностей, учащихся в объединениях по интересам;
• увеличение числа учащихся, достигающих высоких результатов в
определенных видах деятельности;
• целенаправленная организация свободного времени большинства учащихся
школы;
• создание условий для привлечения родителей к организации и проведению
кружков, факультативов, секций;
• внедрение в образовательный процесс современных методик обучения и
воспитания.
Для контроля результатов деятельности учащихся руководителем
объединения дополнительного образования проводятся мониторинги,
анкетирование, тестирование, собеседование, зачеты и т.д.
Показателем эффективности работы является участие детского объединения в
конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, конференциях, выставках, фестивалях
и т.д.
12

Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по
дополнительной образовательной программе и проводиться в следующих
формах: творческие работы, самостоятельные работы, отчетные выставки,
вопросники, тестирование, зачет, концертное выступление, защита творческих
работ, проектов, конференции, олимпиада, соревнование, турнир, сдача
нормативов.
ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Для оценки организации дополнительного образования используются три
группы показателей:
1. первая группа характеризует результаты дополнительного образования,
2. вторая - основные условия для их реализации,
3. третья – наличие условий для развития дополнительного образования.
Оценка результатов может проводиться по показателям:
 охват учащихся (% от общего количества) дополнительным образованием в
своей школе,
 охват учащихся занимающихся в спортивных секциях в своей школе
 количество и результаты учащихся, участвующих в конкурсах, смотрах,
соревнованиях.
 количество и результативность участия в предметных олимпиадах.
 уменьшение количества учащихся, состоящих на учете в ПДН и
внутришкольном учете
 уменьшение количества неуспевающих учащихся, пропускающих учебные
занятия
 рост количества учащихся, посещающих кружки, среди детей группы
« риска»
 рост количества учащихся, принимающих участие в КТД
 рост количества учащихся, участвующих в работе органов ученического
самоуправления Оценка основных условий для дополнительного образования
может проводиться по показателям:
 количество программ дополнительного образования детей в школе и по
возрастным группам учащихся,
 финансовая доступность для учащихся,
 наличие квалифицированных преподавателей
Оценка условий для развития дополнительного образования осуществляется
по наличию программ дополнительного образования, как часть общей
программы развития образовательного учреждения.
Должно быть обеспечено разнообразие программ дополнительного
образования и охвачены все возрастные группы учащихся.
Создание условий для повышения качества профессиональной
подготовки педагогов дополнительного образования детей.
Профессионализм
педагога
–
это
результат
индивидуальной
целенаправленной работы над собой, постоянное повышений своего научнометодического потенциала. Современный педагог дополнительного
13

образования должен быть, прежде всего, направленным на
коммуникативными качествами, стремиться к партнерским
своими воспитанниками, владеть знаниями, достаточными
авторской образовательной программы. Использовать
педагогические средства и приемы.

детей, обладать
отношениям со
для разработки
разнообразные

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 создание в школе единой системы дополнительного образования, которая
будет способствовать свободному развитию личности каждого ученика;
 расширение различных видов деятельности в системе дополнительного
образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и
потребностей, учащихся в объединениях по интересам;
 увеличение числа учащихся, достигающих высоких результатов в
определенных видах деятельности;
 целенаправленная организация свободного времени большинства учащихся
школы;
 создание условий для привлечения родителей к организации и проведению
кружков, факультативов, секций;
 внедрение в образовательный процесс современных методик обучения и
воспитания.

14

Учебный план дополнительного образования
МБОУ «Строевская СОШ» в 2021-2022 учебном году
Направленнос
ть

Название
объединения

Уровень
программы

Форма
Возрастн
организаци ая группа
и
(лет)

Ф.И.О.
педагога

социальнопедагогическа
я
социально педагогическа
я
художественн
ая
художественн
ая
художественн
ая
техническая

Школьная
газета

общеразвивающ
ая

групповая

10-15

Рыпакова
О.Б.

Юный
инспектор
движения
Аэробика

общеразвивающ
ая

групповая

11-12

Пеньевск
ая В.Н.

1

общеразвивающ
ая

групповая

7-15

3

Вокал

общеразвивающ групповая
ая
общеразвивающ групповая
ая
общеразвивающ групповая
ая

7-15

Волова
О.П.
Волова
О.П.
Волова
О.П.
Сергеева
И.В.
Кункова
В.В.

техническая

техническая

спортивная

Роспись по
ткани
Робототехни
ка
Робототехни
ка для
начинающих
Робототехни
ка Плосская
ОШ
Настольный
теннис

спортивная

Стрельба

спортивная

Баскетбол

спортивная

Настольный
теннис
Плосская
ОШ
Минифутбол

спортивная
спортивная

Чудо шашки

спортивная

Силовое
троеборье

7-15
11-15

Колво
часо
вв
нед.
3

3
3
3

общеразвивающ
ая

групповая

7-10

общеразвивающ
ая

групповая

10-15

Рыпакова
О.Б.

3

общеразвивающ групповая
ая
общеразвивающ групповая
ая
общеразвивающ групповая
ая
общеразвивающ групповая
ая

10-17

Кошелев
Д.М.

3

12-17

Молчанов
А.Л.

2

7-12

Молчанов
А.Л.
Волов
С.А.

2

общеразвивающ групповая
ая
общеразвивающ групповая
ая
общеразвивающ групповая
ая
Итого

10-15

Волов
С.А.

2

7-15

Волов
С.А.

2

14-17

Кошелев
Д.М.

3

15

10-15

3

2

38

Приложение 1
к Программе дополнительного
образования школы

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
МБОУ «Строевская СОШ»

16

1. Продолжительность учебного года при реализации программ
дополнительного образования в 2021-2022 учебном году устанавливается с 1
сентября 2021 г. по 30 мая 2022 г.
2. Периоды учебных занятий и каникул:
Устанавливается продолжительность учебных периодов:
1 четверть 01.09 – 29.10
2 четверть 08.11 – 30.12
3 четверть 10.01 – 18.03
4 четверть 28.03 – 30.05
Устанавливаются сроки каникул:
с 01.11.2021 - 07.11.2021
с 31.12.2021 - 09.01.2022
с 21.03.2022 – 25.03.2022
Дополнительные для 1 класса - с 21 февраля по 27 февраля
3. Регламентирование образовательного процесса:
Устанавливается продолжительность учебной недели:
пятидневная учебная неделя;
Устанавливается режим занятий: по расписанию дополнительного
образования, утвержденному директором школы.
Устанавливается продолжительность занятий: 40 минут, перерывы для
отдыха: 10 минут.
Расписание звонков утверждается в соответствии с режимом работы школы.
4. Сроки реализации программ дополнительного образования:
Интеллектуальный клуб «Радуга» с 01.09.2021 по 30.05.2022, спортивный клуб
имени Василия Захарова с 01.09.2021 по 23.06.2022 г.
5. Итоговая аттестация обучающихся проводится руководителем
объединения ДО с привлечением администрации школы по окончанию
обучения по дополнительной образовательной программе. Результаты
итоговой аттестации фиксируются в «Протоколе» итоговой аттестации
обучающихся объединения, который является одним из отчетных документов
и хранится у администрации учреждения.
Итоговая аттестация обучающихся может проводиться в следующих формах:
творческие работы, отчетные выставки, срезовые работы, вопросники,
тестирование, зачет, концертное прослушивание, защита творческих работ,
проектов, фестиваль, олимпиада, соревнование, турнир, сдача нормативов.
6. Обучение по программам дополнительного образования в
каникулярное время осуществляется на основании приказа и отдельного
расписания, утвержденного директором образовательной организации.
Расписание занятий составляется для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха учащихся по представлению педагогических
работников с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных
17

представителей) несовершеннолетних учащихся и возрастных особенностей
учащихся (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 1008 от 29.08.2013 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам").
Учреждение имеет сайт https://stroevskoe.arkhschool.ru/. Сайт является
информационным ресурсом Учреждения, который обеспечивает официальное
представление информации об Учреждении в сети «Интернет», с целью
оперативного ознакомления педагогических работников, обучающихся и их
родителей, социальных партнеров и других заинтересованных лиц, с
образовательной деятельностью и успехами обучающихся Учреждения.

18

Календарный учебный график программы
дополнительного образования
МБОУ «Строевская СОШ» на 2021-2022 уч. Г.
Сроки
I
I
II
II
III
III
IV
реализац учебны каникулярны учебны каникулярны учебны каникулярны учебный
ии
й
й период
й
й период
й
й период период /
программ период/
период
период
четверть
/
четверт
/
/
уровень
ь
четверт
четверт
ь
ь
01.09.211-8
9 неделя
10-17
18 неделя 19-20
30 неделя 31-36
30.09.22 недели
недели
недели
недел
и

Занятия по расписанию
Промежуточный контроль
Итоговая аттестация

19

Приложение 2

Разработка и оформление
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
1. Основные характеристики дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, в
соответствии с современным законодательством, «представляет собой
комплекс основных характеристик образования (объем, содержание,
планируемые результаты), организационнопедагогических условий и в
случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации,
который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика,
рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных
компонентов, а также оценочных и методических материалов» (ФЗ ст.2, п.9).
1.2. Дополнительная общеразвивающая программа должна быть построена на
принципах конкретности, точности, логичности, реальности; иметь
официально-деловой стиль изложения с элементами научного, что
предполагает использование современной педагогической терминологии;
иметь оптимальный объем, не перегруженный излишней информацией.
1.3. Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных
программ должны строиться на следующих основаниях:
• свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
соответствие образовательных программ и форм дополнительного
образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
• вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
• разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ; модульность
содержания образовательных программ, возможность взаимозачета
результатов;
• ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
творческий и продуктивный характер образовательных программ; открытый и
сетевой характер реализации.
1.4. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
предназначены для детей и взрослых (ФЗ ст.75, п.2), 23 направлены на
всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в
интеллектуальном,
духовно-нравственном,
физическом
и
(или)
профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением
уровня образования (ФЗ ст. 2, п.14), самостоятельно разрабатываются и
утверждаются
образовательной
организацией,
осуществляющей
образовательную деятельность (ФЗ ст.12, п.5).
1.5. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для
детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей
(ст.75, п.1), но при этом к освоению образовательного содержания
допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования,
если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной
20

программы (ФЗ ст.75, п.3); в работе объединений при наличии условий и
согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с
несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без
включения в основной состав.
1.6. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
может реализовываться с использованием:
• сетевой формы, что обеспечивает возможность освоения обучающимся
образовательной программы с использованием ресурсов нескольких
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе
иных организаций (ФЗ ст.13, п.1);
• различных образовательных технологий, в том числе дистанционных, и
электронного обучения (возможно использование смешанной технологии, при
которой часть программы реализуется в очной/очно-заочной форме, а часть - в
дистанционной форме) (ФЗ ст.13, п.2);
• формы организации образовательной деятельности, основанной на
модульном принципе представления содержания образовательной программы
и
построения учебных
планов, использовании
соответствующих
образовательных технологий (ФЗ ст.13, п.3).
2. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
2.1. Дополнительная общеразвивающая программа является нормативным
документом,
содержащим
максимально
полную
информацию
о
дополнительном образовании, предлагаемом детям преимущественно в
возрасте от 6 до 18 лет; имеющим конкретизированные образовательные цель
и задачи, а также фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые
образовательные результаты.
2.2. Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ и сроки обучения по ним определяются образовательной
программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей
образовательную деятельность (ст. 75 п.4).
2.3. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными
стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные
образовательные стандарты не предусматриваются (ст.2, п.14).
2.4. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на (ст.75, п.1)
формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их
свободного времени.
2.5. Дополнительное образование детей обеспечивает (ст.75, п.1) их
адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и
поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

21

3. Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
3.1. Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы включает комплекс основных характеристик программы
(пояснительная записка; цель и задачи программы; содержание программы;
планируемые результаты) и комплекс организационнопедагогических
условий, включая формы аттестации (календарный учебный график;
условия реализации программы; формы аттестации; оценочные материалы;
методические материалы; рабочие программы (модули) курсов, дисциплин
программы; список литературы).
3.2. Титульный лист программы (лат. Titulus - «надпись, заглавие») – первая
страница, предваряющая текст программы и служащая источником
библиографической информации, необходимой для идентификации документа
(наименование образовательной организации, гриф утверждения программы
(с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название
программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность
разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).
3.3.
Комплекс
основных
характеристик
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы:
3.3.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы): направленность (профиль) программы 2 - техническая, спортивная,
художественная, социальнопедагогическая;
- актуальность программы - соответствие основным направлениям
социальноэкономического развития страны, современным достижениям в
сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному
социальному заказу/запросам родителей и детей; обоснование актуальности
должно базироваться на фактах – цитатах из нормативных документов,
результатах
научных
исследований,
социологических
опросов,
подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы; отличительные особенности программы - характерные свойства, отличающие
программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи,
которые придают программе своеобразие;
- адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого будет
актуальным обучение по данной программе – возраст, уровень развития, круг
интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе;
- объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на
весь период обучения, необходимых для освоения программы;
- формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые
и т.д.) и виды занятий по программе определяются содержанием.
направленность (профиль) образования - ориентация образовательной
программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности,
определяющая ее предметно тематическое содержание, преобладающие виды
учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения
образовательной программы (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 25) программы и могут
предусматривать лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные
работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры,
22

тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной
работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды
учебных занятий и учебных работ;
- срок освоения программы – определяется содержанием программы и должен
обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в
программе; характеризуют продолжительность программы - количество
недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
- режим занятий – периодичность и продолжительность занятий.
Цель и задачи программы, планируемые результаты:
- цель - это обобщенный планируемый результат, на который направлено
обучение по программе; формулируется с учетом содержания программы,
должна быть ясна, конкретна, перспективна и реальна;
- задачи - это конкретные результаты реализации программы; должны быть
технологичны, так как конкретизируют процесс достижения результатов
обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы: научить,
привить, развить, сформировать, воспитать.
Планируемые результаты формулируются с учетом цели и содержания
программы и определяют основные знания, умения, навыки, а также
компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты,
приобретаемые учащимися в процессе изучения программы.
Одним из ключевых элементов дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее освоения
учащимися (п.9 ст.2), которые представляют собой:
• систему ведущих целевых установок освоения всех элементов,
составляющих содержательно-деятельностную основу программы;
• письменную формулировку предполагаемых достижений учащегося,
которые он сможет продемонстрировать. При проектировании и реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
необходимо ориентироваться на метапредметные и личностные результаты
образования (Концепция, р.IV), а также предметные. Метапредметные
результаты означают усвоенные учащимися способы деятельности,
применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении
реальных жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде
совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных
навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений. Личностные результаты включают
готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному
самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами:
- мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии,
самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации);
-когнитивным (знания, рефлексия деятельности);
-операциональным (умения, навыки);
-эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное
отношение к достижению, волевые усилия).
Предметные результаты содержат в себе систему основных-элементов знаний,
которая формируется через освоение учебного материала, и систему
23

формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и
направлены на их применение и преобразование; могут включать:
-теоретические знания по программе;
-практические умения, предусмотренные программой.
3.4. Учебный (тематический) план - документ, который определяет
перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики,
иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (ФЗ №
273, ст.2, п.22; ст. 47, п.5) содержит наименование разделов и тем, определяет
последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием
теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля),
оформляется в виде таблицы; составляется на каждый год обучения:
№

Название
раздела
/темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Форма
аттестации
контроля

Автором-составителем программы дополнительного образования для более
полного учета специфики разработанного курса может быть предложена иная
форма учебного (тематического) плана.
3.5. Содержание учебного (тематического) плана - должно быть направлено
на достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения; это
реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с
последовательностью, заданной учебным планом.
3.6. Формы аттестации/контроля – разрабатываются и обосновываются для
определения результативности усвоения программы, отражают цели и задачи
программы, перечисляются согласно учебно-тематическому плану (зачет,
контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль
художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные
концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.);
Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточного контроля и итоговой аттестацией учащихся
регламентируются конкретной программой дополнительного образования,
разработанной педагогом дополнительного образования и утвержденной
руководителем образовательной организации.
- оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих
определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2,
п.9; ст. 47, п.5);
Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе должна носить
вариативный характер (Концепция, р. I). Инструменты оценки достижений
детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и
познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, а также
диагностировать мотивацию достижений личности (Концепция, р. III).
24

Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает проведение итоговой
аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам (ст.75), но и не запрещает ее проведение (ст.60) с целью
установления:
• соответствия результатов освоения дополнительной общеразвивающей
программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;
• соответствия процесса организации и осуществления дополнительной
общеразвивающей программы установленным требованиям к порядку и
условиям реализации программ.
Аттестация
(промежуточная
и
итоговая)
по
дополнительным
общеразвивающим программам может в порядке, установленном локальным
нормативным актом организации дополнительного образования (ст.30, ст.58),
который должен быть размещен на официальном сайте организации в сети
«Интернет»; формы, порядок и периодичность аттестации учащихся
определяется
образовательной
организацией,
осуществляющей
образовательную деятельность (Порядок, п.17). Учащимся, успешно
освоившим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу и прошедшим итоговую аттестацию, могут выдаваться
сертификаты, которые самостоятельно разрабатывают и утверждают
образовательные организации (ст.60), могут выдаваться почетные грамоты,
призы или устанавливаться другие виды поощрений.
3.7. Комплекс организационно-педагогических условий:
- условия реализации программы - реальная и доступная совокупность условий
реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы,
информационные, методические и иные ресурсы;
- методические материалы – обеспечение программы методическими видами
продукции, необходимыми для ее реализации - указание тематики и формы
методических материалов по программе (пособия, оборудование, приборы,
дидактический материал); краткое описание общей методики работы в
соответствии с направленностью содержания и индивидуальными
особенностями учащихся; описание используемых методик и технологий, в
том числе информационных (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5);
- рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав
образовательной программы (для модульных, интегрированных, комплексных
и т.п. программ) (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).
- список литературы - включает перечень основной и дополнительной
литературы (учебные пособия, сборники упражнений (контрольных заданий,
тестов, практических работ и практикумов), справочные пособия (словари,
справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может
быть составлен для разных участников образовательного процесса –
педагогов, учащихся; оформляется в соответствии с требованиями к
библиографическим ссылкам.
4. Календарный учебный график - это составная часть образовательной
программы, содержащая комплекс основных характеристик образования и
определяющая даты начала и окончания учебных периодов/этапов, количество
учебных недель или дней, продолжительность каникул, сроки контрольных
25

процедур, организованных выездов, экспедиций и т.п.; календарный учебный
график является обязательным приложением к образовательной программе и
составляется для каждой учебной группы (ФЗ № 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5).
5. Заключительные положения
5.1. Лица, осваивающие дополнительные общеобразовательные программы,
называются «учащимися» (ФЗ ст.33, п.2).
5.2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно
обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом
развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной
сферы.
5.3. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные
информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и
обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в
информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном
сайте образовательной организации в сети "Интернет": о реализуемых
образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей
образовательной программой; о численности обучающихся по реализуемым
образовательным программам; о материально-техническом обеспечении
образовательной деятельности (ФЗ ст.29, п.1, п.2).
5.4. Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность и периодичность занятий зависят от направленности
программы и индивидуальных особенностей учащихся, что определяется
локальным
нормативным
актом
образовательной
организации,
осуществляющей образовательную деятельность, и устанавливаются по
представлению педагогических 30 работников с учетом пожеланий учащихся
и их родителей (законных представителей) для создания наиболее
благоприятного режима труда и отдыха учащихся.
5.5. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по
основным вопросам организации и осуществления образовательной
деятельности, в том числе регламентирующие правила приема учащихся,
режим занятий учащихся, формы, периодичность и порядок текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, порядок и
основания перевода, отчисления и восстановления учащихся, порядок
оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений
между образовательной организацией и учащимися и (или) родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ФЗ ст.30,
п.2).

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».